ТЕХНОЛОГИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Технология. 1-4 классы», созданной авторским коллективом под руководством профессора В.Д. Симоненко, утверждённой МО РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:
Программы начального и основного общего образования: Сборник. – М.: Вентана – Граф, 2007.
Технология 1 класс. Учебник/ Под редакцией В.Д. Симоненко – М.: Вентана – Граф, 2007.
Программа по технологии для начальной школы отражает современным требованиям к модернизации содержания технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста.
Программа разработана в соответствии с требованиями личностно – деятельностного подхода к технологическому образованию, ориентирована на формирование у учащихся общих учебных умений и навыков в различных видах умственной и практической деятельности (общепознавательной, графической, проектной, а также навыков конструирования и дизайна) и направлена на получение младшими школьниками первоначального опыта в этих видах деятельности Количество часов:
в год – 33;
в неделю – 1;
в 1-й четверти – 8;
во 2-й четверти – 7;
в 3 –й четверти – 10,
в 4-й четверти – 8.
№
| Тема урока
| Кол-во
часов
| дата
| Теоретические сведения
| Варианты объектов труда
|
| I- четверть
| 8ч.
|
| Правила и приемы разметки деталей по трафарету и с помощью копировальной бумаги. Правила безопасности работы с ножницами.
| Панно.
| 1.
| Технология вокруг нас. Урок – экскурсия.
| 1
|
| Труд. Признаки труда.
| Экскурсия на производство.
| 2.
| Трудимся в огороде и в саду. Осенние работы
| 1
|
| Общее представление о процессе труда.
| Дидактические игры.
| 3.
| Сбор семян декоративных растений. Урок – экскурсия.
| 1
|
| Природные материалы родного края, их свойства. Практическая работа № 1 Способы заготовки, хранения и подготовки природного материала. Аппликация.
| Панно.
| 4-5.
| Создаем прекрасное и полезное из природных материалов. Аппликация из целых форм растений. КТД.
| 2
|
| Организация рабочего места. Качество изделия и его критерии. Факторы. Влияющие на качество. Практическая работа№2.Аппликация.
| Открытка.
| 6.
| Создание композиции из сухих листьев.
| 1
|
| Технология изготовления аппликаций из целых форм растений.
| Открытка с аппликацией.
| 7-8.
| Лепка из глины и пластилина. Пластический способ лепки.
| 2
|
| Правила и приемы лепки из глины (пластилина) пластическим способом. Технология изготовления изделий из глины (пластилина).
| Фигурки зверей и птиц.
|
| II- четверть
| 7ч.
|
|
|
| 9.
| Уход за комнатными растениями.
| 1
|
| Значение рыхления почвы, прореживания, прополки, полива растений. Характерные отличия культурных растений от растений-сорняков.
| Уход за растениям и.
| 10.
| Бумага, её виды, свойства, назначения.
| 1
|
| Бумага. Виды бумаги и ее свойства. Практическая работа№3. Выявление свойств и строения бумаги. Влияние на нее влаги.
| Оригами.
| 11.
| Изготовление игрушки из бумаги.
| 1
|
| Правила и приемы разметки деталей сгибанием.
| Аппликация «Дружба»
| 12-13.
| Изготовление панно из бумаги.
| 2
|
| Технологии изготовлений изделий. Правила и приемы организации рабочего места для работы с бумагой.
| Ребристые игрушки.
| 14
| Составление мозаики из бумаги.
| 1
|
| Правила и приемы разметки деталей по шаблонам и на глаз. Приемы нанесения клея на бумагу и склеивания.
| Мозаика.
| 15.
| Изготовление новогоднего сюрприза (открытка).
| 1
|
| Графические изображения, их назначение. Линии чертежа, их назначение и начертание. Схемы. Практическая работа№4. Приемы чтения схем оригами.
| Оригами. Снежинки.
|
| III – четверть.
| 10ч.
|
|
|
| 16.
| Лечим книжки
| 1
|
| Ремонт книг.
Книгопечатание. Основные части книги. Правила обращения с книгами. Ликвидация разрывов листов книг, крепеж выпавших листов, Склеивание обложки.
| Ремонт тетрадей или книг.
| 17.
| Составление весенних букетов. Декорирование ваз.
| 1
|
| Декоративное оформление и уход за жилищем.
Теоретические сведения. Семейные традиции. Приглашение гостей. Практическая работа№5 Составление букета и изготовление декоративной вазы для него.
| Пригласительные билеты.
| 18.
| Плетение из ниток закладки для книг. Элементы материаловедения.
| 1
|
| Общие сведения о назначении и видах тканей и ниток, их свойствах. Практическая работа№6. Свойства нитей и тканей..
| Закладки из ниток.
| 19.
| Изготовление игрушки из ниток.
| 1
|
| Технология изготовления изделий из ниток путем плетения.
| «Косичка»
| 20.
| Изготовление куколки из ниток.
| 1
|
| Кисточки и помпоны, их назначение. Инструменты и приспособления для работы с нитками и тканью. Приемы безопасной работы с ними.
| Игрушки из кисточек.
| 21.
| Изготовление помпонов.
| 1
|
| Изготовление помпонов, подбора и отмеривания для них ниток нужной длины.
| Игрушки из помпонов
| 22.
| Учимся вышивать.
| 1
|
| Вышивка как способ декоративного украшения изделия из ткани. Бахрома.
| Салфетка.
| 23.
| Учимся вышивать.
| 1
|
| Прямые стежки. Практическая работа№7.Коллекция видов ниток..
| Салфетка. Отделка.
| 24.
| Изготовление панно из ткани.
| 1
|
| Соединение деталей клеем или на основе флезофикса.
| Панно-коллаж.
| 25.
| Изготовление панно из ткани
| 1
|
| Аппликация и коллаж из текстильных материалов.
| Панно-коллаж.
|
| IV - четверть
| 8ч.
|
|
|
| 26.
| Пришивание пуговицы.
| 1
|
| Правила ухода за одеждой. Виды пуговиц и их назначение. Виды пуговиц и их назначение. Инструменты для шитья. Безопасные приемы работы с ними.
| Пришивание пуговиц.
| 27.
| Создание коллаж из различных материалов.
| 1
|
| Технология изготовления изделий в технике аппликации и коллажа.
| «Цыпленок»
| 28.
| Создание коллаж из различных материалов.
| 1
|
| Технология изготовления изделий в технике аппликации и коллажа.
| «Цыпленок»
| 29.
| Трудимся в огороде и в саду. Весенние работы.
| 1
|
| Значение
сельскохозяйственного труда в жизни человека. Инструменты и приспособления для работы на земельном участке. Практическая работа№8. Подготовка семян к посеву: сортировка, замачивание.
| Подготовка семян овощных и
цветочных растений и почвы к посеву.
| 30.
| Работаем в саду и огороде.
| 1
|
| Значение
сельскохозяйственного труда в жизни человека. Инструменты и приспособления для работы на земельном участке. Практическая работа№8. Подготовка семян к посеву: сортировка, замачивание.
| Подготовка семян овощных и
цветочных растений и почвы к посеву.
| 31.
| .Весенние работы в саду и огороде.
| 1
|
| Уборка территории
|
| 32.
| .Весенние работы в саду и огороде.
| 1
|
| Посев цветов.
|
| 33.
| Правила поведения за столом.
| 1
|
| Декоративное оформление и уход за жилищем.
Теоретические сведения. Семейные традиции. Приглашение гостей. Практическая работа№7. Составление букета и изготовление декоративной вазы для него.
| Пригласительные билеты.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования .
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:
Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 1 класс. Учебник/ Под редакцией Н.Б.Неменского – М.: «Просвещение», 2008
Н.Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Методическое пособие. – М.: «Просвещение». 2008
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов:
в год – 33;
в неделю – 1;
в 1-й четверти – 9;
во 2-й четверти – 7;
в 3 –й четверти – 10,
в 4-й четверти – 7.
Требования
к уровню подготовки обучающихся К концу первого года обучения обучающиеся должны
получить начальные сведения:
с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
простейшими сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени), о зависимости освещения предмета от силы и удалённости источника освещения;
делением цветового руга на группу «холодных» и «тёплых» цветов, промежуточный зелёный, на хроматические и ахроматические цвета;
начальными сведениями о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
начальными сведениями о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
понятием о видах изобразительного искусства;
ролью фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
с особенностями работы акварельными и гуашевыми красками;
о рисунке (живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре).
уметь:
высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
правильно сидеть за партой (столом), без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
использовать навыки компоновки;
передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;
передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удалённых и т.п.);
применять приёмы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов (акварель, гуашь, и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
менять направления штриха, линии, мазка согласно форме;
составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщённых и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;
лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
составлять аппликационные композиции из разных материалов (цветная бумага, коллаж).
Тематическое планирование
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| дата
| Вид изобразительной деятельности
|
| I -четверть
| 9ч.
|
|
| 1.
| Волшебный мир красок.
| 1
|
| Рисование по памяти и впечатлению
| 2.
| Форма и цвет предметов.
| 1
|
| Рисунок по замыслу
| 3.
| Рисование с натуры фруктов .
| 1
|
| Рисование пастелью и мелками
| 4.
| Рисование с натуры овощей.
| 1
|
| Лепка птиц и животных (работа в объёме)
| 5.
| Рисование с натуры осенних листьев.
| 1
|
| Рисование тушью, карандашом, углём
| 6.
| Рисование на тему: «Осенний пейзаж»
| 1
|
| Рисование по памяти и представлению
| 7.
| Рисование на тему: «Осенний пейзаж»
| 1
|
| Рисование по памяти и представлению
| 8.
| Аппликация «Осень».
| 1
|
| Экскурсия на выставку.
| 9
| Лепка овощей и фруктов.
|
|
| Выполнение макета игровой площадки
|
| II - четверть
| 7ч.
|
|
| 10
| Рисование с натуры или по представлению рыб.
| 2
|
| Рисование по представлению.
| 11
| Рисование с натуры или по представлению птиц.
| 1
|
| Рисование по памяти и представлению
| 12-13
| Иллюстрирование «Моя любимая сказка»
| 1
|
| Рисование по памяти и представлению
| 14
| Рисование с натуры елочных игрушек.
| 3
|
| Рисование по памяти и представлению
| 15-16.
| Рисование на тему «Новогодний праздник»
|
|
| экскурсия
|
| III- четверть
| 10ч.
|
|
| 17.
| Геометрический орнамент в полосе.
| 1
|
|
| 18.
| Декоративное рисование «Элементы цветочного узора»
| 1
|
| Рисование по представлению
| 19.
| Декоративное рисование «Растительный орнамент в полосе»
| 1
|
| Рисование по представлению
| 20
| Декоративное рисование «Растительный орнамент в круге»
| 2
|
| Аппликация сказочного домика разных геометрических форм
| 22
| Лепка животных.
| 1
|
| Рисование по представлению
| 23- 24
| Рисование на тему «Моя любимая мама»
| 2
|
| Лепка города
| 25.
| Декоративное рисование «Дымковская игрушка»
| 1
|
| Аппликация животного из разных геометрических форм.
| 26.
| Аппликация «Орнамент в квадрате»
| 1
|
| Изготовление сумочки
|
| IV - четверть
| 7ч.
|
|
| 27-28
| Рисование на тему «Весна»
| 1
|
| Рисование по памяти и представлению
| 29
| Рисование с натуры или по представлению весенний цветок.
| 1
|
| Рисование по памяти.
| 30-31.
| Рисование на тему «День Победы»
| 1
|
| Конструирование птиц.
| 32-33
| Рисование на тему «Лето»
| 1
|
| Рисование по памяти.
| |