МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОМБАЙНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Актуальность проблемы
Актуальность педагогического опыта в том, что работа по методу учебных проектов стимулирует интерес учеников к знанию и обеспечивает возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем в реальной жизни. Этот проект решает такие задачи:
- учит учащихся приобретать знания самостоятельно и применять приобретённые знания для решения новых познавательных и практических задач;
- учит учащихся планированию учебной деятельности исходя из возникшей проблемы;
- формирует умения и навыки работы в парах, в группах;
- развивает коммуникативные навыки и умения;
- развивает умение ориентироваться в информационном пространстве.
Инновационная направленность педагогического опыта
Инновационная направленность опыта заключается в том, что:
- уроки-проекты введены с целью хорошей познавательной активности;
- уроки-проекты разработаны для уроков технологии и изобразительного искусства, тогда как авторские программы предлагают их в основном для уроков математики, физики, химии;
- первые уроки-проекты проводятся при поддержке родителей. Заинтересованные родители привлекались для помощи в организации групповой работы с обучающимися.
Соответствие педагогического опыта критериям инновации в прикладном плане обеспечило и то, что созданные и реализованные нетрадиционные уроки-проекты, решали такие задачи, как развитие у учащихся:
- умения планировать, анализировать свои действия;
- умения принимать решения, прогнозируя возможные последствия;
- способности к сотрудничеству;
- чувства ответственности за конечный результат.
Методологическая база педагогического опыта
Методологической базой моего опыта стала работа по методу проектов. В основу уроков - проектов положены такие принципы, как мотивированность на результат, значимость и актуальность выдвинутых проблем, позитивная взаимозависимость участников группы (по общей цели, по распределению ролей, по ресурсам, справедливому распределению объёма работы). Структура урока-проекта перекликается с этапами работы над долгосрочными проектами.
Коротко можно расписать этапы урока по пунктам в таблице, здесь же можно сравнить этапы урока над проектом и уроком с применением метода проектов: Работа над проектом
| Урок по методу проектов
| 1. Выявление проблемы и вытекающих из неё задач исследования.
| I.Организационный момент.
| 2. Выдвижение гипотезы и её решения (ученики обсуждают, предлагают собственные идеи).
| II.Актуализация опорных знаний.
| 3. Обсуждение методов исследования.
| III.Постановка проблемы.
| 4. Продумывание хода деятельности и распределение обязанностей.
| IV.Планирование работы.
| 5. Сбор, систематизация и анализ полученных данных.
| V.Открытие нового знания, разрешение проблемы.
| 6. Подведение итогов, оформление результата.
| VI.Оформление результата.
| 7. Выводы, выдвижение новых проблем исследования, анализ успехов и ошибок.
| VII.Первичное закрепление.
|
| VIII.Рефлексия.
| Поэтому важно обеспечить требования:
- учитель должен сам чётко спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;
- урок должен быть с проблемной и поисковой ситуацией;
- учитель нацеливается на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- должно быть максимум творчества, сотрудничества и минимум подачи готовых знаний;
- урок должен быть здоровьесберегающим и времясберегающим;
- дети сами делают взаимооценку и самооценку, поэтому урок должен быть добрым.
Педагогическая целесообразность опыта
Метод проектов – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата.
Уроки-проекты включают в себя различные методы оценивания. Ученики с самого начала урока знают, что от них ожидается, учитель встраивает возможности для рефлексии, обратной связи и корректировки. Особое внимание уделяется формированию у учащихся коммуникативных умений, к которым относятся:
- умение спрашивать, делать «запрос»;
- умение управлять голосом, умение говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации;
- умение выражать свою точку зрения, понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировать его, доказывать;
- умение договариваться, выбирать в доброжелательной атмосфере верное решение.
Успешное осуществление проектов зависит от использования передовых современных технологий. Достижение планируемых результатов возможно только при введении в педагогическую практику элементов образовательных инновационных методов и приёмов. Я использую различные педагогические технологии:
№ п\п
| Название используемой технологии
| Имеющийся или прогнозируемый результат
| 1
| Исследовательская деятельность
| Самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности.
| 2
| Проблемное обучение
| Приобретение ЗУН.
Усвоение способов самостоятельной деятельности.
Развитие познавательных и творческих способностей.
| 3
| Технология развития критического мышления
| Осваиваемый учащимися материал является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов.
Тем самым развивается способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом.
| 4
| Технология уровневой дифференциации «Лестница достижений»
| Установка для ученика: «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».
Вся система планируемых обязательных результатов известна и понятна школьнику.
Мотивация, а не констатация.
Предупредить, а не наказывать незнание.
Признание права ученика на выбор уровня обучения.
Ученик испытывает учебный успех.
| Психологическая целесообразность опыта
Главной целью для меня является воспитание успешного ученика. Ведь неуспешный ученик – это человек, у которого могут быть возможные проблемы в самореализации во взрослой жизни. Кроме этого, в классе всегда есть ребенок, которого недооценивают одноклассники, скромный, застенчивый, неуверенный в себе. Я делаю всё, чтобы ребята взглянули на такого ученика другими глазами, чтобы он сам себя начал уважать. Свою задачу вижу в том, чтобы воспитывать жизнелюбивых, честных, активных и добрых в своей жизни людей. Мне близки слова великих педагогов Шалвы Амонашвили: «Ребёнок – это, прежде всего, личность во всём многоцветии её качеств, черт и проявлений, а не только ученик!», Плутарха: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Всё, что я сделаю, останется жить в ребёнке, передастся из поколения в поколение как незримое духовное богатство. Многому можно научить ребёнка, но не привить ему чувства справедливости, милосердия, принципиальности, не сформировать любознательность, самостоятельность, организованность. Необходимо дарить им любовь, учиться вместе с ними, жить их надеждами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды. Вместе с детьми радуюсь успехам каждого и сопереживаю промахам и неудачам.
Бланк опроса для ведения мониторинга рефлексии учащихся
(можно трансформировать в различные игровые формы)
Палитра
| Закрасьте каждое поле цветом палитры, соответствующим значению ответа
| Уровень
достижения
результата
| Умение
планировать работу
| Умение принимать решения
| Умение работать в группе,
готовность к
сотрудни-честву
| Умение применять полученные знания, ответствен-ность за конечный результат
| Я могу
|
|
|
|
| Я с трудом
могу
|
|
|
|
| Я не умею, но хотел бы научиться
|
|
|
|
| Часто я обращаюсь к помощи родителей. Неоценимую помощь оказывают родители при организации групповых работ, коллективных проектов. Помогая мне, родители открывают в своих детях что-то новое: его организаторские способности, умение быстро сориентироваться при решении поставленной задачи, коммуникативные способности, видят проблемы, с которыми сталкивается ребёнок и это даёт им возможность своевременно оказывать ребёнку помощь. В классе есть дети испытывающие различного рода трудности в процессе обучения. Эти проблемы возникают по разным причинам: снижение уровня общего развития ребёнка, нарушения памяти и моторики, неразвитость интеллекта, отсутствие навыков коммуникабельности, инфантилизм, полное отсутствие речевой культуры, невнимательность и многое другое. Здоровьесбережение – необходимый компонент современного урока, особенно для учащихся начальных классов. Физкультминутки, динамические паузы помогают снять напряженность, усталость, переключиться. После короткого перерыва учащиеся более активно включаются в учебно-познавательную деятельность.
Организовывая проектные работы, проводя интересные групповые мероприятия, можно дать ребёнку мощный толчок к саморазвитию, адаптации к учебному процессу, привить навыки саморегуляции.
Учитывая возрастные особенности учащихся, я активно использую игровые моменты. Вовлекая учащихся в учебную деятельность в игровой форме, мне удаётся избегать шаблонности уроков, пассивности некоторых детей. Игра позволяет активизировать субъектный опыт; создаёт атмосферу заинтересованности; стимулирует учащихся к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; поощряет стремление находить свой способ решения учебной задачи.
Ресурсное обеспечение
Работа по методу проектов закладывает основы для последующего обучения в старшем звене. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения по технологии и изобразительному искусству, так как именно наглядность обеспечивает возможность учёта возрастных и психологических особенностей школьников, их восприятия информации.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) раздаточные материалы;
3) иллюстрации героев-сказок;
4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи овощей и фруктов и др.;
5) таблицы и схемы.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.)
Применение разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет оптимально организовать исследовательскую работу на уроках.У учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, человеческих взаимоотношений. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер уроков-проектов, а также использование разнообразных средств обучения.
|