Скачать 168.84 Kb.
|
Учитель географии МАОУ Черноковской СОШ Куликова Любовь Петровна Открытый урок по географии в 9 классе Тема «Общий физико-географический обзор России» Форма проведения урока: Общественный смотр знаний по географии. Цель урока: обобщение знаний по теме. Умение их практического применения. Ход урока. Председатель жюри: «Сегодня мы проводим общественный смотр знаний по географии. Тема смотра «Общий физико-географический обзор России». Смотр поручено провести жюри в следующем составе: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ От имени жюри выражаю надежду, что все ребята класса примут активное участие в работе смотра и желаю всем успехов». Слово для проведения смотра – учителю. На уроке, который мы сегодня проводим будут решаться следующие задачи:
Сегодня на уроке будут следующие виды работ:
1. Урок начнем с проведения географического диктанта. (все) Время___________ ( на партах листочки – подписать фамилии) Циклоны 4, 6, 9, 12 Антициклоны 2, 3, 8, 10, 11 Атмосферные фронты 1, 5, 7 Обозначьте цифрами типичные признаки погоды, которую приносят циклоны, антициклоны, атмосферные фронты.
2. Работа с картой (_4 человека). Время___________ А) Определить координаты крайней северной точки и крайней южной точки России (на материке). Определить протяженность страны с севера на юг в градусах и километрах. К.С.Т. мыс Челюскин ( Таймыр) 770 с. ш. К.Ю.Т. гора Базардюзю (Кавказ) 410 с.ш. 111 км. * (77 - 41)= 111 км * 360 = 3996 км Б) Определить координаты крайней западной точки и крайней восточной точки России (на материке) по линии Северного полярного круга. Определить протяженность страны с запада на восток в градусах и километрах по линии Северного полярного круга. ( 10 равен 51 км) На западе 290 в.д. и на востоке – 1690 з.д. 51 км * ( 180-29+11) = 51 км* 1620 = 8262 км В) Определить по карте падение и уклон реки Лены, если её длина равна 4400 км. Высота истока 1000 м , высота устья 200 м Падение равно 1000м – 200 м = 800 м. = 80000 см Уклон 80000 см : 4400 км = 18 см/км Г) В) Определить по карте падение и уклон реки Печоры, если её длина равна 1809 км. Высота истока 500 м , высота устья 200 м Падение равно 500м – 200 м = 300 м. = 30000 см Уклон 30000 см : 1809 км = 16 см/км 3. Во время работы учащихся у доски с остальными работа по вопросам. (фронтальный опрос) Время___________
Проверка выполненных заданий у доски (коротко ответы) 4. Работа с контурной картой (6 человек) Время___________ А) На контурной карте подпишите крайние точки России (на материке), океаны, омывающие территорию России. Б) На контурной карте отметьте границу России, подпишите пограничные государства. В) На контурной карте подпишите отмеченные объекты. Г) На контурной карте обозначьте крупные реки и озера России. 5. Решение кроссвордов (9 человек) Время___________ 6. Терминологический диктант (слова - ответы на доске, выходят и отмечают о чем речь) По вариантам ( ряд 1 и ряд 2). (физкультминутка) Время___________ 1 ряд. 2 ряд. Воздушная масса 1 Циркуляция атмосферы 8 Местное время 7 Поясное время 4 Платформа 9 Сейсмический пояс 2 Фундамент 17 Щит 6 Цунами 13 Тайфуны 10 Уклон реки 11 Падение реки 12 Циклон 3 Антициклон 14 Межень 15 Половодье 16 Минеральные воды 19 Межпластовые воды 18 Капилляры 5 Гумус 20 Вопросы:
7. Решение задач по карте (на местах) по теме «Часовые пояса» А) Самолет вылетел в 9 часов из Москвы (2 ч.п.) в Якутск (8 ч.п.). Когда по местному времени совершит посадку в Якутске самолет, находившийся в пути 5 часов? Решение. 8 ч.п. – 2ч.п. = 6 часов разница 9 часов + 6 часов (разница) + 5 часов (время полета) = 20 часов Ответ: В 20 часов совершит посадку. Б) Сколько времени с учетом декретного будет в Хабаровске (9 ч.п.) , если в Лондоне (0 ч.п.) полночь? Решение. 24 часа + 9 часов + 1 час ( декретное на 1 час) = 10 часов. Ответ: 10 часов в Хабаровске В) Самолет вылетел из Читы (8 ч.п.) в Мурманск (2 ч.п.) в 19 часов по местному времени. Из Читы до Мурманска лететь 5 часов. Сколько времени будет в Мурманске, когда самолет приземлится? Решение. 8 ч.п. – 2 ч. п. = 6 часов разница во времени. 19 часов – 6 часов (разница) + 5 часов (время полета) = 18 часов. Ответ: 18 часов в Мурманске. Г) В Москве 15 часов. Который час по местному времени в г. Норильске, Владивостоке, Анадыре? Решение. Разница во времени по часовым поясам определить. Норильск - 19 часов, Владивосток – 22 часа, Анадырь – 24 часа. 8.Определить по картам учебника коэффициент увлажнения отдельных территорий страны. На карте отмечены точки 1, 2, 3 и т.д. Определить К увл. по формуле К= О/И 1 точка ( п-ов Таймыр) К увл.= 300: 200= 1,5 (избыточное) 2 точка ( на западе страны) К увл.= 700: 600= 1,1 (избыточное) 3 точка ( на Кавказе) К увл.= 1200: 800= 1,5 (избыточное) 4 точка ( Забайкалье) К увл.= 300: 600= 0,5 (недостаточное) 9. Игра «Доскажи словечко».
Течет довольно долго. Источником была река, Ну, а зовется …… (ВОЛГА).
Её исполин. Я остров Востока – Большой….. (САХАЛИН). 3. Имя женское ношу. В устье бьется пена. С морем Лаптевых дружу, А зовусь я ……(ЛЕНА). 4. Я река – граница, Не пролетит и птица, Я – бунтарь и балагур, Страстный, яростный…..(АМУР). 5. Вдаль бегу, к Оби родной, Нрав удалый и крутой. Камни в пыль грызу! Крепыш! Имя мне, друзья…..(ИРТЫШ). 6. Нас предки звали просто – Камень. Шагнешь – подъем, шагнешь – провал. Нам не страшны дожди и пламень, Мы горы старые - …..(УРАЛ). 7. Сосед мой - Эльбрус В шапке снежной. Я Тереку даю разбег, Стою я в дымке безмятежной, Гора России – я ……(КАЗБЕК). 8. Зовут меня морем не зря! Прославили в песнях меня! Любил Ангару, но из рук отпускал, Мне громкое имя – могучий……(БАЙКАЛ). Вопросы и ответы к 1 этапу работы.
(Влияние морей Атлантического океана на климат России, объясняется тем, что с Атлантики приходят умеренные воздушные массы, которые далеко проникают в глубь страны из-за равнинности территории.)
(Да, поскольку реки преобразовывают рельеф, углубляют и расширяют русло, формируют долину, образуют дельту).
(Нет, так как на формирование рельефа большое влияние оказывают и внешние силы, кроме того действие внешних сил ослабевает, но не прекращается).
(Сравнить физическую и климатическую карты и сделать вывод по особенностям режима рек: наводнение возможно летом, в период муссонных дождей).
( На примере почвы, так как на образование почвы и её свойства влияют горные породы, рельеф, климат, растительность и животный мир)
(Вода, почва, растительность, животный мир).
(По климатической карте можно установить количество осадков, температуру, климатические пояса. Но для объяснения причин климата необходимо сопоставить ее с физической картой, чтобы выявить роль климатообразующих факторов).
(Непрерывное изменение времени суток происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси, шарообразности Земли).
(Если горы молодые, они высокие, склоны крутые, в горах возможно землетрясение и вулканизм).
(Из- за размеров территории страны , разнообразного рельефа и состава горных пород).
(Карское море Северного Ледовитого океана. С моря приходят в течение года холодные воздушные массы, часты заморозки и т.д.).
(Излучение Солнцем тепла и света называется солнечной радиацией, она измеряется в килокалориях на сантиметр квадратный в год).
(Количество отраженной радиации зависит от чистоты воздуха, от времени года, от подстилающей поверхности).
(Климатообразующие факторы это: Географическое положение, солнечная радиация, Движение воздушных масс, рельеф, подстилающая поверхность, близость морей и океанов, океанические течения и т.д.).
(Почвы подзолистые и дерново-подзолистые. Один горизонт – вымывания имеет серый цвет золы поэтому подзолистый).
Летчики, моряки, водители – знания карты, геологи, картографии, лесники и др. – знание карты, ориентирование на местности, азимут и т.д.).
( Близкое залегание грунтовых вод приводит к заболачиванию территории, многоводности водоемов и большому их количеству, развитие эрозии. Распространены луга). А) На контурной карте подпишите крайние точки России (на материке), океаны, омывающие территорию России. Б) На контурной карте отметь границу России, подпишите пограничные государства. В) На контурной карте подпишите отмеченные объекты. Г) На контурной карте обозначьте крупные реки и озера России. 6. Терминологический диктант ( слова - ответы на доске, выходят и отмечают о чем речь) По вариантам ( ряд 1 и ряд 2). Воздушная масса 1 Циркуляция атмосферы 8 Местное время 7 Поясное время 4 Платформа 9 Сейсмический пояс 2 Фундамент 17 Щит 6 Цунами 13 Тайфуны 10 Уклон реки 11 Падение реки 12 Циклон 3 Антициклон 14 Межень 15 Половодье 16 Минеральные воды 19 Межпластовые воды 18 Капилляры 5 Гумус 20 Вопросы:
7. Решение задач по карте (на местах) по теме «Часовые пояса» А) Самолет вылетел в 9 часов из Москвы (2 ч.п.) в Якутск (8 ч.п.). Когда по местному времени совершит посадку в Якутске самолет, находившийся в пути 5 часов? Решение. 8 ч.п. – 2ч.п. = 6 часов разница 9 часов + 6 часов (разница) + 5 часов (время полета) = 20 часов Ответ: В 20 часов совершит посадку. Б) Сколько времени с учетом декретного будет в Хабаровске (9 ч.п.) , если в Лондоне (0 ч.п.) полночь? Решение. 24 часа + 9 часов + 1 час ( декретное на 1 час) = 10 часов. Ответ: 10 часов в Хабаровске В) Самолет вылетел из Читы (8 ч.п.) в Мурманск (2 ч.п.) в 19 часов по местному времени. Из Читы до Мурманска лететь 5 часов. Сколько времени будет в Мурманске, когда самолет приземлится? Решение. 8 ч.п. – 2 ч. п. = 6 часов разница во времени. 19 часов – 6 часов (разница) + 5 часов ( время полета) = 18 часов. Ответ: 18 часов в Мурманске. Г) В Москве 15 часов. Который час по местному времени в г. Норильске, Владивостоке, Анадыре? Решение. Разница во времени по часовым поясам определить. Норильск - 19 часов, Владивосток – 22 часа, Анадырь – 24 часа. Решение задач по карте (на местах) по теме «Часовые пояса» А) Самолет вылетел в 9 часов из Москвы (2 ч.п.) в Якутск (8 ч.п.). Когда по местному времени совершит посадку в Якутске самолет, находившийся в пути 5 часов? Решение задач по карте (на местах) по теме «Часовые пояса» Б) Сколько времени с учетом декретного будет в Хабаровске (9 ч.п.) , если в Лондоне (0 ч.п.) полночь? Решение задач по карте (на местах) по теме «Часовые пояса» В) Самолет вылетел из Читы (8 ч.п.) в Мурманск (2 ч.п.) в 19 часов по местному времени. Из Читы до Мурманска лететь 5 часов. Сколько времени будет в Мурманске, когда самолет приземлится? Решение задач по карте (на местах) по теме «Часовые пояса» Г) В Москве 15 часов. Который час по местному времени в г. Норильске, Владивостоке, Анадыре? Определить по картам учебника коэффициент увлажнения отдельных территорий страны. 1 точка (п-ов Таймыр) 2 точка (на западе страны) 3 точка (на Кавказе) 4 точка (Забайкалье) Определить по картам учебника коэффициент увлажнения отдельных территорий страны. 1 точка (п-ов Таймыр) 2 точка (на западе страны) 3 точка (на Кавказе) 4 точка (Забайкалье) Определить по картам учебника коэффициент увлажнения отдельных территорий страны. 1 точка (п-ов Таймыр) 2 точка (на западе страны) 3 точка (на Кавказе) 4 точка (Забайкалье) А) Определить координаты крайней северной точки и крайней южной точки России (на материке). Определить протяженность страны с севера на юг в градусах и километрах. Б) Определить координаты крайней западной точки и крайней восточной точки России (на материке) по линии Северного полярного круга. Определить протяженность страны с запада на восток в градусах и километрах по линии Северного полярного круга. ( 10 равен 51 км) В) Определить по карте падение и уклон реки Лены, если её длина равна 4400 км. Г) В) Определить по карте падение и уклон реки Печоры, если её длина равна 1809 км. 8.Определить по картам учебника коэффициент увлажнения отдельных территорий страны. На карте отмечены точки 1, 2, 3 и т.д. Определить К увл. по формуле К= О/И 1 точка ( п-ов Таймыр) К увл.= 300: 200= 1,5 (избыточное) 2 точка ( на западе страны) К увл.= 700: 600= 1,1 (избыточное) 3 точка ( на Кавказе) К увл.= 1200: 800= 1,5 (избыточное) 4 точка ( Забайкалье) К увл.= 300: 600= 0,5 (недостаточное) 8.Определить по картам учебника коэффициент увлажнения отдельных территорий страны. На карте отмечены точки 1, 2, 3 и т.д. Определить К увл. по формуле К= О/И 1 точка ( п-ов Таймыр) К увл.= 300: 200= 1,5 (избыточное) 2 точка ( на западе страны) К увл.= 700: 600= 1,1 (избыточное) 3 точка ( на Кавказе) К увл.= 1200: 800= 1,5 (избыточное) 4 точка ( Забайкалье) К увл.= 300: 600= 0,5 (недостаточное) 8.Определить по картам учебника коэффициент увлажнения отдельных территорий страны. На карте отмечены точки 1, 2, 3 и т.д. Определить К увл. по формуле К= О/И 1 точка ( п-ов Таймыр) К увл.= 300: 200= 1,5 (избыточное) 2 точка ( на западе страны) К увл.= 700: 600= 1,1 (избыточное) 3 точка ( на Кавказе) К увл.= 1200: 800= 1,5 (избыточное) 4 точка ( Забайкалье) К увл.= 300: 600= 0,5 (недостаточное) 7. Решение задач по карте (на местах) по теме «Часовые пояса» А) Самолет вылетел в 9 часов из Москвы (2 ч.п.) в Якутск (8 ч.п.). Когда по местному времени совершит посадку в Якутске самолет, находившийся в пути 5 часов? Решение. 8 ч.п. – 2ч.п. = 6 часов разница 9 часов + 6 часов (разница) + 5 часов (время полета) = 20 часов Ответ: В 20 часов совершит посадку. Б) Сколько времени с учетом декретного будет в Хабаровске (9 ч.п.) , если в Лондоне (0 ч.п.) полночь? Решение. 24 часа + 9 часов + 1 час ( декретное на 1 час) = 10 часов. Ответ: 10 часов в Хабаровске В) Самолет вылетел из Читы (8 ч.п.) в Мурманск (2 ч.п.) в 19 часов по местному времени. Из Читы до Мурманска лететь 5 часов. Сколько времени будет в Мурманске, когда самолет приземлится? Решение. 8 ч.п. – 2 ч. п. = 6 часов разница во времени. 19 часов – 6 часов (разница) + 5 часов (время полета) = 18 часов. Ответ: 18 часов в Мурманске. Г) В Москве 15 часов. Который час по местному времени в г. Норильске, Владивостоке, Анадыре? Решение. Разница во времени по часовым поясам определить. Норильск - 19 часов, Владивосток – 22 часа, Анадырь – 24 часа. |