Скачать 329.34 Kb.
|
4 класс Пояснительная записка Основная цель реализации рабочей программы «Окружающий мир» заключается в коррекции и формировании у учащихся с интеллектуальным недоразвитием 4 класса комплекса представлений и умений, обеспечивающих адекватное возрасту и социальной ситуации жизни ребенка понимание и безопасное взаимодействие с объектами и явлениями окружающего мира, подготовку к дальнейшему обучению в рамках образовательных областей «естествознание» и «обществознание» в коррекционной школе VIII вида. Реализация цели предполагает организацию комплексного воздействия, направленного на решение следующих задач:Формирование интереса к объектам и явлениям окружающего мира, к учебным занятиям. Формирование умений:
Коррекция и формирование комплекса взаимосвязанных представлений об объектах и явлениях природного и социального мира, а также простейших взаимосвязях между ними. Формирование умений адекватно взаимодействовать с предметами и явлениями природного и социального мира при решении учебно-бытовых задач. Формирование умений в устной форме описывать объект или явление, сообщать о событиях, обращаться за помощью, предлагать помощь. Формирование умения организовывать совместную деятельность и ситуативное общение при взаимодействии с изучаемыми объектами и явлениями природного и социального мира. Реализация поставленных задач обучения на уроках окружающего мира является результатом обучения. Степень полноты реализации задач в отношении каждого ребенка есть его достижения. Поэтому критерии оценки степени реализации поставленных задач являются критериями оценки достижений ребенка. В качестве таких критериев могут быть приняты:
При разработке рабочей программы использованы следующие документы:
Рабочая программа рассчитана на 70 часов При отборе содержания курса «Окружающий мир» учтены современные научные знания и требования жизни общества; особенности познавательной, эмоционально-волевой сфер и учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием. Структура курса представлена следующими разделами: «природа» (неживая природа и живая природа) и «общество» (человек, ближайшее окружение, дальнее окружение, рукотворные предметы (вещи)). Разделы «временные представления» и «безопасное поведение» (в том числе и гигиена) рассматриваются как интегративные, обеспечивающие взаимосвязь всего содержания, его практическую направленность и возможность формирования умений. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации периода предварительного ознакомления с объектами изучения. В этот период дети взаимодействуют в условиях специально организованного, целенаправленного восприятия с объектом будущего изучения, «сталкиваются» с ним в жизни, выделяют его из общего фона других предметов или получают готовые сведения о нем. Прочность же усвоения в значительной мере зависит от качества и количества повторений и обобщений изучаемого материала. Исходя из сказанного, все содержание программы условно можно разделить на блоки: ознакомительный, учебный, закрепления. Ознакомительный блок объединяет темы, в ходе изучения которых формируются начальные представления или даются готовые сведения. На их базе в дальнейшем строится более глубокое изучение учебного объекта. Наряду с объектами, предлагающимися для последующего более детального изучения, в этот блок объединены объекты, углубленное изучение которых не предусмотрено в рамках данного курса, но которые необходимы ребенку для понимания происходящих явлений его жизни. Представления о таких объектах обеспечивают преемственность между содержанием предшествующих и последующих учебных дисциплин и способствуют расширению кругозора ребенка. Обучающий блок составляет основную часть занятий курса, где объединены темы, полно раскрываемые в рамках курса «Окружающий мир». Он представлен либо отдельными уроками, либо группами занятий по одной теме. Блок закрепления многолик: он реализуется через этапы учебных занятий, отдельные уроки («Повторение»), и целые интегративные темы («Временные представления» и «Безопасное поведение»). Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план:
Приоритетными подходами в обучении являются практикоориентированный подход, календарный и краеведческий подходы, личностно-ориентированный подход в обучении. Перспективными методами признаны практические, игровые и наглядные методы обучения в обязательном сопровождении словесных методов обучения. В качестве ведущих форм организации процесса обучения выделены уроки-практикумы, учебные прогулки и ознакомительные экскурсии, предметные уроки и игровые занятия, проектная работа, уроки с ИКТ. С учетом особенностей школьников с интеллектуальным недоразвитием на каждом уроке контроль знаний происходит в процессе итоговой беседы или выполнения практического задания. Также детям предлагаются тесты и итоговые соревновательные игры. Содержание Содержание данной рабочей программы соответствует целям и задачам образовательной программы Оно также полностью соответствует авторской программы курса «Окружающий мир» С.В.Кудриной (М:Владос, 2010). Программа рекомендована к изданию и использованию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт - Петербурга (№ 04-5522/08 от 09.12.2008), а также кафедрой олигофренопедагогики факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Закрепление и обобщение временных представлений, формируемых в 1-3 классах. Год, времена года. Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей. Лето. Обобщение летних наблюдений за состоянием неживой и живой природы, жизнью и трудом взрослых, занятиями детей. МИР ПРИРОДЫ Неживая природа Закрепление элементарных представлений о Солнце, Луне, Закрепление и обобщение представлений о воздухе, воде, почве, грунте (песок, камни, глина), как компонентах неживой природы; о взаимосвязях с растениями, животными, человеком, формируемых в 1-3 классах. Живая природа Человек Внешнее строение тела человека (голова, туловище (грудная клетка, брюшная полость), конечности верхние и нижние). Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы). Бережное отношение к себе, соблюдение правил гигиены и охраны своего здоровья. Здоровый образ жизни: режим питания, сна, работы. Прогулки и занятия спортом. Животные. Звери. Кролик, свинья – домашние животные (выведены человеком специально, с особыми свойствами). Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Пища (чем кормятся сами животные, чем кормят их люди). Взаимодействие с человеком: значение для человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Соотнесение с другими изученными домашними животными. Лось, бобер – дикие животные (существуют в природе независимо от человека). Узнавание. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания, основная пища. Соотнесение с другими изученными дикими животными. Обобщение представлений о зверях на основании особенностей внешнего строения, покровов тела и среды обитания. Птицы. Индюк – домашняя птица. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Пища (чем кормится сама, чем кормят люди). Взаимодействие с человеком: значение для человека (для чего содержат птицу), забота и уход. Соотнесение с другими домашними птицами. Птичий двор (ферма). Лебедь. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Повадки, образ жизни. Пища. Соотнесение с другими изученными дикими птицами. Обобщение представлений о птицах на основании особенностей внешнего строения, покровов тела и среды обитания. Дикие и домашние животные. Дифференциация. Дикие животные, содержащиеся дома. Попугай. Узнавание. Называние. Описание внешнего вида. Образ жизни. Пища. Правила содержания дома. Пресмыкающиеся. Гадюка. Узнавание, называние. Места обитания, образ жизни. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Земноводные. Лягушка. Узнавание, называние. Места обитания, образ жизни. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Рыбы. Окунь. Узнавание, называние. Места обитания, образ жизни. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Обобщение представлений о классе рыб на основании представлений о форме, внешнем строении и покровах тела, среде обитания. Насекомые. Осы - насекомые. Узнавание. Называние. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания. Особенности поведения (агрессивность). Обобщение представлений о насекомых на основании представлений о внешнем строении. Растения Фрукты. Слива. Жизненная форма – дерево. Внешний вид, называние, место произрастание, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу. Значение фруктов для жизни человека (профилактика авитаминозов, здоровое питание). Овощи. Петрушка, укроп. Жизненная форма – травянистые растения. Внешний вид, место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу. Значение овощей для жизни человека (профилактика авитаминозов, здоровое питание). Бахчевые культуры. Тыква. Жизненная форма – травянистые растения. Внешний вид, место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу. Рожь. Пшеница. Жизненная форма – травянистые растения. Внешний вид, место произрастания, использование. Брусника. Внешний вид, жизненная форма растения (кустарничек), место произрастания, использование. Значение ягод в жизни людей (профилактика авитаминозов, здоровое питание, лечение различных заболеваний). Бережное отношение к растениям. Хвойные деревья леса. Ель, сосна. Узнавание. Называние. Внешнее строение. Жизненная форма (дерево). Место произрастания. Кустарники. Орешник. Внешний вид, жизненная форма растения (куст). Место произрастания. Бережное отношение человека к растению. Использование. Раннецветущие растения. Подснежник, нарцисс. Внешнее строение (корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод). Значение в природе (пища первых насекомых). Охрана, использование человеком. Осенние цветы. Луговые (пижма, цикорий и др.) и садовые (астры, бархатцы). Название. Жизненная форма (травянистое растение). Внешнее строение (корень, стебель, лист, цветок, плод). Использование человеком как декоративных растений. Оформление клумб города. Плоды и семена. Разнообразие плодов и семян. Первичные представление о способах распространения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Другие формы жизни Грибы. Шляпочные грибы. Внешний вид. Узнавание. Называние. Значение в природе. Использование человеком. Другие грибы. Мероприятия оп охране природы доступные детям (культура наблюдения за жизнью живой природы, ознакомление с уходом за домашними животными, подкормка птиц, подготовка к прилету перелетных птиц, бережное отношение к диким животным и дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, проращивание и уход за культурным растением, содержание комнатных растений). МИР ЛЮДЕЙ Человек. Россия – многонациональная страна. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Ближайшее окружение Семья. Анкетные данные ребенка (фамилия, имя, отчество, возраст, дата и место рождения). Другие члены семьи, их возраст. Младшие, взрослые, старшие члены семьи. Уточнение представлений о занятиях всех членов семьи, профессиях родителей. Обобщение представлений о семье, формируемых в 1-4 классах. Друзья. Совместный досуг. Общие увлечения: музыка, книги, компьютерные игры и занятия на компьютере, занятия в кружках. Школа. Прощание с начальной школой. Представление успехов детей. Дальнее окружение Учреждения. Магазин техники. Поликлиника. Магазин техники. Назначение учреждения. Устройство (здание, отделы, вывески, витрины, ценники, пропускные системы). Основные профессии людей, работающих в учреждении. Особенности организации взаимодействия посетителей с сотрудниками учреждения. Транспорт междугородний: автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный. Называние отдельных видов транспорта: автобусы, поезда, самолеты, вертолеты, корабли, теплоходы. Вокзалы и аэропорты. Обобщение представлений о транспорте, формируемых в 1-4 классах. Торжественные даты. 4 ноября – День народного единства. Праздники нашей страны. День Российской науки. Календарь торжественных дат. Украшение населенного пункта к праздникам, праздничная программа теле- и радиопередач. Населенные пункты, страна. Наша родина – Россия. Карта России. Столица нашей страны – Москва. Президент России. Населенные пункты нашей страны: город, поселок, деревня. Работа жителей, различных населенных пунктов. Город, в котором живет ребенок. Называние. Нахождение на карте России. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Узнавание. Называние. Ознакомление с номиналом монет и купюр. Получение и расходование денег. Вещи (рукотворные объекты) Одежда. Сезонная одежда. Головные уборы. Профессиональная одежда. Соблюдение мер безопасности на производстве (на примере школьных мастерских). Обувь. Сезонная уличная обувь. Сочетание элементов костюма: обуви, головного убора, одежды по сезону, стилю, цвету. Оргтехника. Мобильный телефон, компьютер, принтер. Узнавание. Называние. Функциональное назначение. Игры и занятия на компьютере. БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Закрепление представлений о безопасном поведении, формируемых в 1-3 классах. Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу. Безопасное поведение в природе. Отравление ядовитыми грибами, ягодами. Признаки отравления (головная боль, головокружение, тошнота, рвота). Предупреждение отравления (не собирать незнакомые грибы и ягоды, мыть руки после прогулки в лес, не готовить грибы с горчинкой (попробовать собранные грибы «на язык»), придерживаться рекомендаций врачей, передаваемых по средствам массовой информации. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного. Безопасное поведение в обществе. Соблюдение правил безопасного поведения на производстве (на примере школьных мастерских): использование спецодежды, предупреждение отвлечений во время работы, баловства, внимательное изучение правил работы. Запоминание телефонов первой помощи. Обращение по телефону в экстренной ситуации. Повторение |