Скачать 56.34 Kb.
|
Урок русского языка во 2 классе. Тема: " Непроизносимые согласные" Цели: - дать учащимся первоначальное понятие о непроизносимых согласных в слове, соотнести его с понятием о правописании парной согласной в корне; - выработать алгоритм правописания новой орфограммы; - развивать наблюдательность, внимание к слову, логическое мышление; - прививать интерес к предмету. Ход урока I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. II. Работа по теме урока. 1. Актуализация знаний. На доске текст: Ре..ко светит со..нце. Стоят ненас..ные дни. Грус..но в эту пору в лесу. Облетели молодые ли..ки, бере..ки, ду..ки. Пахнет прелой листвой. Еще видны кое-где запоздалые поз..ние цветы. Но праз..ник леса уже прошел. Следующая часть текста закрыта: Но вот из-за сизой точки выглянуло солнышко, и под его ласковыми лучами заулыбалась хмурая картина осени. (ученики читают предложения и отвечают на вопросы ) - Как можно назвать прочитанные предложения? (это текст) - Почему? (предложение связано одной темой. Этот текст можно озаглавить) Обсуждение и анализ текста. 2. Создание проблемной ситуации. - Выпишите из текста в строчку слова с пропущенными буквами. Вставленные буквы подчеркните. - Что общего в выписанных словах (все пропущенные буквы- согласные) - Чем они различаются? (в некоторых словах согласные не слышатся) - Запишите эти слова в две колонки и выполните проверку 3. Знакомство с темой урока. Постановка целей. - Подчеркните двумя чертами согласные которые не произносятся. - Как их можно назвать? (непроизносимые) - Можете ли вы предположить, как называется тепа сегодняшнего урока? Учитель открывает тему записанную на доске. - Поставьте цель урока (научиться проверять слова с непроизносимой согласной) - Иногда согласные "играют с нами в прядки". Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Для проверки и правильного написания мы должны подобрать такое родственное слово, чтобы данная буква слышалась в нем отчетливо. Задание. В следующих словах проверить непроизносимые согласные. (работа выполняется коллективно, один человек работает у доски) Солнце - Ненастное- Позднее- Праздник- Ученики не могут подобрать проверочное слово к слову "праздник", так как имеющихся знаний им недостаточно. - Да, это слово проверить нельзя. Но если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этого слова, то мы поймем, почему здесь находится буква "Д". Слово "праздник" в древнерусском языке звучало так: "Праздь" (свободный от работы день) Учитель записывает на доске: "праздник - праздь" В русском языке есть еще два таких слова (открывает слово "чувство") Задание на дом: узнать, как появилась в этом слове непроизносимая буква "в". - А следующее слово вы узнаете отгадав загадку: Когда лежу я на спине, Нет пользы никакой во мне, Но прислони меня к стене - Найдется сразу дело мне. (лестница) - Запишем: "лестница- лества". - Слово "лестница" произошло от древнерусского слова "лества"- то, с помощью чело лезут вверх или вниз. - Запишите эти слова в словарь Физкультминутка. Если я скажу слово с разделительным мягким знаком, вы присядете. Если без разделительного знака - прыгнете. Колос, колосья, брат, братья, прут, прутья, день, деньки, семь, семья III. Закрепление изученного материала. 1. Работа в парах. Учитель открывает доску с записью: Счастье - ? поэт Известие - ? случай Вкус - ? счет Уста- ? рассказ Интерес - ? обед - Сформулируете задание, ориентируясь на тему урока. Задание. Составьте и запишите образованные словосочетания вместе с проверочными словами. 2. Работа в учебнике. Страница 15, упражнение 48. IV. Итог. V. Домашнее задание. УРОК ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ. Тема: РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. "ЛЕСНЫЕ ЧУДЕСА" Цели: - повторить правила работы с природными материалами и пластилином; - закрепить умение соединять детали с помощью пластилина; - воспитывать эстетический вкус, продолжить работу по экологическому воспитанию; - продолжить работу по развитию речи, наблюдательности, воображения, творческого мышления. Оборудование: иллюстрация с изображением животных; загадки о животных; рисунки Е. И. Чарушина; карточки со словами; подготовленная подставка для выставки работ учащихся. Объект труда: фигурка птицы и зверя из природного материала. Материал: пластилин, шишки, ветки, желуди, перья. Ход урока I. Организационный момент . II. Постановка цели и сообщение темы урока. Сегодня мы должны были отправится в гости к лесным жителям, но произошло несчастье: Злой волшебник заколдовал птиц и зверей. Он превратил их в пластилин и природный материал. Цель нашего урока расколдовать жителей леса, то есть надо потрудиться и собрать одну птицу, одного зверя. III. Анализ материалов труда - Все из дома принесли пластилин. Пластилин - это инструмент или материал труда? (материал) - Какими свойствами обладает пластилин? (мягкость и пластичность) - Благодаря этим свойствам мы можем создать объемные фигурки. Чем отличаются объемные работы от плоских изображений (от рисунка)?(объемное изображение можно посмотреть со всех сторон). - Как называется человек, который выполняет объемное изображение? (скульптор) - Что означает слово "скульптура"? (изображение людей, животных в объеме) - Из чего делают пластилин? (сухую глину крошат, добавляют воск и краску) - У каждого находится природный материал. Что мы называем природным материалом? (все, что дает природа). - Прочитайте на доске запись. Найдите лишнее слово. шишки желуди ветки листья семена ракушки пуговицы - Как надо собирать природный материал? Под каким деревом собираем желуди? Шишки? - Сравним шишки по форме. - На столе лежат шишки ели, сосны, кедра. Каждая шишка имеет свои особенности и уже напоминает какого-то животного. Остается лишь доработать. IV. Характеристика животного мира. - Мы отгадаем загадки. Дадим характеристику животным леса. Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами. (Ежик) Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку. (заяц) Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка) V. Правила труда. Учащиеся проговаривают правила. - Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно. - Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после работы. - Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше. - Кончил работу - убери рабочее место быстро и аккуратно. - Главное правило - "Работать надо дружно!" Физкультминутка. На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям - физкультпривет! VI. Самостоятельная работа учащихся. - Много интересных поделок можно сделать из природного материала, если только внимательно присмотреться к сухим корням и веточкам. Некоторые из них напоминают летящую птицу, зверя, человека. Если обнаруживается интересный корешок, надо очистить его от земли, отрезать лишнее; если веточка - обрезать лишние отростки. Оставить нужно только то, что напоминает какое- либо животное или фантастическое существо. Сосновые и еловые шишки любых размеров вполне годятся для того, чтобы и из них сделать забавные игрушки. Это и смешной ежик, и мышонок, и журавль, и заяц. VII. Итоги. Выставка работ учащихся. Все работы устанавливаются на специально подготовленной подставке, на которой выполнены декорации леса, полянки, озера. Учащиеся анализируют средства, которые помогли им показать характер животного. VII. Итог урока. - Молодцы! Вы потрудились и создали из пластилина и природного материала лесных зверушек. Это замечательные игрушки! Благодаря вашему труду удалось расколдовать лесных жителей - птиц и зверей. Спасибо всем! Урок окончен. |