Использование педагогических технологий
в обучении иностранному языку.
Семенченко Наталья Сергеевна
Преподаватель иностранного языка
ОГАОУ СПО ЧАМТ
пос. Чернянка, Белгородская область
Проблема повышения эффективности обучения постоянно находится в центре внимания педагогов. В современных условиях решение этой проблемы органично связано с перспективой реализации педагогических технологий. Понятие технология является достаточно новым для педагогической лексики. На сегодняшний день существует масса подходов к понятию педагогическая технология.
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
К особенностям педагогической технологии можно отнести то, что каждому технологическому звену, приему нужно найти свое целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Никакая технология не может заменить живого, эмоционального человеческого общения. Любая педагогическая технология, ее разработка и применение требует высочайшей творческой активности педагога и учащихся. Активность детей проявляется в возрастающей самостоятельности. Большое значение в активизации деятельности обучающихся в технологическом процессе имеют психологическая установка, постановка перспектив опережающего характера.
Сегодня, чтобы удовлетворить образовательные потребности каждого обучающегося, преподаватель должен владеть не только содержанием предмета, средствами и формами организации учебного процесса, но и современными педагогическими технологиями.
Существует несколько видов классификации педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам существующие педагогические технологии имеют сходство, но различаются по разным параметрам:
- по уровню применения;
- по формам организации;
- по типу управления познавательной деятельностью;
- по подходу к ребенку;
- по ориентации на личностные структуры;
- по ориентации на личностные структуры;
- по характеру содержания и структуры.
По уровню применения технологии бывают:
-общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения);
-частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка);
-локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).
По организационным формам технологии бывают:
- классно-урочные;
- альтернативные;
- академические;
- клубные;
- индивидуальные;
- групповые;
- коллективных способов обучения;
- дифференцированного обучения.
По типу управления познавательной деятельностью:
- традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);
-дифференцированное (система малых групп, система « репетитор»);
-программированное (компьютерное, программное, система «консультант»).
По подходу к ребенку технологии подразделяются на:
-авторитарные (Педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а обучающийся только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией жизни образовательной организации, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);
- сотрудничества (это демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучающиеся, находясь в соавторстве, вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);
- свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);
- личностно-ориентированные (они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);
- гуманно-личностные (отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности);
- массовая (традиционная) технология (школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);
- технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);
- технология компенсирующего обучения (используется для педагогической коррекции, поддержки, выравнивания, компенсации).
По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:
- информационные (формирование знаний, умений и навыков);
- операционные (обеспечивают формирование умственных действий);
- технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);
- эвристические (развивают творческие способности учащихся);
- прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).
По характеру содержания и структуры технологии бывают:
- обучающие;
- воспитательные;
- светские;
- религиозные;
- общеобразовательные;
- профессиональные;
- гуманистические;
- технократические;
- моно- и политехнологии;
- проникающие.
В педагогике насчитывается более сотни технологий. Однако в последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное обучение. Его основу составляет обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:
Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
Во-вторых, современные ученики прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
В-третьих, современные учебные организации остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для преподавателя представляется как уникальное явление. Педагог помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.
Модель личностно-ориентированного обучения отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, а так же реализует принципы гуманитарного образования, которое способствует развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обучению.
Современный личностно-ориентированный урок есть не только динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия преподавателей и учащихся, но и развивающаяся система, связанная с окружающей средой в первую очередь с информационными каналами. Внешние влияния и внутренние противоречия способствуют развитию урока.
Являясь формой организации образовательного процесса, личностно-ориентированный урок состоит из известных компонентов традиционного урока, но функции их реализации существенно изменяются.
Обучающие цели, используемые в основном сегодня преподавателями в формулировке «формирования», не отражают, по сути, процесс взаимодействия преподавателя и учащихся на уроке.
Цели же типа:
- помочь учащимся представить проект изучения новой темы;
- организовать работу обучающихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, правил, законов и т.п.
- обеспечить закрепление понятий, правил, законов и т.п.
- организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний и умений в разнообразных ситуациях;
- организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний;
- обеспечить контроль ЗУНов обучающихся по теме;
- организовать деятельность обучающихся по коррекции ЗУНов – позволяют неформальному усвоению изученного материала.
Технологическими характеристиками личностно-ориентированного урока является определенным образом организованный процесс развивающего воздействия на обучающихся через учебное содержание, характеризуемый целеполаганием, заданной последовательностью технологических процедур по проектированию учебного процесса, выполняемых преподавателем. Личностно-ориентированный урок имеет следующую структуру: тема урока, тип урока, форма проведения, цели, методический инструктаж, оборудование урока, характеристика учебного занятия.
При обучении иностранному языку я пришла к выводу о необходимости применения педагогических технологий, а именно, личностно-ориентированной технологии, с целью повышения качества знания по предмету. К принятию такого решения меня подтолкнула проблема учета индивидуальных способностей студентов СПО (студенты 1курса имеют разный базовый уровень знаний по иностранному языку). Эта проблема была решена в результате правильного использования индивидуальной, парной и коллективных форм работы. Для этого я использовала организационные приемы обучения, чтобы обучать всех, но при этом создавая наиболее благоприятные условия для учения каждого:
Целенаправленная помощь в «критических точках» урока, в зависимости от уровня той или иной способности.
Например, во время фонетической зарядке на уроке иностранного языка коллективно работают все обучающиеся, но индивидуально я провожу работу только с группой тех обучающихся, у которых слабо развиты способности к восприятию и имитации.
Целенаправленное использование опор различного типа: смысловых и содержательных, вербальных, иллюстрированных и схематических.
Например, подбираю опору (различного вида в зависимости от задания), которая поможет обучающемуся с низким уровнем функционально-адекватного восприятия быстрее и правильнее ответить на вопрос или справиться с грамматическим заданием.
Варьирования времени на подготовку.
«Слабые» обучающиеся получают больше времени на обдумывания ответа.
Более частый опрос обучающихся со «слабыми» способностями.
Это активизирует обучающихся, развивает их способности, приучает работать их весь урок.
Использование упрощенных или усложненных заданий.
Применяю главным образом в домашних заданиях («слабые» должны выполнить задание на основе разговорного текста, «средние» на основе опыта, но с опорами, а «сильные» - без опор).
Таким образом, личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому обучающему возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.
Средствами развития интеллектуальных способностей ученика при личностно-ориентированном обучении являются стремление к развитию личности, предоставление ученику возможности активной познавательной деятельности через посильную самостоятельную работу и предоставление творческой свободы. Литература:
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике/ Ш. А. Амонашвили- М., 1996.
Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Уч. пособие для студ. высш. пед. зав.- М.: Изд, центр “Академия”, 2001.- 272с.
Савина Ф.К. Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. Сборник научных статей. Волгоград «Перемена», 1993.-194с.
|