Скачать 270.82 Kb.
|
Конспект урока Разработчик: Стрельцова Ольга Васильевна-учитель экономики МОУ гимназия №166 Железнодорожного района г. Екатеринбурга Тема урока: Прожиточный минимум и минимальная заработная плата (10 класс) Тип урока: урок формирования знаний Цель урока: Формирование экономической грамотности и стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся путем знакомства их с понятием «прожиточный минимум» и «минимальная заработная плата» Обучающая:
Воспитательная:
Развивающая: развитие экономического мышления учащихся Оборудование (раздаточный материал): Приложение №1 «Прожиточный минимум» Приложение №2 «Потребительская корзина» Приложение №3 ««Определение Величины прожиточного минимума» Приложение №4 «Соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума» Способы контроля: Эссе «какое значение для потребителя имеет прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Этап повторения. У человека много потребностей, среди которых можно выделить насущные --Какие самые насущные потребности вы можете назвать. Ответ учащихся Для удовлетворения потребностей человеку необходимы денежные средства, которые мы рассматриваем как доходы. --Если доходов недостаточно, чтобы удовлетворить все потребности, какое поведение потребителя можно спрогнозировать Ответ учащихся --А если нет возможности удовлетворить даже насущные потребности. Нет возможности обеспечить себя даже самым необходимым? Ответ учащихся Государство регулирует вопросы, связанные с удовлетворением потребностей, и прежде всего насущных потребностей Одной из функций государства является социальная поддержка населения, государство соотносит доходы и расходы. граждан И прежде всего Государство устанавливает прожиточный минимум и минимальную заработную плату. Цель урока: мы должны выяснить Что такое прожиточный минимум и минимальная заработная плата, какая взаимосвязь существует между ними, какое значение они имеют для потребителя Тема урока: Прожиточный минимум и минимальная заработная плата Для этого мы должны решить следующие задачи: - выяснить, что такое прожиточный минимум и минимальная заработная плата -установить, что такое потребительская корзина -установить, как определяется ПМ и МЗП и соотношение между ними - выявить значение этих форм для потребителя 1 этап Как вы считаете, что такое ПМ и МЗП Учащиеся, опираясь на свой витагенный опыт, дают определение ПМ и МЗП Предложите свои варианты: что такое минимальная зарплата и прожиточный минимум Слайд 1: Даны понятия, ниже предложены варианты определений, выбрать соответствие, записав под понятием цифры, которые соответствуют определению (используется в неэкономическом классе) Выдается Приложение №1 «Прожиточный минимум» Учитель объясняет задание -Выписать определение -Записать, назначение ПМ -Выделите главное, назовите для чего с позиции потребителя необходим ПМ - Учащиеся: Работают с информационным листом «Прожиточный минимум» Выписывают определение Записывают назначение ПМ Сравните с выбранным ранее определением Выделите главное, назовите для чего с позиции потребителя необходим ПМ Итак 1.ПМ это (повторяют определение) 2.ПМ нужен для определения минимальной заработной платы Что такое минимальная ЗП Ответ учащихся Давйте предположим, какое должно быть соотношение ПМ иМЗП Отвечают Слайд 3. Поставить знак больше меньше равно Можно в классе определить, сколько учащихся придерживаются 1 точки зрения, сколько второй, сколько третьей Для того чтобы это выяснить, обратимся к понятию потребительская корзина. Как вы думаете, что такое потребительская корзина Слайд 4 Отметить, что не входит в потребительскую корзину Далее работа :«Потребительская корзина» Приложение №2 Проверяем правильность выполнения задания в соответствии с предложенным Практикум: определение Величины прожиточного минимума Вы в лице государство рассчитываете стоимость корзины, т.е ПМ (для продуктов питания, важно знакомство с методом расчета) Приложение №3 ««Определение Величины прожиточного минимума» Для чего нужна Потребительская корзина? Ответ: Зная стоимость Потребительской корзины, государство устанавливает прожиточный минимум, минимальную ЗП Возврат к слайду №3 Изменилось ли мнение? Минимальную зарплату устанавливает субъект Федерации, Госдума -МРОТ и ПМ устанавливает правительство РФ и субъекта Федерации Слайд №5 Работа со статистическими данными на интерактивной доске Расставляют цифровые данные в таблицу Знакомство со статистикой : соотношение размеров ПМ и МЗП Приложение №4 «Соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума» (Написать в тетради) Возврат к слайду №3 Вывод: ПМ не равно МЗП Для чего же рассчитывают ПМ и МЗП, если они не соответствуют? Какое значение имеет МЗП и ПМ? Совместное обсуждение вопроса Государство стремится к тому, чтобы ПМ =МЗП Учащимся предлагается сформулировать значение Вывод формулируется учителем с акцентом на главное (особенно, если учащимися в выводе это было упущено) Домашнее задание:напмсать эссе на тему «Какое значение для потребителя имеет минимальная заработная плата и прожиточный минимум» или тему «Какое значение для потребителя и экономики страны имеет минимальная заработная плата и прожиточный минимум»
Приложение №1 Прожиточный минимум В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. В 2000 - 2004 годах действовал Федеральный закон от 20.11.1999 N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", на основе которого утверждалась величина прожиточного минимума в целом по РФ. Новый Федеральный закон от 31.03.2006 N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по РФ" вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 03.04.2006, в "Российской газете" - 04. Потребительская корзина в Российской Федерации устанавливается законодательными органами Российской Федерации. Потребительская корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Назначение прожиточного минимума 1. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для: • оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; • обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; • формирования бюджета. • оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам Величина прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально в ценах отчетного периода по средним ценам продажи товаров – представителей, предприятиями торговли всех форм собственности Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения устанавливается в целом по Российской Федерации Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Минимальная заработная плата-? Приложение №2Потребительская корзина в России31 марта 2006 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Он установил следующую потребительскую корзину:
Приложение №3 Определение прожиточного минимума
Приложение №4Соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума
Величина прожиточного минимума за III квартал 2008 года (по состоянию на 29 января 2009 года) рублей в месяц
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Стрельцова Ольга Васильевна-учитель экономики моу гимназия №166 Железнодорожного района г. Екатеринбурга | Коннова Ольга Васильевна /учитель физики моу сош №6, высшая квалификационная... Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Анисимова Ольга Васильевна, учитель начальных классов, моу "Палкинская средняя общеобразовательная школа" Палкинского района | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Малюкина Полина Васильевна, учитель математики моу «Гимназия с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области» | ||
Викторина «большой турнир знатоков» Урок – викторина по кубановедению (5 класс). Учитель моу гимназия №88 Вельчева Ольга Григорьевна | Учебник для общеобразовательных учреждений. Г. А. Мякишев, Б. Б.... Урок разработала: Свириденко Ольга Владимировна – учитель физики моу «сош р п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской... | ||
Тема: Формула цветка Автор урока: Волковая Ольга Анатольевна, учитель биологии, высшей категории, моу «сош №11 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского... | Урока по теме «Атомное ядро» Автор: Ромась Ольга Васильевна, учитель физики сош №1 им. А. Н. Ёлгина с. Теренколь Качирского района Павлодарской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Букина Ирина Васильевна, г. Пермь, моу «Гимназия №4 им братьев Каменских» | Лебедева Ольга Юрьевна моу сош №84 Центрального района г. Волгограда Цели урок Учитель: На этом уроке мы будем готовиться к экзамену – выполнять задания теста по вариантам. Приготовьте, пожалуйста, в тетрадях... | ||
Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть» Урок разработала: Свириденко Ольга Владимировна – учитель физики моу «сош р п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской... | Дата рождения: 1 сентября 1950 года рождения. Образование Белоус Светлана Васильевна, учитель культуры народов рс (Я), театральная студия, моу «Гимназия г. Алдан» | ||
Урок геометрии и информатики. Тема урока по учебному плану: Построение... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок разработала: Свириденко Ольга Владимировна – учитель физики моу «сош р п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской... | ||
Урок русского языка по теме: «Имя прилагательное» Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального... | Итоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов «сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош... |