Скачать 63.62 Kb.
|
. Разработка урока по географии 6 класс учителя высшей категории МОБУ СОШ №35г.Оренбурга Беловой А.П. Тема урока « Атмосфера: состав, строение, значение» Цели урока: Образовательные: сформировать понятие об атмосфере, как внешней газовой оболочке Земли. Развивающие: развитие познавательного интереса к изучению природных атмосферных явлений; развитие стремления к самостоятельному поиску знаний. Воспитательные: Повышение интереса к изучение предмета; экологическое воспитание; формирование научного мировоззрения Оборудование: Компьютер, проектор (диск «Природоведение 5 класс»: анимации «Образование атмосферы», «Из чего состоит воздух»), схема «Строение атмосферы», рисунки детей на тему «Атмосфера». Ход урока:
А) Вводное слово учителя: 2 мин Мы все знаем, что на Земле существует 4 океана. Какие это океаны? (Ученики называют океаны). Про них есть стихотворение у Андрея Усачева. « На нашей планете океанов – 4» Индийский – самый соленый в мире Океан Атлантический славен сельдями Ледовитый все время спит подо льдами А Тихий, конечно вовсе не Тихий А буйный, глубокий и самый великий.» Но есть еще и самый большой из всех океанов, и вы каждый день, каждый час, каждую минуту сами того не подозревая «купаетесь в нем» Не догадались? Тогда слушайте дальше: Он не соленый и не пресный, и к тому же без берегов. Словно огромные серебристые рыбы проплывают по его просторам самолеты. Это воздушный океан Земли. Его ещё называют атмосферой. Откройте тетради, запишите в них сегодняшнее число, тему урока. Б) Упражнение «Ассоциации». 3 мин Каждому из учащихся предлагается назвать свои ассоциации, которые возникают у него со словосочетанием «Воздушная одежда Земли». Используя эти ассоциации составить определение атмосфера; записать его в тетрадь. В) Происхождение атмосферы. 2 мин Ученые считают, что современная атмосфера появилась около 1 млрд. лет назад. Свое название она получила гораздо позднее. В 1965 году М.В.Ломоносов открыл атмосферу Венеры и ввел в научную терминологию термин «атмосфера». Просмотр диска «Природоведение 5 класс»: анимации «Образование атмосферы». Запись в тетради: Как образовалась атмосфера? Чтение ответов. Г) Рубрика «Это интересно. Какого цвета небо?» 1 мин Воздух в атмосфере бесцветен. Цвет же неба изменяется в зависимости от интенсивности рассеивания солнечных лучей, которые в свою очередь определяются, как известно, длиной волны. В первую очередь рассеиваются коротковолновые лучи – фиолетовые, синие, голубые, в последнюю очередь – красные. Поэтому на больших высотах цвет неба фиолетовый, а в нижней части – голубой. Д) Границы атмосферы. 2 мин Нижнюю границу атмосферы трудно установить, потому что воздух проникает в горные породы земной коры. Принято считать, что мы с вами живем на дне воздушного океана. Но особенно трудно определить верхнюю границу атмосферы, так как на большой высоте до 3000км – воздух настолько разряжен, что обнаружены только его следы. Е) Состав воздуха. 4 мин Из чего состоит воздух? Газовый состав атмосферы был изучен уже давно. В 1974 году французский ученый Антуан Лавуазье изучал основные составные части воздуха и установил присутствие кислорода и азота. Впоследствии обнаружили, что кроме этих газов в ней находятся и другие газы. Просмотр Анимации «Из чего состоит воздух» Запись в тетради состава воздуха: Азот – 78%; кислород – 21%; углекислый газ – 0,03% Атмосфера не является однородной оболочкой. Ж) Строение атмосферы. 5 мин Рассмотрение схемы «Строение атмосферы» Комментарии к схеме: Нижний слой-тропосфера. Он нагревается от Земли, которая нагревается в свою очередь от Солнца. Наиболее прогретые слои тропосферы прилегают к Земле. С высотой нагрев уменьшается, и это понижает температуру воздуха от + 140 С на уровне Мирового океана до -550 С на верхней границе тропосферы ( температура понижается на 0,60 С на каждые 100м) Толщина тропосферы различается над экватором – до 18 км; на полюсах – 8 км. Только в тропосфере происходят такие явления как образование облаков, осадков, грозы и другие явления погоды. Над тропосферой находится озоновый экран. Озоновый экран находится на высоте 10-50 км. Максимальная концентрация – 20-25 км. Это слой предохраняет живые организмы на Земле от влияния ультрафиолетовой радиации Солнца. Озоновая дыра была впервые обнаружена английским исследователем Дж.Фарманом. Следующий слой – стратосфера ( до 50-55 км) Температура с высотой возрастает на 1-2 0 С на каждый км. Это вызвано, по видимому, тем, что слой озона поглощает и рассеивает солнечное излечение, мешая пройти ему на поверхность Земли. Выше стратосферы находятся несколько слоев атмосферы, но мы их обобщим и будем называть верхние слои атмосферы. Именно в этих слоях и происходят полярное сияние и магнитные бури. Это связано с тем, что воздух разряжен, а температуры очень высокие. Из-за сложных химических реакций и образуются такие интересные явления. Сообщения детей о явлениях. 5 мин З) Значение атмосферы. 10 мин Можно ли обойтись без атмосферы? Давайте проведем эксперимент: закройте рот и зажмите пальцами нос. А я буду считать. Долго смогли? Нет! Какой вывод можно сделать? - Кислород необходим всем живым организмам для дыхания. Ближайшее к Земле космическое тело, её единственный естественный спутник – Луна. Как выглядит поверхность Луны? Кратеры. Как они образовались? - Атмосфера предохраняет Землю от метеоритов, большая часть которых сгорает и не долетает до поверхности Земли. Давайте теперь вспомним такую планету как Меркурий. Какой температурный режим характерен для этой планеты. (Днем температура повышается до +3260 С, ночью охлаждается до – 1730 С.) Почему? Весьма разряженная атмосфера. - Благодаря газообразной оболочке, поверхность Земли не нагревается днем и не остывает ночью так сильно, как например, поверхность Меркурия или Луны . - Озоновый экран защищает человечество от избыточного ультрафиолетового излучения, большая доза которого губительна для организма. И) Изучение атмосферы. 5 мин Сообщения детей о изучение атмосферы. К) Состояние атмосферы. 5 мин В последнее время наша атмосфера стала выглядеть плохо. Вашему вниманию мы предлагаем следующую сценку Сценка «Атмосфера и человек» Сидит человек на троне, а вокруг него его друзья Человек: Стали люди сильные, как боги И судьба Земли у нас в руках. Миллионы фабрик и заводов У земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нету Черные оставил человек. Ну что, все у меня в порядке: трубы фабрик и заводов дымят, транспорт поможет добраться в любой уголок Земли, построены электростанции, без электричества которых не обходиться не одна семья, тысячи городов и домов. Я не боюсь не проходимой тайги и дремлющих лесов - там теперь работает моя техника. Я создал мощное ядерное оружие, Теперь мне ничего не страшно. Чем я не герой. Друзья:(хором)Герой, герой , наш повелитель. Благодарим тебя, что ты дал нам жизнь. Озоновая дыра: Правильно! Разве мы смогли бы образоваться без человека? Ведь это авиация, химическая промышленность, азотные удобрения, холодильный установки, различные аэрозоли, кондиционеры разрушают озоновый слой, а мы больше и больше становимся. Парниковый эффект: А обо мне все чаще стали в газетах писать, тропосфера не довольна, что мои друзья " парниковые газы"(метан, фреоны, оксид азота) накапливаясь в атмосфере , повышают ее температуру, эта дерзкая девчонка утверждает, что за последние 100 лет содержание в атмосфере увеличилось на 25% что приводит к потеплению климата Земли. Человек: Что же она совсем глупая, не понимает, что лучше в тепле жить , чем в холоде! Парниковый эффект: Да, она говорит, что если климат станет теплее на 4-5? , то участятся засухи, начнется таяние ледников Арктики, Гренландии и горных массивов. Поднимется уровень мирового океана, Затоплены будут приморские равнины. Кислотные дожди: Что то вы о грустном заговорили. А ведь мы, кислотные дожди, прославились благодаря человеку. Про нас даже песню сочинили (поют на мотив песни " Листья желтые…") завод выделяет, завод выделяет, И сажу и пыль, А вода их всех растворяет А вода их всех растворяет В кислотный дождь превращает Листья желтые над городом кружатся, Трубы заводов все сильней, сильней дымятся И от газов их не спрятаться не скрыться Дожди кислотные все чаще стали сниться. Озоновая дыра: Ну и что? Вы думаете, мы знаем что такое, мы ведь в школе не учимся. Кислотные дожди: Это вредные газы, вещества, которыми транспорт загрязняет атмосферу. Ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается около 200 млн. тонн пыли, сажи, 200млн.тонн сернистого газа, т.е 700млн. тонн оксида азота, что в сумме составляет больше 1 млрд.тонн вредных веществ. Из них образуемся мы, когда соединяемся с порами воды, которая в воздухе. Парниковый эффект: Теперь понятно! Человек: Что-то шумит в голове, стало трудно дышать (сначала кашляет, потом задыхается, падает без сознания) Озоновая дыра: К врачу его! Если с ним что-то случиться и мы погибнем. Человек: помогите, умираю… Ученик 1: У всех людей одна планета И ветрам нет на ней границ Как нет границ потокам света И перелетам диких птиц Ученик 2: И нам беречь планету надо Для тех, кто будет после нас Ученик 3: Коль суждено дышать Нам воздухом одним Давайте-ка мы все объединимся Давайте наши души Вместе сохраним Тогда мы на Земле И сами сохранимся! 3. Подведение итогов урока. Что нового мы узнали сегодня на уроке? 5 мин. 4. Выставление отметок. 1 мин |