Скачать 135.42 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №122» Московского района города Казани Мастер-класс Работа по индивидуальной научно-методической теме как важный аспект подготовки учителя к введению ФГОС НОО Е.Ю.Варешкина, учитель начальных классов высшей квалификационной категории - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают в качестве главной цели - формирование деятельностных умений. Конкурентоспособность личности определяется надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Учителям нашей гимназии оказалось несколько легче подготовиться к введению ФГОС. В основе Cтандартов в целом лежит системно-деятельностный подход. Система работы каждого учителя начинается с обдуманного подбора научно-методической темы. Два года я разрабатываю методическую тему «Филологический аспект в работе по развитию творческих способностей учащихся в условиях реализации дидактической системы деятельностного метода». В ходе работы над темой сначала была изучена технология деятельностного метода в московской Академии повышения квалификации. Но тогда мы проводили только уроки математики. Затем начали пробовать проводить и уроки русского языка по опытной модели. После курсов «Реализация ТДМ в курсах гуманитарно-эстетического цикла» попыталась транслировать технологию и на уроках чтения. Предлагаю вашему вниманию фрагменты урока чтения в 3 классе, цель которого - организация деятельности учеников для построения нового способа действий и формирования способности правильного определения типа текста. Урок «открытия» нового знания включает в себя следующие этапы. Первым этапом является «Мотивация к учебной деятельности», цель которого - создание условий для включения в учебную деятельность, установление тематических рамок урока и актуализация требований к ученику. - Начнем наш урок, коллеги! Предлагаю вам поработать в роли учеников! - Произведения какого раздела изучаем? («Природа летом».) - Чему мы учимся, читая эти произведения? (Описывать природу.) - Кто автор этих строк? «Весь огромный мир кругом меня, надо мной полон тайн. И я буду открывать эти тайны всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!» (В. Бианки) - Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями этого раздела и тоже попробуем открыть новое. - Как ученики узнают новое? (Сначала поймём, что не знаем; потом постараемся сами открыть новое знание.) - С чего начнем? (Повторим необходимые знания.) Так мы переходим во второй этап урока «Актуализация опорных знаний», целью которого является актуализация умения определять известные типы текста; активизация мыслительных операций; организация выполнения пробного действия, в результате которого обязательно фиксируется затруднение. У детей формируется умение фиксировать затруднение в индивидуальной деятельности. - Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу общей темой. Тема – это то, о чём говорится в тексте.) - Из каких частей состоит? (Вступление. Основная часть. Заключение.) - Какие типы текстов знаете? (Тексты бывают трех типов: повествование, описание, рассуждение) - Прочитайте текст и покажите сигнальной карточкой, к какому типу он относится. Дятел. Какой дятел нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красное пятно. А на крыльях белые пятнышки и полоски. Настоящий красавец этот лесной доктор! По Г. Скребицкому - О – описание. (На доску вывешивается опорный сигнал.) Беличье гнездо. Ловко построено гнездо у белки! В нем всегда тепло. Гнездо, будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка. Делает его белочка из веточек, из сучьев. А чтобы холодный ветер не задувал в гнездо, зверёк закрывает лазейку подстилкой. Вот почему беличье гнездо очень тёплое. По И. Соколову – Микитову - Р – рассуждение. (На доску вывешивается опорный сигнал.) Сами виноваты. Построили себе зайцы домишко в лесу. Всё вокруг расчистили. Только камень с дороги упрямый заяц не хотел убрать. Однажды пригласили зайцы своего старого друга медведя на праздничный пирог. Спешил медведь и у крыльца налетел на камень. Кадушку с мёдом разбил, домик развалил. Схватился медведь за голову. Плачут зайцы от горя. А зачем плакать? Сами виноваты! По С.Михалкову - П – повествование. (На доску вывешивается опорный сигнал.) - Что мы повторили? (Тексты бывают трех типов: повествование, описание, рассуждение.) - Какие части есть в этих текстах? (Вступление. Основная часть. Заключение.) - Почему я выбрала именно это? (Нам пригодятся эти знания при открытии нового знания.) - Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.) - Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами определили, что мы ещё не знаем.) - Задание нам подскажет наша Настя. Прочитайте авторский текст на стр. 105. - Прочитайте слова К. Паустовского. «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина». - Рассмотрите иллюстрацию на стр. 106. Как вы думаете, почему рассказ называется “Золотой луг”? - Почему Настя называет одуванчики “обыкновенными”? Разделяете ли вы ее мнение? 3. Самостоятельное чтение рассказа “Золотой луг” про себя. Вопросы после чтения: - Какие чувства вы испытываете после чтения рассказа? - Удалось ли автору поразить вас? - Сумели ли вы представить все то, о чем рассказывал автор? - Подходит ли к тексту название рассказа? 4. Пробное действие. - Покажите сигнальной карточкой, к какому типу текста можно отнести произведение «Золотой луг». - Что вы замечаете? (Определили по-разному.) - Что вы не смогли сделать? (Не смогли найти правильный способ.) - Что необходимо сделать? (Остановиться и подумать.) Третий этап урока в технологии деятельностного метода - «Выявление места и причины затруднения», когда дети фиксируют шаг, на котором возникло затруднение, выявляют его причины и на этой основе выявляют и фиксируют в речи причину затруднения – те конкретные универсальные знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа вообще. - Какое задание вы не смогли выполнить? (Правильно определить тип текста.) - В чём затруднение? (Есть признаки сразу двух типов.) - Почему возникло затруднение? (Не знаем других типов текста.) - Вы готовы преодолеть затруднение? (Конечно.) Четвертый этап – «Построение проекта выхода из затруднения», целью которого является выбор способа и средств для построения нового знания. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). На этапах 3 и 4 дети выделяют существенные признаки явлений действительности, устанавливают причинно-следственные связи, определяют цели и задачи собственной учебной деятельности, выбирают средства и способы реализации целей, выдвигают и проверяют гипотезы, осваивают навыки коммуникации, принятия решений и работы с информацией, систематизируют и обобщают. - Какую цель вы поставите перед собой? (Определить признаки текста нового типа.) - Сформулируйте тему урока. (Тип текста «Золотой луг».) - Что поможет вам открыть новый способ? (Актуализированные знания: признаки изученных ранее типов текста.) - Как вы будете открывать новый способ? (Будем внимательно читать текст и находить признаки изученных ранее типов текста.) - Построим план выхода из затруднения. 1. Прочитаем текст внимательно.
- Нам для такой ответственной работы пригодится острое зрение. Предлагаю выполнить упражнения для глаз «Сова», «Муха», «Бабочка». Пятый этап урока – «Реализация построенного проекта», когда мы строим пошаговый алгоритм действий и эталон, т.е. графическую схему. В конце этого этапа необходимо вернуться к пробному заданию, вызвавшему затруднение, и зафиксировать преодоление этого затруднения с использованием нового алгоритма и эталона. Уточняется и общий характер нового знания. В завершение, организуется рефлексия построенного проекта и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового способа действий. На 5 этапе ребята взаимодействуют с другими людьми в достижении поставленных общих целей, формулируют собственную позицию, осваивают навыки решения проблем. 1. Повторное чтение вслух. - Прочитаем текст внимательно, но теперь вслух. 2. Анализ текста. - От чьего лица ведётся повествование? (Автор - М. Пришвин, а рассказчик – мальчик). - Кто был старше из братьев? Почему? (“… Он впереди, я – в пяту.”) - Как это – идти в пяту? (За ним, след в след. Того гляди на пятки наступишь). - Какой промысел мог быть у мальчишек и что обозначает это слово? (Промысел - добывание, добыча, охота на кого- нибудь. Охотничий промысел, пушной промысел, нефтяной промысел). - Что такое забава? (Забава - развлечение, игра). - Что значит созревают одуванчики? - Кто заметил детскую словесную изобретательность? Какое слово они изобрели? (Фукну, фукнет.) - Знакома ли вам такая игра с одуванчиком? - Как рассказчик называет одуванчики? (Неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты.) - Почему луг был золотой? Зачитайте словами текста. (Зачитывают.) - Каким настроением отзывалась картинка луга в сердцах тех, кто видел одуванчиковый ковер? (Зачитывают.) - Что заставило мальчика заняться наблюдением? (Зачитывают.) - Какое объяснение происходящему нашел рассказчик? - С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика? (Пальчики на ладони.) - Как теперь называет одуванчики рассказчик? - С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика? («Пальчики на ладони»). 3. Реализация плана в группах. - Предлагаю вам поработать в группах. Но прежде повторим правила работы в группе. - Начинайте работать по 2 и 3 пунктам плана: «Составим план текста», «Рассмотрим признаки каждой части в отдельности». Даю вам 2 минуты. - Какие три части должны присутствовать в любом тексте? (Вступление. Основная часть. Заключение.) - Попробуем отыскать в рассказе М. Пришвина каждую часть. - Как можно озаглавить I часть? (Постоянная забава. Цветы для забавы.) - Как можно озаглавить II часть? (Тайна золотого луга. Маленькое открытие секретов. Секрет одуванчиков.) - В чем главная мысль в этой части? (Раскрывается тайна названия луга, описывается луг.) - Как озаглавили III часть? (Цветок моего детства. Один из самых интересных цветов.) На слайде план рассказа: I. Вступление. Цветы для забавы. II. Основная часть. Маленькое открытие. III. Заключение. Цветок моего детства. - Итак, заключение, в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста. В чём, по-вашему, состоит главная мысль? (Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только её увидеть, приглядеться.) - К какому типу текста относится каждая часть? (Высказывания.) - Сделайте в группах вывод, как определить тип всего текста и почему. (Высказывания.) - Теперь попробуйте создать свой опорный сигнал к новому типу текста. (ПО) - Вернемся к нашему пробному заданию. Какой вариант будет правильным и почему? (Высказывания.) - Смогли мы преодолеть затруднение? (Да.) - Что вы можете теперь делать? (Определять тип текста – повествование с элементами описания.) - Какой следующий шаг учебной деятельности мы выполним на уроке? (Будем закреплять новое знание.) 4. Физминутка. - Представьте, что вы одуванчик. Встаньте, спинку выпрямите, голову держите прямо. Глубоко вздохните. Вы цветок. Вы одуванчик… Ваша голова тянется к солнцу. Оглянитесь вокруг. Вы видите? Другие цветы! Шмели! Бабочки! Дует легкий ветерок! Переходим к шестому этапу «Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи». Целью этого этапа является создание условий для выполнения заданий на использование изученного способа действия и проговаривание во внешней речи фронтально и в парах. 1. Работа с текстом после чтения по группам. - Поработайте в группах по заданиям. 1 группа:
2 группа:
3 группа:
4 группа: 1. Продумайте, с какой интонацией надо читать 1 часть. 2. Какие выразительные средства языка использует автор? Подтвердите примерами из текста. 5 группа: 1. Продумайте, с какой интонацией надо читать 2 часть. 2. Какие выразительные средства языка использует автор? Подтвердите примерами из текста. 6 группа: 1. Продумайте, с какой интонацией надо читать 3 часть. 2. Какие выразительные средства языка использует автор? Подтвердите примерами из текста. 2. Подготовка к выразительному чтению. Группы рассказывают о результатах проведенных исследований. 1-я часть – игриво, весело. Последнее предложение прочитать с гордостью или изумлением. 2-я часть – с нежностью, восхищением, любуясь красотой луга, передать удивление мальчика. 3-я часть – многозначительно, весомо, вместе с тем трогательно.
- Какой следующий шаг на уроке? (Проверим себя, справимся ли самостоятельно.) Седьмой этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону». Его цель – организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия. Проверка и исправление осуществляется каждым учеником индивидуально путем пошагового сравнения с эталоном. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к дальнейшей самостоятельной учебной работе. - Определите, пожалуйста, тип текста и докажите: 1 вариант: А.П.Чехов «Степь». 2 вариант: В.Бианки «Неслышимка». - Проверьте по эталону. - У кого возникли затруднения? - В чем причина вашей ошибки? - Кому все удалось, поднимите руку. Молодцы! - Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.) Восьмой этап урока – «Включение в систему знаний», когда новое учебное умение используется для обеспечения содержательной непрерывности. На этом этапе очень целесообразно использовать работу в малых группах над разноуровневыми заданиями. Учитель делит класс уже не по признаку местонахождения в кабинете, а раздает детям какие-либо фигурки, картинки для объединения учеников в одну группу по уровню обученности. Ученики пересаживаются и выполняют задание. Сначала им дается две минуты на совместное обсуждение, а затем каждый выполняет. Проверяем по одному человеку от каждой группы. - Этот неприхотливый цветок встречается на лесных полянах и по обочинам дорог. Мы уничтожаем его на овощных грядках, считая сорняком, а между тем, это ценное растение. Цветки, корни, листья используются в медицине. Весной из листьев одуванчика делают салат. В природе насчитывают более 200 видов одуванчиков. В одной корзиночке до 200 семян с пушинками. И все они разлетаются, как только подует ветер. Представьте, что вы не знаете названия цветка. Попробуйте его как-нибудь назвать. (Дети придумывают названия). - В различных местностях его называют по-разному, например: одуван, молочай, одуванчик, летучки, пушица, молочник, пустодуй. Э. Шим сказал о М. Пришвине «Он из хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми». А как вы понимаете это высказывание Э. Шима? - Предлагаю вам дополнить предложения подходящими по смыслу словами. Я сорвал цветок, и он …. Я поймал мотылька, и он … у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к … можно только …. Слова для справок: увял, умер, природе, сердцем. - Прочитайте, что у вас получилось. Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем. - Луга украшают землю. Полюбуйся чудесными бабочками, послушай гудение шмелей, пчёл, и ты поймёшь, как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей! Девятый заключительный этап урока – «Рефлексия учебной деятельности на уроке». Цель этого этапа – организация самооценки учениками собственной деятельности на уроке. Сначала соотносятся цель и тема урока с результатом деятельности, затем вновь фиксируется в речи новый способ действия, открытый на уроке, обсуждается задание на дом в соответствии с самооценкой. Дети учатся ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, осваивают структуру учебной деятельности в ее целостности. - Какую цель ставили перед собой? (Определить признаки текста нового типа.) - Достигли мы цели? (Да.) - Какой тип текста сегодня открыли? (Повествование с элементами описания.) - Что запомнилось, что понравилось? - Чего хотелось бы пожелать детям? А себе? - Каким одним словом вы выразите свое настроение и чувство после урока? - Теперь я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. - Дома я предлагаю подготовить пересказ текста по плану, а желающие ещё могут сочинить загадки об одуванчике или подобрать репродукции картин о лете. |