Предмет: Литературное чтение, 2 класс
Учитель: Е.А.Серебреникова
Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.
Тема урока: Э. Н. Успенский «Чебурашка» ( из сказки «Крокодил Гена и его друзья»).
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок- путешествие
Технологическая карта
Тема
| Э. Н. Успенский «Чебурашка» ( из сказки «Крокодил Гена и его друзья»).
| Цели урока
| 1.Познакомить с жизнью и творчеством Э.Н.Успенского и его произведением «Чебурашка» из сказки «Крокодил Гена и его друзья»;
2. На примере произведения воспитывать в детях чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим.
| Планируемые результаты
| Предметные: учащиеся должны уметь воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
Личностные: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности;
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать в группах; планировать свои действия в соответствии с поставленными целями; учится высказывать своё отношение к прочитанному произведению;
Коммуникативные: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им;
Познавательные: уметь ориентироваться в тексте произведения; находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы о результатах своей работы на уроке;
| Организация пространства
| Формы работы
| Ресурсы, оборудование
| Фронтальная, индивидуальная, групповая
| Компьютеры, медиапроектор, презентация, скайп, аудиозапись, наглядный материал, раздаточный материал (рефлексия), тест в программе «Power Point».
| I этап. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
| Цель: психологический настрой учащихся, обеспечение нормальной обстановки на уроке, развитие речевого аппарата, скорости чтения вслух и молча.
| 2-3мин.
| Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Придумано кем–то просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!» (слайд1)
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
1.Психологический настрой.
-Сегодня на уроке у нас много гостей, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуйте улыбкой наших гостей. Пожелаем мысленно себе удачи и начнём наш урок.
2.Речевая разминка
-А начнём мы наш урок с речевой разминки. Прочитайте чистоговорку одними глазами (“внутренним голосом”). А теперь читаем вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие - четко произносите звуки. (слайд 2)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому что не спешим.
| Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно- познавательной деятельности.
| 3-5мин.
| II. Постановка целей урока.
– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением, имя главного героя которого вы узнаете, закончив мои строчки, а поможет вам в этом рифма.
(Отрывки из стихотворений Э.Успенского. на доске слова. Учащиеся называют их. В результате у них должно получиться слово «Чебурашка»)
1.Долго сонный осьминог
Ничего понять не мог.
Жёлтый сын
Сидит в графине,
По буфету скачет синий,
А зелёный на люстре качается...
Ничего себе день
Начинается
2.- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
3.«Рыжий! Рыжий! Конопатый!
Убил дедушку лопатой».
А я дедушку не бил,
А я дедушку любил.
4.Грузовик без колёс!
У ёжика отклеен нос!
Стали чёрными цыплята!
А из куклы лезет вата!
Были новыми игрушки,
А теперь они старушки.
5.А на елке, как игрушки,
Разместились две старушки.
Опустел весь город мигом -
Ведь опасны шутки с тигром.
6.Была у детишек
Плохая черта:
Они, как хотели,
Меняли цвета.
7.И надо вызывать скорей
Врача из «неотложки»,
А он боится всех врачей,
Как мышь боится кошки.
8.Берём же скорей
Иголки и клей,
Нитки, катушки
И чиним игрушки!
9.Если был бы я девчонкой -
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
-Какое слово у вас получилось?
-Правильно, это Чебурашка.(слайд 3, звучит песня Чебурашки)
- А кто знает, из какого произведения этот герой?
-А может быть кто – то из вас уже читал это произведение?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Сегодня мы будем изучать произведение Э.Н.Успенского « Чебурашка» (из повести-сказки « Крокодил Гена и его друзья), на примере этого произведения учиться воспитывать чувство доброты, сопереживания, заботы о других.
- А в конце урока посмотрим, смогли ли мы достичь поставленные цели.
- А теперь поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока.
| Цель: познакомить учащихся с произведением, автором произведения.
| 15-20мин.
| III. Изучение нового материала.
1. Прямая трансляция с Чебурашкой в сети интернет. (скайп)
«Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости. Я очень рад видеть вас всех. Сегодня вам предстоит познакомиться со мной поближе. Вы узнаете обо мне много интересного. Я надеюсь, что вы не будете скучать. Приятного вам урока и хорошего настроения. Ваш новый друг- Чебурашка!»
- Ребята, понравился вам Чебурашка? Готовы познакомиться с ним поближе? Ну тогда сядьте поудобнее и закройте глазки. ( слайд 4, звук поезда).
- Мы с вами отправляемся в весёлое путешествие на этом замечательном поезде. Дорога нам предстоит длинная, но интересная. А чтобы мы не устали ехать, давайте немного отдохнём.
(физкультминутка)
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо, влево(вращение головой)
А теперь руками крутим-
И для них разминка будет(вращение рук)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо, влево,
Плавно производим.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
- А кто из вас знает автора этого произведения?
- Строчки стихотворений, которые вы заканчивали рифмовкой, тоже написал этот же автор.
Станция Э.Н.Успенского (слайд5)
2.Знакомство с биографией писателя.
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. В школе прилежанием не отличался, зато отличался всякими хитроумными проказами, и учителям, соседям и родителям было с ним хлопотно. Однажды, неудачно спрыгнув с крыши, мальчик попал со сломанной ногой в больницу. И там он вдруг понял, что пора браться за ум. упросил родителей принести ему книги, стал упорно заниматься. Работая летом в пионерском лагере вожатым, Э.Успенский читал ребятам разные книжки, но вскоре книжки кончились, и тогда- неожиданно для себя- он стал рассказывать сказку про Чебурашку: вспомнил свою любимую детскую игрушку. Послушайте, как сам автор рассказывает о том, как у него возникла идея написать эту сказку.( включается аудиозапись)
Э.Н.Успенский до сих пор жив. 22 декабря 2012 г. Ему исполнилось 75 лет.
3. Чтение слов.
В тексте нам встретится много трудных слов. Поэтому мы сначала прочтём эти слова. (слайд7,8)
-Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:
Тро-пи-чес-ком---------тропическом
Гип-по-по-там----------гиппопотам
От-пра-вил-ся-----------отправился
А-пель-си-на-ми--------апельсинами
Пе-ре-дви-гать-ся--------передвигаться
Соб-ствен-но-го----------собственного
Че-бу-рах-нул-ся---------чебурахнулся
У-це-нён-ны-е-------- уценённые
-Читайте целыми словами ( слайд9)
Погрузили
Фруктовый
Бракованную
Зверёк
Городской
- Мы с вами приближаемся к Станции «Читайка» ( слайд10)
4. Чтение текста. (текст читает учитель и учащиеся. (стр.139-142))
- Слушаем и читаем внимательно, обращая внимание на непонятные слова.
- Читаем, соблюдая правило:
Уважаем товарищей - следим по тексту.
- Наши глаза немного устали. Давайте дадим им возможность отдохнуть.
(физминутка для глаз, слайд 11)
| Цели: проверить, на сколько внимательны были учащиеся при чтении текста; отработка умения давать полные ответы на вопросы по содержанию, находить в тексте непонятные слова, трактовать их значение; уметь рассуждать на тему дружбы и объяснять значение пословиц.
| 5-7мин.
| IV. Первичное восприятие текста. Словарная работа.
1. Ответы на вопросы учителя (выборочное чтение).
– Понравилось ли вам это произведение?
- Кто является главным героем этого произведения?
- Где жил Чебурашка?
- Кто из вас знает, что такое тропический лес? (Тропический лес - это местность с жарким климатом). слайд
– Как он попал в ящик с апельсинами? (подтвердите словами из текста.)
– Как он оказался в магазине?
– Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы? (подтвердите словами из текста)
– Почему он получил такое странное имя?
- Как вы понимаете выражение «Чебурахнуться»?(Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом) слайд
-Куда директор магазина отнёс Чебурашку?
– Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? ( подтвердите словами из текста)
- А почему Чебурашку сразу назвали зверем? Не птицей, не насекомым, не рыбой.
- Какого размера был Чебурашка?
- Почему вы так решили?
-Где стал работать Чебурашка?
- Какие товары называют уценёнными? ( Уценённые товары- товары, стоимость которых ниже первоначальной)
– Что он должен был делать в магазине?
- Почему директор магазина решил, что прохожие будут обязательно обращать внимание на Чебурашку?
– Где стал жить Чебурашка? ( иллюстрация в учебнике) Телефонная будка-будка с телефоном- автоматом. (слайд)
- Понравился ли Чебурашке его новый дом?
- Почему?
- Почему Чебурашке некому было звонить?
- А как вы думаете, нужны ли ему друзья?
- Зачем?
- Чтобы Чебурашка смог найти себе друзей мы с вами составим и напишем объявление. (бланк объявления висит на доске, учащиеся составляют объявление).
Найден________________ по кличке_____________. Он очень любит_________________. У него___________________глаза,_________________нос,____________уши.
По характеру__________________и ______________________. Временно живёт в ______________________. Он очень хочет найти___________________.
Ученики _______ класса.
2. Работа над пословицами о дружбе.
- Какие вы знаете пословицы о дружбе?
- Дополните пословицы (слайд 13)
Не имей сто рублей, а…. ( имей сто друзей)
Нет друга- ищи, а…(нашёл -береги)
Человек без друзей, что….( дерево без корней)
- Какие из них подходят к нашему произведению? Почему?
– Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного
замечательного героя кота Леопольда. ( слайд14)
Все: Ребята, давайте жить дружно!
– Только у добрых людей бывает много друзей.
| Цель: контроль знаний.
| 5мин.
| V. Закрепление изученного.
- А сейчас я посмотрю, на сколько вы были внимательными при изучении нового материала.
- Вам предстоит выполнить тест. Который и покажет, на сколько хорошо вы поработали сегодня на уроке. Cлайд 15 ( тест на компьютере в программе Notebok, работа в группе)
| Цель: оценить результаты деятельности учащихся; самооценка.
| 2-3мин.
| VI. Подведение итогов урока. Оценивание своей деятельности.
-Какие цели были нами поставлены в начале уроке?
-Достигли мы их? Докажите.
–За что вы похвалили бы себя?
–Что у вас особенно получилось?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? ( на столах лепестки трёх цветов:кр.,жёл.,гол.)
-Выберите тот лепесток, который отражает ваши успехи на уроке и поместите его вокруг сердцевинок так, чтобы получился цветок.
Красный лепесток- всё хорошо получилось, всё смог, со всем справился
Жёлтый лепесток- несовсем всё получилось, были трудности
Голубой лепесток - ничего не смог, всё было трудно.
- Эти букеты мы подарим нашим гостям.
- Ребята, когда вы придёте домой и откроете свои дневники, там вас ждёт небольшой сюрприз.
- Это будет ваше домашнее задание. (VII. Домашнее задание. )
-Написать письмо Чебурашке о том, что вы хотите с ним подружиться.
Можно начать его так:
Дорогой Чебурашка!
Нам бы очень хотелось с тобой подружиться…
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы прибываем на конечную станцию «Музыкальная»
- На чём мы путешествовали?
- Какую песню пел Крокодил Гена?
- Давайте споём её все вместе. ( слайд 16, музыка)
- Вот на этой замечательной ноте мы и заканчиваем.
-Всем спасибо за урок! ( слайд 17)
| |