Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 153.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.03.2014
Размер153.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы




ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Чебан В.В.

Академик Академии военных наук,

доктор философских наук,

генерал-майор
Оренбургская область занимает особое геополитическое положение по ряду причин. Находясь на стыке Европы и Азии, на месте выхода Российской Федерации в центрально-азиатский регион, обладая обширной территорией, промышленным потенциалом, природными ресурсами и населением, область способна играть заметную роль не только в жизни Федерации, но и региона в целом.

Площадь ее составляет 124,0 тыс. км. кв. Это больше, чем площадь, занимаемая Латвией, Грузией, Арменией, Молдавией, Австрией, Португалией. На ее территории свободно разместились бы Бельгия, Швейцария, Дания, Люксембург вместе взятые.

Плотность населения 17, 9 чел. на 1 км. кв.

Здесь проживают:

Русские 72,26%

Татары – 7,30%


Казахи –5,14%

Украинцы –4,7%

Мордвины- 3,17%

Башкиры –2,46%

Немцы –2,19%.

(Данные на 1998 г.)

Города: Оренбург –527 тыс.; Орск –274,7 тыс.; Новотроицк –109,8 тыс.; Бузулук –86 тыс.; Бугуруслан –54,4 тыс. жителей.

Расстояние от Оренбурга до Москвы –1478 км.

Здесь пересечение важных стратегических транспортных магистралей.

Оренбургская область является приграничной со всеми выходящими последствиями.

Достаточно сказать, что из вех 11 областей, граничащих с Казахстаном, самый протяженный участок границы Российской Федерации проходит по Оренбургской области.

По существу она является своеобразной пограничной заставой для Урала и Поволжья.

На этой «заставе» 2229 тыс. человек «личного состава».

Это требует внимательного отношения к пограничной политике именно на этом участке государственной границы Российской Федерации.

Специфика Оренбургской области состоит в том, что здесь нашли проявление не только все виды опасностей, действующих в мире, регионах и России, но и своеобразное их комбинирование. Стихийные, природные бедствия и проблемы(саранча, засуха или заболевания скота) дополняются рукотворными(техногенные катастрофы, загрязнение окружающей среды и расхищение национального богатства области.

На решение проблем развития и обеспечения безопасности области существенным образом оказывают характер внутреннего положения России, факторы внутри федерального характера.

Непредвзятый критический анализ требует признаться честно, что эффект, на который рассчитывали инициаторы преобразований, не получился.
Крылатая фраза, брошенная земляком, В.С.Черномырдиным, «хотели как лучше, а получилось как всегда» можно с полной уверенностью использовать в качестве эпиграфа той исторической главы нашей жизни, которую мы совсем недавно прочитали и еще продолжаем читать. Остается открытым вопрос: в чем причина? В идее, технологии ее реализации. Это - во-первых.

Во-вторых, надо со всей откровенностью признать, что динамика развития ситуации значительно опередила глубину и масштабы интеллектуальной переработки социально значимых процессов. Остатки разорванного противоречиями общественного интеллекта были брошены на самовыражение и выяснение отношений друг с другом в нескончаемой выборном марафоне и политических дискуссиях.

В-третьих, груз проблем и мера ответственности за совершенное перед потомками оказался значительно больше и сложнее, чем можно было себе представить, когда была единая система государственного управления и единая собственность.

На решение внутренних проблем Российской Федерации вообще и Оренбургской Федерации в частности оказали сильное воздействие факторы геополитического характера.

Внешняя среда оказалась более суровой, чем предполагалось в годы активной пропаганды нового политического мышления. Разумеется, в этой суровости есть вина и самой России как страны, так и государства. Ее авторитет политический, военный и нравственный стал стремительно падать на международной арене.

Однако конструкция мирового сообщества, созданная усилиями многих поколений за послевоенные десятилетия, после извлечения из нее мощного в прямом и переносном смыслах блока – СССР стала деформироваться и разрушаться.

Акцентирование внимание на эту проблему имеет не только и не столько теоретическое, сколько практическое значение для решение проблем безопасности вообще Российской Федерации и Оренбургской области в частности.

Можно выделить следующие уровни внешнего воздействия на Оренбургскую область.

Прежде всего, Оренбургская область, как и Федерация в целом, испытывает на себе воздействие явлений и процессов глобального масштаба.

Огромная территория и площадь соприкосновения с 16 государствами сказывается на всем и во всем. Россия как толстяк в общественном транспорте сегодня испытывает массу неудобств.

Возникло острое противоречие между ее огромным геополитическим калибром и теми скромными возможностями по его использованию для реализации государственных интересов.

К глобальным явлениям можно отнести активизацию всех форм терроризма, наркобизнеса и современной работорговли. Они тоже ощущаются в области и требуют соответствующего реагирования.

На втором месте по масштабу стоят внешние факторы регионального уровня. Положение России таково, что находясь одновременно в Европе и Азии, приближена к различным регионам, каждый из которых представляет сам по себе огромный сгусток проблем для России. Европа, Кавказ, центрально-Азиатский регион, Азиатско-Тихоокеанский регион, Кавказ, наконец, - все они оказывают влияние на Россию.

На третьем месте с точки зрения внешнего воздействия на Оренбургскую область находятся явления и процессы, происходящие в самой Федерации на огромной территории России от Калининграда до Чукотки. Наивно полагать, что можно отгородится или просто не замечать событий, происходящих в Приморье, на крайнем Севере, в центральных областях России.

Внутри государственные позиции, отношения Федерального центра и субъектов сами по себе являются предметом анализа с точки зрения безопасности. Горький опыт Югославии очень поучителен. Между прочим за рубежом технология распада Российской Федерации перенесена в учебный процесс, где изучаются конфликты и методика их разрешения.

(Пример: «Годивоградский кризис в Уралийской республике». Ковентри. Великобритания. 1998г.).

Но это еще не все. Из 89 субъектов Федерации – 45, то есть больше половины приграничны. Будет ли этот широкий пояс приграничных субъектов поясом верности федеральному центру или превратиться в бикфордов шнур сепаратизма – проблема отнюдь не абстрактная.

Четвертый уровень внешнего воздействия на область состоит в том влияние, которое оказывают процессы внутри федерального округа. Как образование он сложился недавно и поэтому нуждается в тщательном анализе всех количественных и качественных параметров внутриокружных связей и отношений. Но появление этой ступени безусловно требует соответствующих корректив в классической схеме взаимоотношений области и центра.

Наконец пятым уровнем воздействия могут служить явления локального характера по месту и времени. Например, налет саранчи с Казахстана, эпидемия, стихийное бедствие или техногенная катастрофа. Они могут иметь внешнюю для области природу, но получить развитие на ее территории.

Кстати особым для Оренбургской области является то, что все пять уровне внешнего воздействия сходятся на ее границе с Казахстаном.

Поэтому специальное рассмотрение отношений с соседом и организации жизни в приграничном пространстве более чем оправдано.

Методология обеспечения безопасности требует учитывать не только названные ранее уровни внешнего воздействия, но и факторы воздействия которые пронизывают все перечисленные «круги общения» Оренбургской области с внешним миром.

Если выделить наиболее яркие явления, которые воздействуют на судьбу мира, регионов государства и конкретного субъекта федерации, то можно выделить три явления:
нестабильность

конкуренция

военная сила.
НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

Нестабильность   мирового порядка, вызванная ломкой прежней системы геополитических координат и появлением новых центров сил различного масштаба, сама по себе превращается в мощную силу, оказывающую влияние на политику стран, жизнь регионов и планеты в целом.

За относительно небольшой по историческим меркам период число суверенных стране на земле увеличилось в 4 раза, с 50 до почти 200 государств. Целые континенты, Африка например, реализовали принцип национального самоопределения ...в мире существует более 100 стран с национальным меньшинствами, которые превышают миллион человек.

Только на месте двух субъектов международного права таких как СССР и Югославия образовалось 20 новых!

Нестабильность вынуждает государства серьезно корректировать все виды политики, в том числе и военную.

Исчезновение одного из полюсов геополитического магнита (каким являлись страны социализма и их союзники в “третьем мире”) вызвало новые процессы в международной и внутренней жизни, которые отстают от скорости их аналитической проработки и не позволяют политикам эффективно прогнозировать развитие ситуации и предпринимать соответствующие практические меры.

Практически происходит энергичная перекройка геополитической, региональной и межгосударственной структуры отношений. Поскольку прежняя структура по своим масштабам и содержанию является достаточно громоздкой, а процесс ее демонтажа лавинообразен, то рассчитывать в ближайшее время на стабильность в мире и регионах не придется. Решение и относительное завершение проблем и процессов на одном уровне неизбежно вызовет каскад новых проблем на другом уровне или в другой сфере жизнедеятельности стран, регионов и мира в целом.

Через систему международных связей нестабильность в отдельных частях света и регионах неизбежно распространится на пока еще относительно стабильные районы и вызовет к жизни неизвестные до сих пор процессы и явления в политике, экономике, духовной жизни и военном строительстве государств, и следовательно, в способах применения силовых структур для обеспечения национальных интересов.

Опасность нестабильности заключается еще и в том, что в условиях постоянно меняющейся структуры международных отношений трудно рассчитывать на эффективность международного права и международных организаций, созданных в условиях относительной стабильности международного права. Оно своим появлением обязано стремлению стран зафиксировать в юридической форме результаты долгих и мучительных споров, которые происходили на международной арене. Причем силовому аргументу принадлежала здесь чрезвычайно важная роль. Закономерностью стало то, что после крупного международного спора  правила поведения   диктуют в мягкой или жесткой форме  победители.

Эти правила сводятся к следующему:

  • новый международный порядок устанавливается в результате спора с позиции силы(это подтверждает история Лиги наций, судьба Версальской системы после Первой мировой войны и образование ООН);

  • победители имеют в рамках данного порядка привилегированное положение (так, например, статус “великой державы” как постоянного члена Совета Безопасности ООН с правом вето получили страны-победительницы во Второй мировой войне);

  • международный порядок имеет ярко выраженную направленность против побежденных (так, после Второй мировой войны это унизительное положение заняли Германия и Япония. После окончания “холодной войны” на нижние ступени международной иерархии попадают бывшие республики СССР и страны бывшей системы социализма);

субъектом безопасности при создании международной системы безопасности признается государство. Как показала историческая практика, исчезновение государства по различным причинам автоматически ведет к утере безопасности и общества, и личности на территории, которую оно раньше занимало

КОНКУРЕНЦИЯ


Конкуренция  как неотъемлемое качество рыночных отношений, занимающая сегодня господствующее положение в мире, в ближайшее время с новой силой проявится во всех сферах (экономической, политической, технологической, духовной, а также военной) жизни и деятельности мирового сообщества. Следует отметить, что исчезновение с исторической арены Советского Союза нельзя не рассматривать в отрыве от жесткой конкурентной борьбы, которая происходила в прошлом.

Развал СССР имеет не только внутренние, но и внешние причины. О чем убедительно рассказал Швейцер П. в своей книге “Победа. Роль тайной стратегии администрации США в распаде Советского Союза и социалистического лагеря”.1

На глобальном уровне конкуренция найдет свое выражение в гонке за мировое лидерство, где США, воодушевленные победой над своим давним и сильным конкурентом СССР, будут стремиться не допустить ни одно государство в разряд достойного их соперника. Они будут ревностно следить за такими государствами как Китай, Германия, Япония и Россия.  

Следствием конкуренции на глобальном и региональном уровнях,  а также в различных сферах жизни общества (экономической, политической, духовной) станут столкновения интересов различных государств и конфликты малой и средней интенсивности в различных регионах мира, в том числе как в непосредственной близости, так и на  самой территории России. 

Поскольку геополитический периметр России имеет большую протяженность границы и площадь соприкосновения с другими государствами достаточно велика, возможность обострения отношений России с другими странами и центрами силы в ближайшее время остается реальной

В этой связи особое значение приобретают отношения России и США. В последнее время в адрес нашей страны сделано ряд отнюдь некорректных заявлений и даже намеки на то, что «непредсказуемая одна шестая часть» может представить угрозу для США. Госсекретарь США прямо заявил, что Россия представляет угрозу для США (НТВ.24.02.01).

Однако это не соответствует действительности. После распада СССР и десяти лет либеральных реформ Россия в обозримой перспективе (30-50) лет) не будет источником угроз для США, так как:

Долговое бремя, продовольственная и технологическая зависимость от импорта делает политические и экономические решения зависимыми и даже управляемыми;

Стагнация отраслей точного машиностроения, радиоэлектронной промышленности и аэрокосмического комплекса делает практически невозможной конкуренцию российской продукции на мировом высокотехнологическом рынке;

Разрушение советской системы образования, которая по мнению ЦРУ США, обеспечила победу СССР во Второй мировой войне и выход в космос, приведет к постепенному замещению российских управленческих кадров иностранными специалистами;

Уровень заработной платы не обеспечивает воспроизводство рабочей силы, а творчество людей, появление и становление новых научных школ в условиях выживания практически невозможно;

Демографический кризис может свести на нет все масштабные реформаторские планы правительства, по самым оптимистическим оценкам Госкомстата потеря численности населения на 1 миллион человек в год сохранится до 2050 года;

По мнению экспертов, глобализация российской экономики и включение российских предприятий в транснациональные компании в большей мере соответствуют интересам США, чем России.

По мнению экспертов, в ближайшей перспективе 10-15 лет (время жизни имеющегося ракетно-ядерного потенциала) Россия будет способна нанести любому агрессору неприемлемый ущерб. Однако это не защитит Россию от возможностей экономической экспансии. В дальнейшем возможно два наиболее вероятных варианта событий:

В случае успешного встраивания в многополюсный мир Россия может оказать успешное противодействие американской экспансии в союзе с Китаем, Индией и Ираном;

При реализации Россией программы глобализации, построения постиндустриального общества и осуществления широкомасштабной информатизации США будут защищать Россию как зону своих интересов в связи с большими запасами полезных ископаемых.

Исследования содержания и характера происходящих вооруженных конфликтов вблизи России и на ее территории позволяют обнаружить уже сегодня скрытую форму конкурентной борьбы различных государств и центров сил как за бывших “братьев” России по Советскому Союзу, так и за влияние в ближнем и дальнем зарубежье.

В этой связи представляется проблематичной безопасность всей территории, занимаемой сегодня Российской Федерацией. В силу тяжелого внутреннего положения высока вероятность превращения России в арену противоборства различных сил и государств. Она становится пространством, где сходятся все без исключения глобальные противоречия энергетического, демографического, экологического, продовольственно-сырьевого, технологического и духовно-идеологического характера

Исходя из логики конкурентной борьбы, Россия одинаково неудобна ряду государств как сильная, процветающая держава, составляющая конкуренцию нынешним геополитическим лидерам, и  раздираемая противоречиями, ослабленная и непрогнозируемая страна,  обладающая ядерным оружием.

Характерным для современного развития мира является то, что не только геополитическая ниша, занимаемая Россией, и не только ее сегодняшний день являются объектом конкурентной борьбы между странами и влиятельными силами современности. Объектом острейшей борьбы становится будущее Российской Федерации.

ВОЕННАЯ СИЛА



Конкуренция, как один из главных факторов развития мировой цивилизации, тесно связана с использованием силы, и прежде всего, военной.

 Приоритет в использовании военной силы  для решения спорных проблем остается в числе существенных признаков современной действительности. Основанием для подобного утверждения являются следующие факты.

 Первое. Анализ военно-политической практики ряда государств за период с 1985 по 2000 годы показал, что несмотря на миролюбивые заявления и готовность к решительному разоружению, развитые и стабильные государства не подвергают радикальному пересмотру свои взгляды на использование военной силы. Более того, они совершенствуют военное строительство, ведут интенсивные разработки новых систем оружия и боевой техники.

Об этом свидетельствуют  проведенные совсем недавно Францией и Китаем испытания  ядерного оружия. Нет гарантии в том, что в ближайшее время не увеличится число членов “ядерного клуба”. С 1945 на планете было произведено более 2000 испытаний ядерного оружия, почти 500 взрывов зарегистрировано в атмосфере. Утечки радиации в ходе ядерных испытаний стали причиной гибели полумиллиона человек в мире, подорвали здоровье более чем 600 тысяч американцев и примерно миллиону россиян.

По прогнозам экспертов, в ближайшее время около 20 развивающихся стран смогут иметь химическое оружие, около 10 - биологическое и более 15 - баллистические ракеты как средство доставки оружия массового уничтожения. Сегодня к пяти официально принятым ядерным державам - США, России, Англии, Франции, Китаю примыкают три “подпольные” - Израиль, Индия, Пакистан.

Неядерные государства также не считают это оружие отжившим.

Не следует упускать из виду тот факт, что военные расходы не сокращаются. Причем большая часть этой суммы предназначена для приобретения новых вооружений и проведения различных исследований.

 Второе. Традиционные военно-политические союзы, созданные во времена “холодной войны”, не самораспускаются, как это сделал Варшавский Договор, а продолжают расширяться и совершенствовать свою структуру и деятельность, прикрываясь необходимостью “организованного миротворчества”. Так, НАТО расширяется на Восток, занимая геополитическое пространство вблизи России и претендуя на роль силовой основы системы европейской безопасности.

Военный каркас этого блока характеризуют следующие параметры. Войска НАТО с учетом сокращения к 2000 году имеют 43 полноценных сухопутных дивизии, почти 21 тыс. танков, свыше 21 тыс. орудий и минометов, 31,3 тыс. БТР и БМП, 4,9 тыс. самолетов, почти 2 тыс. вертолетов.

Дивизии НАТО- это более 21 тыс. солдат и офицеров.

Франция не раз обращались к военной силе для достижения своих целей. В частности,  эксперты считают, что военные акции США по отношению к Панаме, Гренаде и Гаити не были продиктованы военной необходимостью. Напротив, у США был достаточно широкий выбор средств, начиная с экономических и кончая информационно-психологическими, чтобы успешно реализовать свои национальные интересы в этих государствах. Однако  они избрали военно-силовой метод решения проблемы. 

 Третье. Процесс образования новых суверенных государств после распада Советского Союза и Югославии продемонстрировал их стремление иметь вооруженные силы, отвечающие современным требованиям, хотя, казалось бы, кризис в экономике, политике и культуре диктовал выбор иной системы приоритетов.

Четвертое. Ломка старой системы геополитических координат и структуры межгосударственных отношений вызвала массу вооруженных конфликтов. Это свидетельствует о том, что именно военной силе отдается исключительное предпочтение в решении спорных проблем, а ныне существующие международные структуры, созданные для решения проблем мирного урегулирования, оказались малоэффективными.

Опасность заключается в том, что вооруженные конфликты по законам цепной реакции могут перерасти в широкомасштабную войну. Достаточно вспомнить начало Первой и Второй мировых войн.

Пятое. Наметилась устойчивая тенденция милитаризации такого явления как миротворчество. Как в форме, так и в содержании отчетливо просматривается доминирование военной силы. Миротворческие операции последнего времени отличаются обилием униформы и крайне скромным присутствием людей в цивильных костюмах. В подавляющем большинстве операций последнего времени преобладают операции не по поддержанию мира, а по принуждению к миру, то есть с применением военной силы. Миротворчество в таком виде может стать удобной ширмой для нового милитаризма (неомилитаризма)

Ярким подтверждением повышения популярности военной силы служит война США и НАТО против Югославии в 1999г. Периодические бомбардировки Ирака и так далее.

Произошли качественные преобразования на стыке внешней среды и внутреннего положения России, требующие извлечь уроки для создания условий развития и эффективной системы безопасности.

Области и регионы, оказавшиеся на этом стыке двух сред Федерации превращаются в чрезвычайно важные опорные пункты развития и бастионы безопасности всего государства. Это в полной мере относиться и к Оренбургской области, в недрах которой разведаны сотни месторождений. Она богата полезными ископаемыми. В том числе газом, нефтью, бурым углем, медно- колчеданными и железными рудами, каменной солью, хризотиловым асбестом, яшмой. Если учесть, что в перспективе обостриться проблема энергоресурсов и других видов ресурсов в мире, то потенциал Оренбуржья вызовет повышенный интерес за пределами России. К этому следует добавить, что Оренбургская область является одной из главных житниц России. Здесь помимо пшеницы выращивается рожь, соя, подсолнечник, картофель, горох, кукуруза и бахчевые культуры. Развито животноводство

Словом Оренбургская область имеет стратегическое значение для России. Исходя из современных геополитических тенденций, учитывая восточный вектор российской политики, ее значение еще больше будет возрастать.

Оренбургская область «вернулась» на 300 лет назад и снова стала для России пограничной заставой в широком смысле слова.


1 См.: Швейцер П.  Победа . Роль тайной стратегии администрации США в  распаде Советского Союза и социалистического лагеря. Пер. с польского Л. Филимоновой. - Мн.: СП “Авест”.1995.464с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск