«Заработная плата учителя: вопросы и ответы»





Скачать 157.98 Kb.
Название«Заработная плата учителя: вопросы и ответы»
Дата публикации04.08.2013
Размер157.98 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > География > Вопрос
«Заработная плата учителя: вопросы и ответы»



  1. Каковы основные характеристики и особенности системы оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Калужской области?


Законом Калужской области от 07.05.2008 № 428-ОЗ «Об установлении региональной системы оплаты труда работников образовательных учреждений» установлено введение новой системы оплаты труда педагогических и руководящих работников школ с 1 сентября 2008 года, основанной на следующих принципах:

- доведение бюджетных средств до образовательных учреждений в соответствии с нормативами финансирования;

- разделение фонда оплаты труда работников образовательного учреждения на базовую и стимулирующую части;

- установление регламента распределения стимулирующей части фонда оплаты труда при участии органов общественного управления и профсоюзных организаций и др.

Региональная система оплаты труда включает в себя порядок формирования фонда оплаты труда образовательного учреждения, порядок формирования централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений, порядок формирования централизованного фонда доплат работникам образовательных учреждений до прожиточного минимума, установленного в Калужской области для трудоспособного населения, а также порядок распределения фонда оплаты труда (вместе с порядком расчета окладов работников образовательных учреждений и распределения стимулирующей части фонда оплаты труда).

Введение региональной системы оплаты труда работников образовательных учреждений позволяет связать заработную плату с качеством труда, учесть в оплате труда все виды деятельности учителей, ликвидировать уравнительные подходы к оплате труда педагога, а также принимать участие органам, осуществляющим государственно-общественный характер управления образованием, в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. При этом создаваемая система обеспечивает повышение мотивации работников сферы образования, создание условий для привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров, а также усиление стимулирующего воздействия выплат, устанавливающихся в зависимости от результативности труда.


В региональной системе оплаты труда предусмотрено повышение роли административно-управленческого персонала образовательного учреждения в распределении средств, поступивших в школу на оплату труда работников, посредством оптимизации штатов, организации учебного процесса и определении учебной нагрузки педагогов.

Новая система позволяет привлечь к работе в школах и молодых преподавателей. Ведь раньше зарплата учителя во многом зависела только от стажа работы, квалификационной категории и учебной нагрузки, и догнать их в зарплате молодой учитель мог только отработав десять, двадцать лет. Теперь же система оплаты труда позволяет молодому учителю, если он обеспечивает соответствующее качество работы, подняться по заработной плате независимо от стажа работы. Практика показывает, что молодые кадры охотнее внедряют современные образовательные технологии, используют сложные технические средства обучения, активно занимаются организацией творческой и спортивной работы с детьми, и все это теперь может быть оценено школой и соответственно оплачено.

Роль директора также стала другой. Теперь для оптимального руководства всей деятельностью школы, руководитель должен не только обеспечить организацию учебного процесса, но и владеть навыками менеджера, разбираться в законах и финансовых вопросах. Прежняя система не позволяла и не стимулировала руководителя более гибко распоряжаться трудовыми и финансовыми ресурсами, которые есть у него в учреждении. В силу того что фонд оплаты труда рассчитывался от количества штатных единиц, которые были закреплены за учреждением, учреждению было невыгодно каким-то образом сокращать эти единицы. Сейчас учреждению определяется фонд оплаты труда в соответствии с региональным расчетным подушевым нормативом, поправочным коэффициентом и количеством обучающихся, который не может быть уменьшен без наличия объективных причин. Соответственно, директор в пределах этого фонда должен таким оптимальным образом составить штатное расписание, чтобы получить максимальный эффект от труда своих работников. Заработная плата директора и его заместителей теперь напрямую зависит от заработной платы учителей школы и руководство учреждения материально заинтересовано в увеличении доходов основных работников школ. Также результаты деятельности директоров оцениваются и поощряются учредителем – органами управления образованием муниципальных районов, которые в соответствии с установленными параметрами распределяют специальный централизованный фонд стимулирования руководителей учреждений.



  1. Какую роль в установлении уровня оплаты труда педагогов играют установленные законом нормативы финансирования общеобразовательных учреждений?

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) осуществляется в соответствии с нормативами, установленными законом Калужской области.

Региональная система оплаты труда предусматривает формирование фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения исходя из норматива финансирования, количества учеников и поправочного коэффициента, устанавливаемого органами местного самоуправления самостоятельно в зависимости от объема оказываемых образовательных услуг. Ежегодно нормативы пересматриваются и корректируются в зависимости от изменений системы оплаты труда, индексов роста заработной платы работников бюджетной сферы и прогнозируемых изменений величины прожиточного минимума. С момента принятия Закона об установлении нормативов финансирования к настоящему времени нормативы были увеличены более чем в 2,3 раза.

На 90% норматив состоит из средств на заработную плату с начислениями всех работников школ, соответственно чем выше норматив, тем больше средств направляется на заработную плату персонала школ.



  1. Какова структура ФОТ работников общеобразовательных учреждений? Как рассчитывается базовая часть заработной платы педагогических работников?

Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляет орган местного самоуправления путем умножения соответствующего норматива финансирования на среднегодовое количество обучающихся и поправочный коэффициент. Поправочный коэффициент для каждой школы устанавливается также органами местного самоуправления в зависимости от объема предоставляемых образовательных услуг. При установлении коэффициента чаще всего учитываются следующие факторы: наличие и количество групп продленного дня, количество часов кружковой работы в школе, необходимость деления классов на подгруппы при изучении отдельных дисциплин и т.д.

Из сформированного фонда оплаты труда выделяют отчисления: в централизованный фонд стимулирования руководителей (до 5%) и централизованный фонд доплат работникам образовательных учреждений до прожиточного минимума, установленного в Калужской области для трудоспособного населения (до 6%).

Фонд оплаты труда образовательного учреждения, за исключением отчислений в централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений, централизованный фонд доплат работникам образовательных учреждений до прожиточного минимума, установленного в Калужской области для трудоспособного населения, состоит из базовой части и стимулирующей части. Доля стимулирующей части составляет не менее 22, но не более 40 процентов от фонда оплаты труда образовательного учреждения.

Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату административно-управленческого персонала (руководитель образовательного учреждения, руководитель структурного подразделения, заместители руководителя и др.), педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (учителя, преподаватели), учебно-вспомогательного (воспитатели, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, вожатые, организаторы внеклассной и внешкольной работы и др.) и младшего обслуживающего (лаборанты, уборщики, дворники, водители и др.).

Из базовой части фонда оплаты труда на обеспечение гарантированной заработной платы педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, направляется не менее 70 процентов средств.


  1. Как устанавливается стоимость ученико-часа? Как его стоимость влияет на уровень оплаты труда педагогов школы?


Ученико-час – это расчетная величина, устанавливаемая каждой школой самостоятельно на каждый учебный год в соответствии с методикой расчета, и обозначающая стоимость 1 часа работы учителя с 1 учеником.

Стоимость 1 ученико-часа (руб./ученико-час) рассчитывается по формуле:
ФОТаз x 34

Стп = ----------------------------------------------------------------,

(а1 x в1 + а2 x в2 + а3 x в3 + ... + а10 x в10 + а11 x в11) x 52
где Стп - стоимость 1 ученико-часа;

52 - количество недель в календарном году;

34 - количество недель в учебном году;

ФОТаз - часть фонда оплаты труда, отведенная на оплату часов аудиторной занятости педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс;

а1 - количество обучающихся в первых классах;

а2 - количество обучающихся во вторых классах;

а3 - количество обучающихся в третьих классах;

а11 - количество обучающихся в одиннадцатых классах;

в1 - годовое количество часов по учебному плану в первом классе;

в2 - годовое количество часов по учебному плану во втором классе;

в3 - годовое количество часов по учебному плану в третьем классе;

в11 - годовое количество часов по учебному плану в одиннадцатом классе.


  1. Каковы параметры стимулирующей части ФОТ педагогических работников школы? Каковы принципы его распределения? Как распределяется стимулирующая часть ФОТ общеобразовательного учреждения? Какие нормативные документы определяют порядок стимулирования педагогических работников школ? Кто наделен полномочиями по распределению стимулирующей части ФОТ общеобразовательного учреждения?


В соответствии с Законом о региональной системе оплаты труда из стимулирующего фонда на обеспечение стимулирования педагогического и учебно-вспомогательного персонала (по основной должности) должно направляться не менее 70 процентов. Соответственно, на стимулирование прочего персонала – заместителей директора, административно-управленческого и младшего обслуживающего персонала может быть использовано не более 30 процентов от фонда стимулирования.

В каждой школе должно быть разработано и утверждено приказом директора Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения. В разработке Положения могут принимать участие все работники учреждения, а также представители Управляющего Совета, профсоюзной организации и иные органы, обеспечивающие государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

В Положении должны быть утверждены критерии оценки деятельности каждой категории персонала общеобразовательного учреждения, объем стимулирования, периодичность осуществления выплат.

Также в Положении определяется круг лиц, которые несут ответственность за распределение стимулирующей части фонда оплаты труда. В школе может быть создана специальная комиссия, работающая по утвержденному регламенту, в обязанности которой входит сбор данных о достижениях работников и распределение поощрений. В состав комиссии могут входить и учителя, и другие работники школы, и родители, и члены Управляющего Совета, и представители профсоюзных организаций.



  1. Какие доплаты и надбавки могут быть установлены учителю? За что и на какой срок?? Каким может быть их размер? Кем устанавливаются эти надбавки?

Стимулирующая часть фонда оплаты труда образовательного учреждения обеспечивает осуществление следующих выплат всем категориям работников образовательного учреждения:

- доплата за сложность и (или) напряженность выполняемой работы;

- доплата педагогическим работникам образовательных учреждений, использующим региональный компонент государственного образовательного стандарта для начального общего образования;

- доплата учителям физической культуры образовательных учреждений, ведущим дополнительную сверх учебного плана физкультурно-спортивную работу;

- поощрительные выплаты;

- премии по результатам труда.
Конкретные надбавки устанавливаются каждой школой самостоятельно в соответствии с Положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда в зависимости от образовательной политики школы, специфики и приоритетов ее деятельности. Размер надбавок также определяется Положением и законодательством Калужской области не ограничен. Надбавки могут быть установлены как и в процентах к окладу, так и в абсолютной сумме.



  1. Каков порядок премирования педагогических работников общеобразовательного учреждения? Какова в этом роль администрации школы, педагогического коллектива, профсоюзной организации?

Порядок и условия премирования работников образовательного учреждения по результатам труда, включая показатели эффективности труда для основных категорий работников образовательного учреждения, устанавливаются в коллективных договорах или локальными нормативными актами работодателя (положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения), принятыми с учетом мнения выборного профсоюзного или иного представительного органа работников образовательного учреждения.

Конкретные размеры поощрительных выплат и премий работникам образовательных учреждений определяются в соответствии с коллективным договором или локальными нормативными актами работодателя, принятыми с учетом мнения выборного профсоюзного или иного представительного органа работников образовательного учреждения и с учетом мнения органов, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.



  1. Какова роль органов общественно-государственного управления школой в установлении заработной платы учителей?


Роль органов общественно- государственного управления в развитии системы образования закреплена Законом РФ «Об образовании». К ним относятся: совет школы, попечительский совет, управляющий совет и другие. Они являются коллегиальными органами школьного самоуправления, полномочия которых определяются уставом образовательного учреждения.

Законодательство Калужской области об установлении региональной системы оплаты труда работников общего образования закрепляет право подобных органов участвовать в определении системы стимулирования качественного труда работников школы, распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения. Так, например, школьный совет может внести предложения директору школы по премированию отдельных работников школы, установлению им различных выплат, он может согласовывать локальные акты учреждения о порядке распределения фонда оплаты труда, приказы директора школы об установлении стимулирующих выплат. Порядок учета мнения школьного совета о стимулировании работников школы устанавливается положением о школьном совете. Совет может создавать специальные комиссии по премированию.


  1. Как изменится уровень оплаты труда работников общеобразовательных школ с 1 сентября 2011 года? Каких категорий работников общеобразовательных школ коснется повышение заработной платы? Только ли учителей?


Финансирование школ с 2007 года производится исходя из норматива финансирования, утвержденного Законом Калужской области. На 90% норматив состоит из средств на заработную плату с начислениями всех работников школ: и директора, и завучей, и учителей, и психологов и т.д. С сентября текущего года норматив финансирования увеличится на 40,8%, соответственно, на указанный процент увеличиваются средства, направляемые как и на оклады (гарантированную заработную плату), так и на стимулирование.

Фонд оплаты труда общеобразовательного учреждения (увеличенный на 40,8%) делится на базовую часть и стимулирующую часть в соотношении 70/30. Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает выплату гарантированной заработной платы (окладов) всем работникам школ, следовательно, если размер базовой части увеличен, то и размер окладов будет больше.

А вот вторая часть фонда оплаты труда – стимулирующая – направляется только на выплаты за качество и результаты труда. Так как все работники школ показывают разный результат своей деятельности, то и средства на стимулирование должны распределяться не равномерно, а каждому конкретному работнику за конкретные результаты работы. Таким образом, заработная плата вырастет не у всех одинаково, у кого-то больше, чем на 40,8%, у кого-то меньше.



  1. На работников каких видов учреждений распространяется повышение заработной платы с 1 сентября 2011 года?

В Калужской области с 1 сентября произойдет повышение заработной платы у работников следующих учреждений:

– работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

– работников государственных общеобразовательных школ-интернатов;

– работников государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

– работников государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– работников государственных оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.


  1. Какими законодательными и другими нормативно-правовыми актами определяется повышение заработной платы работников общеобразовательных учреждений с 1 сентября 2011 года?

Для работников муниципальных общеобразовательных учреждений повышение заработной платы с 1 сентября 2011 года обеспечивается внесением изменений в Закон Калужской области от 27.12.2006 № 272-ОЗ «Об установлении нормативов …», согласно которым с 1 сентября 2011 года применяются новые нормативы, проиндексированные на 40,8%.

Для работников государственных общеобразовательных школ-интернатов, государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственных оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении с 1 сентября устанавливается новая система оплаты труда, обеспечивающая повышение заработной платы.



  1. Как складывается расчет средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений Калужской области? Какие виды оплат входят в это понятие?

Понятие заработной платы определено Трудовым кодексом Российской Федерации. Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Следовательно, при расчете среднего размера заработной платы именно педагогических работников учитываются все средства, полученные работником, а не только за часы педагогической работы. В расчет средней заработной платы педагогического работника входит и оплата труда за совмещение и совместительство (в том числе и по другим должностям), а также все выплаты как компенсационного, так и стимулирующего характера.


  1. Каковы основные критерии качества труда педагогов?

Важнейшей особенностью системы оплаты труда, действующей в общеобразовательных учреждениях Калужской области, является ее нацеленность на стимулирование качественного труда педагогов. Качество образования предполагает прежде всего его соответствие требованиям образовательных стандартов и потребностям потребителей образовательных услуг (детей, родителей), а также интересам общества и государства. Качество труда каждого отдельного педагога может быть оценено на основе анализа результатов его профессиональной деятельности: результатов обучения, качества обученности, качества знаний его обучающихся, уровня воспитанности его учеников, результатов государственной итоговой аттестации учащихся по его предмету, мониторинга качества знания учеников конкретного педагога, уровня и качества мероприятий, проводимых педагогом, результатов его внеурочной деятельности и т.д.


  1. Каковы цели повышения заработной платы педагогов?


Ключевой целью повышения заработной платы педагогов является повышение уровня их материального благосостояния. Однако не менее важной является и мотивация учителя на повышение качества его труда и, таким образом, повышение социально-экономического престижа учителя в обществе. Именно на это рассчитан проект, а повышение заработной платы учителей является важным, но далеко недостаточным средством достижения желаемого результата. Важно ососзнавать, что рост заработной платы учителя без учета ее влияния на повышение качества труда вряд ли будет способствовать эффективности как самого труда, так и повышению социального статуса учителя.



  1. Почему рост заработной платы учителей должен тесно связываться с результатами их труда?

Заработная плата работника состоит из гарантированной заработной платы (оклада) и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При увеличении норматива финансирования соответственно увеличиваются и средства, направляемые на оплату окладов, и средства, направляемые на стимулирование. Стимулирующие выплаты устанавливаются тем работникам, которые достигают наиболее высоких показателей качества своей работы, как и при организации учебного процесса, так и за внеурочную деятельность, связанную с развитием способностей каждого ученика, работу с родителями и т.д. Соответственно, чем выше показатели качества работы, тем большие суммы будут выплачены конкретному работнику из фонда стимулирования.



  1. Как планируется установить статус заработной платы педагогических работников в перспективе? Как этот вопрос закрепляется в проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?

Проектом федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» при определении правового статуса педагогических работников предусматривается, что субъект Российской Федерации при расчете норматива финансирования школ рассчитывает уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики региона. Этот подход Калужской областью уже используется в настоящее время, индексация норматива на 40,8% и рассчитана как разница между средней заработной платой учителей области и прогнозной величиной заработной платы работников, занятых в экономике региона в 2011 году. В дальнейшей работе министерство образования и науки области планирует продолжить рассчитывать норматив финансирования с учетом вышеизложенного. Принятие такой формулировки закона позволит ежегодно рассчитывать объемы финансирования школ в прямой зависимости от роста благосостояния жителей региона в целом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Заработная плата учителя: вопросы и ответы» iconЦель 1 Достойный труд, справедливая заработная плата
Названия референтных групп и наименования организаций (объединений), их представляющих
«Заработная плата учителя: вопросы и ответы» icon1 среднемесячная заработная плата 3 ситуация на рынке труда 5 средний размер пенсий 5
Среди ряда основных социально-экономических показателей важно отметить (по данным Новгородстат)
«Заработная плата учителя: вопросы и ответы» iconРабочая программа
Раскрыть сущность понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия); уточнить представления детей...
«Заработная плата учителя: вопросы и ответы» icon«Хобби разных поколений»
Раскрыть сущность понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия); уточнить представления детей...
«Заработная плата учителя: вопросы и ответы» iconХод урока Организационное начало
Цель урока: Формирование экономической грамотности и стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся путем знакомства...
«Заработная плата учителя: вопросы и ответы» iconПлан работы по экономическому воспитанию с детьми выпускной группы. Вид деятельности, тема
Раскрыть сущность понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия); уточнить представления детей...
«Заработная плата учителя: вопросы и ответы» iconСтрельцова Ольга Васильевна-учитель экономики моу гимназия №166 Железнодорожного...
Цель урока: Формирование экономической грамотности и стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся путем знакомства...
«Заработная плата учителя: вопросы и ответы» iconЗаработная плата сущность и формы
Важную роль в согласовании интересов наемных работников и работодателей играет система стимулирования труда, от эффективности построения...
«Заработная плата учителя: вопросы и ответы» icon1. Оплата труда гражданского персонала Заработная плата
О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации...
«Заработная плата учителя: вопросы и ответы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Начисленная заработная плата в среднем по региону выросла за 2004 год почти на 20%. Во 2 кв текущего года она превышала 5 тысяч рублей....
«Заработная плата учителя: вопросы и ответы» iconМетодическая разработка урока по алгебре в 10 классе Тема урока:...
Цель урока: Формирование экономической грамотности и стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся путем знакомства...
«Заработная плата учителя: вопросы и ответы» icon21 июля 1849 считается днём рождения завода Красное Сормово. В 1860...
Заработная плата выдавалась не более 5 рублей в неделю, остальные деньги выдавались при увольнении. Только после 1861 года сормовские...
«Заработная плата учителя: вопросы и ответы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Увр 2и3 ступени, учителя физкультуры, математики, педагог-психолог, а также представители классных коллективов. Вопросы, задаваемые...
«Заработная плата учителя: вопросы и ответы» iconВведение Понятие «хорошая компания»
Понятие «хорошая компания» или «хороший работодатель» включает в себя множество пунктов. Это не только высокая, стабильная «белая»...
«Заработная плата учителя: вопросы и ответы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тихо сели. Начинаем урок. Дорогие ребята! Сейчас у нас урок русского языка. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы,...
«Заработная плата учителя: вопросы и ответы» iconКонкурс «Зеленая планета» Тема работы: Эта всем знакомая бумага
И я решила найти ответы на интересующие меня вопросы с помощью взрослых и разных источников информации. Для этого я прочитала разные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск