Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 216.57 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.03.2014
Размер216.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Уроки проведения региональных Форсайтов в странах ЕС

Мешкова Н.В., Козлов В.A., Третьяк В.П. (Москва, Россия)
В современной России опыт применения технологии форсайта достаточно скромный. Особенно это относится к региональным форсайтам. Термин Regional Foresight в практике используется неоднозначно. Этот термин используется тогда, когда речь идет о форсайт-исследованиях, проводимых для различных стран, например, для Бельгии, Голландии и Люксембурга. Этот же термин применяется при характеристике форсайт-исследований отдельных автономий или регионов стран, входящих в ЕС. Региональные форсайты Каталонии (Испания), в Уусимаа (Финляндия), провинции Льеж (Бельгия), Ломбардии (Италия), Баден-Вертемберге и Рейнланд-Фальце (ФРГ), Западный-Мидлендс и Северо-восточной Англии, в регионе Лимузин и в Норд-па де Кале (Франция) и т.д. также именуются региональными. Для отечественной практики, видимо, следует Regional Foresight трактовать, как исследование на уровне субъекта федерации, муниципальных образований, городов, районов сельской и городской местности.

В современной практике форсайт-исследований в России известны попытки формирования форсайтов в Башкортостане, Иркутской области и в Пермском крае, есть заявления о намерениях проведения регионального форсайта в Приморском крае. Кроме того, есть попытка применения форсайт-технологии для Василеостровского района города Санкт Петербурга, для региона Усть-Луга. По мнению экспертов, использование возможностей этой технологии предвидения в отечественной практике распространено не очень широко. Между тем, как считают знатоки этой технологии, за ней достаточно большое будущее. В связи с этим, проанализируем состояние результатов проведения региональных форсайтов в Евросоюзе и попытаемся извлечь из этого уроки.

При рассмотрении результатов регионального форсайта Каталонии (Испания),1 следует отметить, что он был инициирован правительством автономной области в 1989 г2. с целью разработать долгосрочную концепцию развития Каталонии как ключевого региона Средиземноморья до 2010 г.

В задачи форсайт-проекта входило проведение системного анализа состояния региона, предвидение путей его развития. В ходе проведения форсайта (1989-1992 гг.) были получены следующие результаты:

  • выделены шесть подсистем3, влияющих на развитие региона, причем для каждой из подсистем были составлены микро сценарии развития региона;

  • проведен анализ доминирующих трендов и основных рисков развития региона;

  • разработаны пять сценариев возможного глобального развития региона.

Главный результат проведенного регионального форсайта состоит в том, что были выделены оптимальные политические решения, которые могли бы способствовать активному формированию намеченного будущего, вовлечению заинтересованных слоев гражданского сообщества автономии.

Региональный форсайт в Уусимаа (Финляндия)4 был инициирован региональным центром занятости и экономического развития5 в 1997 г..

Перед организаторами проекта были поставлены две цели: во-первых, оценить перспективы для бизнеса, занятого в сфере наукоемкого производства, а во-вторых, возможности трудоустройства в волонтерском секторе. В первом случае горизонт форсайта был очерчен сроком 10 лет, во втором –5 лет.

В задачи форсайта входило изучение социально-экономических проблем (в том числе возрастного состава населения, проблемы занятости и безработицы, риска маргинализации), выявление мега-трендов и слабых мест экономического и социального развития региона в целом, и волонтерского сектора в частности. Кроме того, в задачи проекта входило обучение нанимателей и представителей волонтерского сектора планированию, стратегии и методам форсайта с тем, чтобы заложить основу для формирования в регионе культуры проведения форсайта.

Если говорить о результатах, то можно выделить двойной эффект от проведения регионального форсайта в Уусимаа:

  • были получены данные планирования развития и поддержки малого бизнеса наукоемких производств, программ предотвращения долгосрочной безработицы, вошедшие в основу программы министерства труда на период до 2020 г.;

  • было принято решение распространить практику форсайта на другие области социальной жизни и общественного сектора и сформировать в регионе культуру форсайта.

На наш взгляд, главный результат проведенного регионального форсайта состоит в том, что были приняты политические решения, вошедшие в программы министерства труда Финляндии по поддержке малого бизнеса наукоемких производств, а так же в том, что в регионе формируется определенный уровень культуры форсайта, что способствует активному формированию намеченного будущего.

Представляют собой особый интерес результаты серии региональных форсайтов в провинции Льеж (Бельгия). Главной целью первого форсайта6 в провинции Льеж (1997-1998 гг.) стало создание и развитие регионального информационного общества с горизонтом на среднесрочный период. В фокусе форсайт-исследования находились следующие направления: транспорт, логистика, здравоохранение, экономика, управление, культура и образование. Необходимо было выявить слабые и сильные стороны в перспективе развития региона, угрозы и определить приоритетные направления развития. Результаты форсайта были использованы при разработке стратегии и плана действий по развитию информационного общества в провинции.

В 2001 г. сформирован второй форсайт7 с горизонтом на 20 лет, целью которого явилась разработка стратегии долгосрочного развития провинции. В задачи форсайта входило выявление рисков в развитии провинции и разработка механизмов преодоления нежелательных ситуаций. В качестве «чувствительных» компонентов региона были выбраны следующие: человеческий капитал, инфраструктура региона, система производства, социальная динамика, естественные и культурные ресурсы, управление. Для каждого компонента определялись ведущие переменные и возможности развития.

Результатом первой фазы форсайта стала разработка микросценариев развития каждого элемента, которые были учтены при составлении 4 возможных макросценариев развития региона в целом. Форсайт не дошел до второй стадии – принятия политических решений, из-за неконструктивной позиции политиков. Тем не менее, результаты нашли свое отражение в программе экологической партии.

Во Франции форсайт в регионе Лимузин8, инициированный региональным комитетом, начался в 1997 г. с целью укрепления регионального самоопределения, ответственности и долгосрочного прогноза развития. Следует отметить, что это был второй форсайт в регионе, поэтому кроме выявления основных тенденций будущего для региона и факторов его развития, разработки действий, необходимых для долгосрочного развития с горизонтом на 20 лет, перед организаторами проекта стояла задача оценки результатов прежнего форсайта9, проведенного в 1987 г.. Кроме того, важным направлением в проекте стало информирование общественности о его результатах с тем, чтобы, каждый житель региона смог бы планировать свою жизнь и действовать, опираясь и ориентируясь на выделенные тренды регионального развития. Итогом двухлетней работы стал широко освещаемый в региональной прессе отчет.

Форсайт в Норд-па де Кале10 проводился в период 1999-2000 гг. по инициативе регионального совета с целью создания стратегического плана развития региона с горизонтом на 20 лет. Задачи форсайта состояли в инициировании стратегического подхода к разработке плана регионального развития, выявлении региональных особенностей и интересов. Были выделены четыре тематических области исследования:

  • социальное и индивидуальное поведение – демография, здоровье, гражданство и идентичность, солидарность и ассоциации, образование и обучение, способ жизни, коллективная деятельность и демократия, надежды;

  • региональные ресурсы – окружающая среда, отходы, человеческие ресурсы (обучение, исследование, культура), общественные и частные финансовые ресурсы;

  • экономика – актуальность регионального пространства, рынки, изменения в потреблении, нематериальные рынки, новые услуги, управление изменениями, занятость и работа;

  • региональная территория – человеческая мобильность, городские структуры, сельские и сельскохозяйственные районы, земельные участки, анимация областей, межрегиональные товарные и международные грузовые потоки.

В результате форсайта были выделены тренды по 60 элементам, что дало возможность разработать варианты действий в направлении социальных инноваций, а также инноваций в обучении и обмене опытом.

Организаторы проекта пришли к выводу о том, что для уточнения стратегического плана развития провинции необходимо провести тематические форсайты по значимым для региона направлениям, в частности культуре, экономике, окружающей среде.

Региональный форсайт Валлонии 11 проводился в 2001-2003 гг. по инициативе научного сообщества (институт Destree). Цель проекта состояла в определении желаемого и возможного будущего региона и создании стратегии по осуществлению такого будущего. Горизонт форсайта составил 20 лет. В задачи проекта входило, во-первых, оценить опыт предыдущих форсайтов 1987-1998 гг., во-вторых, привлечь к технологии форсайта жителей региона.

По результатам работы был сформулирован видение «вижен» Валлонии, стратегический план развития с конкретными предложениями действий, а также созданы новые возможности взаимодействия между различными структурами общества.

Но нашему мнению, главные итоги из рассмотренных региональных форсайтов регионов Франции состоят в том, что проводились повторно форсайт-исследования, с целью корректировки пилотных докладов предыдущих исследований и оценки опыта предыдущих форсайтов, что результаты форсайта широко освещались в региональной прессе, что проведения форсайта дает новые возможности взаимодействия между различными структурами общества, т.е. способствует развитию гражданского сообщества и углублению структурирования гражданского сообщества региона, и как следствие –росту уровня развития гражданского общества.

Серия региональных форсайтов Ломбардии (Италия) была одной из первых региональных форсайтов в Европе (1997-1998 гг.), инициированных12 гражданским сообществом13. Представители технологических институтов, ассоциации промышленников и банковского сектора выступили с предложением о проведении проекта с целью разработки политики регионального правительства в области повышения технологической конкурентоспособности различных секторов промышленности на среднесрочный период.

Ставилась задача оценить факторы конкурентоспособности в 6 секторах промышленности с точки зрения их международной конкурентоспособности (экспорт и общий объем продаж) и уровня технологий, динамики в среднесрочной перспективе, критичности технологий, а также провести скрининг принятых фирмами стратегий в области технологических инноваций.

Результаты форсайта были представлены правительству Ломбардии для разработки экономической политики, банкам – для организации финансовой поддержки. Важным результатом проекта считается создание центров передового опыта и учреждение специальных фондов для финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, а также то, что предприниматели получили информацию о технологических инновациях.

В 2002 г. правительство Ломбардии инициировало второй форсайт14, цель которого состояла в обеспечении конкурентоспособности региональных научных и промышленных систем на международной арене. В качестве горизонта был выбран среднесрочный период длительностью 10 лет. В задачи проекта входила оценка текущего состояния, привлекательности и положения технологий в следующих сферах: новые материалы, нано- и биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, энергетика.

Для определения привлекательности использовались такие индикаторы, как экономический и промышленный вклад, время и неопределенность ожидаемых последствий, интенсивность международной конкуренции, социальные последствия. Положение технологий определялась по следующим показателям: научная компетенция, требуемые ресурсы, доступ к ведущим рынкам, сравнение с промышленными и инфраструктурными факторами. Также предстояло оценить возможность генерации научного знания на основе данных технологий и внедрение в промышленное использование. Отчет о проделанной работе широко освещался в прессе.

Результаты были использованы при разработке плана действий по материальному стимулированию и поддержке малого и среднего предпринимательства, занятого в исследуемых сферах, и помогли фирмам составить стратегию развития бизнеса. Немаловажным эффектом проекта явился факт, согласно которому участники форсайта из разных сфер науки, политики и бизнеса пришли к убежденности в том, что только совместными усилиями можно выработать эффективные решения среднесрочных проблем региона.

Важнейшими выводами из практики региональных форсайтов Ломбардии, являются, необходимость повторного проведения Форсайт-исследований с целью корректировки предыдущего видения долгосрочных перспектив. Кроме того, повторно отмечается роль прессы в осуществлении регионального форсайта. Важно также отметить взаимосвязь форсайт результатов и возникновение убежденности в том, что только совместными усилиями можно выработать эффективные решения среднесрочных проблем региона. На наш взгляд, практика формирования форсайта Ломбардии свидетельствует о необходимости взаимодействия форсайт-исследований и гражданского сообщества

Региональный форсайт Западный-Мидлендс 15 в Великобритании16 стартовал в 2000 г. по инициативе Агентства регионального развития. Цель проекта состояла в обеспечении конкурентоспособности малого и среднего бизнеса на среднесрочный период (5-10 лет). В задачи форсайта входило определение значимых областей, в которых может развиваться малый и средний бизнес, а также оценка сильных и слабых сторон и возможных рисков.

Результаты проекта повлияли на культуру малого бизнеса, обеспечили его новыми техниками и идеями, а также дали возможность создать новые рабочие места.

Форсайт Северо-восточной Англии 17 проводился в период 1996 по 2001 гг. по инициативе регионального центра инноваций и дизайна и регионального технологического центра с целью повышения конкурентоспособности региональных промышленности и общества в целом с помощью развития технологии и науки. В рамках проекта необходимо было выявить особенности и качество социальной жизни в регионе, текущее состояние промышленного сектора, провести технологическое сканирование для определения ключевых технологий, влияющих на развитие малого и среднего бизнеса и всего общества в целом.

Результаты форсайта повлияли на региональную политику и переориентировали интересы малого и среднего предпринимательства.

Богатый опыт проведения региональных форсайтов в Великобритании (как отмечалось – 11 регионов) свидетельствует о большом внимании к новейшей технологии предвидения. Особенно здесь налажено взаимодействие между полученными результатами в ходе форсайт-исследований и формирующимися региональными документами, регламентирующими долгосрочную региональную политику.

Следует отметить, что региональные форсайты проводятся не только в старой Европе. Вступившие недавно в ЕС страны также их проводят. В качестве примера приведем форсайт Западно-венгерского региона, который проводился в три этапа с 1997 по 2000 гг. Цель проекта состояла в разработке технологических сценариев региона, определении места этих сценариев в международном контексте, после чего предполагалась проработка инициатив и программ, направленных на стимулирование реализации наиболее желаемого будущего сценария на региональном и институциональном уровнях, а также на уровне компаний.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  • составление сценариев для определенных отраслей и услуг, представляющих наибольшую важность для региона;

  • проведение мониторинга и анализа взаимодействия между исследовательскими институтами и частным бизнесом;

  • мониторинг предложений высших учебных заведений и спроса на квалифицированные кадры в определенных отраслях на региональном уровне;

  • проработать стратегию технологического развития для региона, которая стала бы неотъемлемой частью программы регионального развития.

Результаты легли в основу отчета и рекомендаций для принятия политических решений, необходимых для построения наиболее желательного будущего региона.

Региональный форсайт Центральной Македонии18 проводился в 2001-2003 гг. по инициативе профессора Н. Камниноса из университета Аристотеля в Цесалонниках с целью разработки мер по улучшению качества жизни и социально-экономических условий региона и снижения безработицы. Проект был призван обеспечить стратегическое развитие политических мер, укрепляющих инновационную деятельность, необходимую для повышения конкурентоспособности региона.

Форсайту ставились задачи определения направлений развития региона и выявления потенциала его инновационной системы. Горизонт форсайта составил 15 лет. Для анализа были выбраны следующие направления: информационные технологии и коммуникации; агро-биотехнологии, окружающая среда, энергетика, транспорт; материалы, нанотехнологии и промышленные технологии. Особое внимание уделялось проблеме человеческих ресурсов и перспективам экономического развития Юго-восточной Европы.

Результаты исследования были оформлены в отчет, включающий анализ текущей ситуации как в регионе в целом, так и для каждого исследованного направления, а также перспектив развития. Наряду с этим были сформулированы рекомендации по необходимым политическим решениям. Результаты использовались при составлении регионального плана развития на период до 2018 г. Один из важных эффектов проекта заключался в установлении и укреплении связи между предпринимателями и научно-исследовательскими организациями.

Форсайт в Баден-Вертемберге 19 (проект FAZIT) (Германия) был инициирован в 2005 г. региональным правительством. Горизонт форсайта составил 15 лет. В качестве цели проекта было выбрано повышение конкурентоспособности региона и усиление лидирующих позиций региона, как в Германии, так и в Европе в целом. Задачи проекта заключались в следующем: оценить настоящее и будущее сектора информационно-коммуникационных технологий и СМИ, их технический потенциал и ценность в контексте всего общества, науки, бизнеса и требований рынка.

Результатами проекта стали составленные сценарии и дорожные карты, которые дали возможность разработать пути создания новых рынков.

Форсайт в Рейнланд-Фальце 20 начался в 2001 г. по инициативе регионального правительства. Цель проекта состояла в изучении демографических проблем и информировании населения об этих проблемах и их последствиях. Горизонт форсайта составил 30 лет. Проект был сфокусирован на 4 направлениях: коммунальные службы, промышленность и занятость, сотрудничество поколений, возможности рынка.

Результатом форсайта стали разработанные сценарии и рекомендации для различных сфер деятельности. Важным эффектом является инициированные публичным освещением результатов проекта диалог и дискуссии в обществе по демографическим проблемам.

Важнейшие выводы из практики проведения региональных форсайтов в Германии состоят в том, что форсайт-исследования завершаются составлением дорожных карт, ведутся инициированные публичные акции по освещению результатов проекта, а также, организовывается диалог и дискуссии в обществе по проблемам видения будущего.

Исходя из предоставленной информации о проведении региональных форсайтов в странах-участниках ЕС, можно извлечь следующие уроки для отечественной практики проведения региональных форсайтов.

Урок первый. Использование технологии Форсайта способствует интенсификации процессов развития гражданского общества, формированию гражданской культуры населения, осознанию пределов и возможностей саморегулирования. Форсайт – это новейший инструмент технологии предвидения, который появляется там, где усиливается процесс делегирования полномочий21 государства гражданским институтам, способным осуществлять саморегулирование. Форсайт, с одной стороны, наиболее действенно развивается там, где гражданское общество достаточно структурировано, где граждане принимают активное участие в деятельности различных гражданских институтах, проявляя гражданскую культуру и учитывая не только свои партикулярные интересы. С другой стороны, применение технологии Форсайта способствует интенсификации углубленных процессов развития гражданского общества, осознание пределов и возможностей саморегулирования.

Применение Форсайта способствует тому, чтобы каждый активный гражданин сообщества имел бы возможность участвовать в созидании будущего не только как эксперт или участник проекта, но и как активный созидатель формирующегося будущего. Участники Форсайт-исследования, как и вовлеченные непосредственно в процесс проведение предвидение, так и потенциальные, четче осознают свои групповые интересы. Это означает, что Форсайт содействует углублению автономии гражданских институтов или автономизации различных общественных сфер деятельности людей по их инициативе. Что в свою очередь означает, что проведение регионального форсайта углубляет структурирование партикулярных интересов, а следовательно содействует развитию гражданского общества.

Систематическая работа по формирования регионального форсайта станет важным фактором совершенствования гражданского общества с различных точек зрения и, в первую очередь, с позиции развития гражданской культуры населения, с учетом партикулярных интересов различных слоев гражданского общества, их чаяний и запросов в будущем как непосредственных участников процесса формирования будущего.

Урок второй. Укрепляются и углубляются связи, активизируется сотрудничество между различными игроками региона: научным сообществом, властью, бизнесом, общественными организациями.

Практика применения технологии предвидения показывает, что в странах ЕС определен административно правовой статус форсайта. Известно, что в Европейском Союзе в марте 2000 года была принята Лиссабонская стратегия,22 в которой в благожелательной форме высказано предложение, что всем странам ЕС следует шире использовать инновационный инструмент – форсайт. В нашей стране существенно облегчится практика применения форсайта если его административно правовой статус будет определен каким-то образом. Например, можно предположить, что в качестве документа, определяющего административно правовой статус регионального форсайта, может стать распоряжение Правительства о важности применения технологии форсайта с целью проработки сценариев, которые можно использовать при создании прогнозов, направляющихся в Минэкономики РФ, или скажем, включение в Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в части развития гражданского общества положение о пользе форсайт-технологии. Как показывает практика использования форсайта в Италии, только совместными усилиями власти и гражданского общества можно выработать эффективные решения среднесрочных проблем региона.

Урок третий. Проведение форсайта дает возможность переориентировать региональный бизнес на более перспективные направления, дающих возможность развиваться не только самому бизнесу, но и региону в целом в будущем. Форсайт – это не метод прогнозирования, это другая технология, позволяющая привлечь активных граждан к конструированию будущего. Вот как объясняет отличительную суть Форсайта Р. Поппер, сотрудник Института инновационных исследований Манчестерского университета (Великобритания): «Важно понять, что отличает Форсайт от традиционного прогнозирования. Участники Форсайта открывают новые возможности для формирования, а не только прогнозирования будущего, рассматривая возможные альтернативы будущего и формируя стратегии достижения наиболее перспективных из них».23

Прогнозирование (Forecast) – это формулировка научно обоснованных суждений о возможных состояниях в будущем некоторого объекта на основе сложившихся тенденций его развития. Форсайт (Foresight) также предполагает разработку активного прогноза, но с учетом партикулярных интересов различных социальных слоев гражданского общества, их чаяний и запросов как непосредственных участников этих процессов.

Прогнозирование (Forecast) осуществляется преимущественно корпорацией ученых. В формировании Форсайта (Foresight) принимают участие в качестве экспертов различные слои общества. Их мнение, их опыт, их интересы находят свое отражение в суждениях о возможном состоянии будущего. Исходя из сложившейся международной практики разработки Форсайтов, в качестве экспертов выступают не только представители науки, но и представители деловых кругов, общественных организаций и властных структур.

Несмотря на то, что методы прогнозирования используются общие, Форсайт, все же, более чувствителен к партикулярным интересам. Он сохраняет возможность сконцентрироваться на культурном предвидении изменений в обществе.

Форсайт содержит элементы активного влияния на будущее в виде согласования партикулярных интересов различных социальных слоев гражданского общества. Выделяя зоны перспективных исследований и обозначая появление ключевых технологий, которые могут принести наибольшие экономические и социальные выгоды, Форсайт формулирует ориентиры для всех активных участников гражданского общества. Также как и прогноз, Форсайт предусматривает возможность выбора варианта действий в зависимости от «видения» будущего. Однако, прогноз в большей степени констатирует объективные процессы, Форсайт же показывает возможные пути их корректировки.

Урок четвертый. Опыт проведения региональных форсайтов в регионах стран-членов ЕС демонстрирует, что при наличии форсайт – исследований более адекватно и более конкретно можно разработать такие стратегические решения с учетом интересов научного сообщества, интересов бизнеса, властных структур и гражданского сообщества В Форсайте, в конечном счете, важен не столько результат предсказания, сколько процесс получения образа формирующегося будущего. Но самым главным в Форсайте представляется процесс обнародования в среде участников с разнонаправленными интересами вариантов возможных точек предсказывания будущего. Именно в концентрации усилий участников процесса преобразований (представителей бизнеса, властей, работников, потребителей, гражданских институтов) на некоем прогнозном состоянии и в согласованности их действий прогноз превращается в активное предвидение. В этих условиях очень важным является информационное обеспечение форсайта в форме публичного освещения результатов форсайт-проекта и в виде налаживания диалога и дискуссий в обществе по рассматриваемым проблемам формируемого будущего.

Важнейший результат форсайта – налаживание процесса постоянно уточняющегося видения будущего с учетом активности заинтересованных участников, вовлеченных в область его формирования. Форсайт может успешно формироваться лишь там, где имеются элементы развитого гражданского общества, поскольку предвидение есть продукт не только деятельности ученых, но и результат активного участия различных социальных слоев общества, активных граждан24.


Мешкова Наталья Владимировна
Доцент кафедры Маркетинга и Форсайта МГУТУ
Окончила МАТИ (1986)

Кандидат психологических наук

(2009)
Преподает курсы «Маркетинг»



Natalya Meshkova
Marketing and Foresight Department of MSUTM, associate professor

MATI graduate (1986) Moscow

PhD in Psychology (2009) Moscow
Lecturer of the «Marketing» courses




Козлов Владимир Александрович
Профессор кафедры Маркетинга и Форсайта МГУТУ

Окончил:

Инженерную академию

им. А.Ф. Можайского – Ленинград

(1967-1972);

Механико-математический

факультет МГУ им. М.В.Ломоносова – Москва (1986-1989);

Высшую школу

экономики – Москва (1996-1999)
Доктор технических наук –

Кибернетика - Москва (1997)
Преподает курсы:

«Маркетинг», «Экономика

отраслевых рынков».



Vladimir Kozlov
Marketing and Foresight Department of MSUTM, professor

Graduated from:

The Engineering academy in Leningrad (1967-1972);

The Mechanical- mathematical faculty of the Lomonosov MSU (1986 – 1989) Moscow;

The Higher School of Economics (1996 – 1999) Moscow
Doctor of Technical sciences - cybernetics (1997) Moscow
Lecturer of «Marketing»,

«Industrial Organizations» courses.




Третьяк Владимир Петрович
Зав. кафедрой Маркетинга и Форсайта МГУТУ

Окончил Ленинградский университет –Ленинград (1974)

Обучался в аспирантуре Московского университета – Москва (1978-1981)

Доктор экономических наук (1987) Ленинград
Эксперт по кластеризации

малых фирм

Преподает курсы «Маркетинг», «Экономика отраслевых рынков»

(с 1999 года), «Брендинг» (с 2000 года)



Vladimir Tretyak
The MSUTM Marketing and Foresight Department Head

Graduated from the Leningrad

University – Leningrad (1974)

PhD in Economy, the Lomonosov MSU - Moscow (1978-1981)

Doctor of Economic Sciences (1987) Leningrad
Expert in Clustering of small firms (SME)

Lecturer of «Marketing», «Industrial organizations economy» (since 1999),

« Branding» (since 2000).



Lessons of regional Foresight implementation in the European Union countries

Natalya Meshkova, Vladimir Kozlov, Vladimir Tretyak (Moscow, Russia)

In terms of regional foresight implementation in the EU countries the following lessons can be learnt for the regional foresight execution domestic practice.

Lesson one. The Foresight technology utilization favors the intensification processes of the civil society development, as well as the civic culture formation.

Lesson two. In the EU countries the foresight administrative-legal status is determined. Proposals on the foresight administrative-legal status improvement in Russia are being forwarded.

Lesson three. Foresight realization gives the possibility of redirecting regional business to the more perspective sectors, helping to develop in future not only business itself, but the region in general.

Lesson four. The Foresight research can help to develop more appropriately and concretely also the strategic decisions, taking into consideration the scientific, business, government and civic community interests. In the Foresight final analysis the result of prediction is not so much important, as the process of the future image formation.

The Foresight most important result is establishment of the process, constantly specifying vision of future with a glance of the involved parties’ activity, drawn into the area of its formation..

1 FOREN Network (Foresight for regional development) European Commission Research Directorate General Strata programme, December 2001. p.63-66

2 Необходимо напомнить, что Лиссабонские рекомендации по целесообразности проведения форсайт-исследований появились в Европейском Союзе в 2000 году. Это означает, что инициатива правительства автономной области предшествовала осознанию лидерами Евросоюза необходимости широкого применения форсайта

3Демография; территориальное планирование – землепользование, инфраструктура и коммуникации; экономическая конкурентоспособность; рынок труда и социальная защита; социальная динамика; геополитические и институциональные рамки – перспективы развития Европы и Средиземноморья и в данном контексте динамика испанской модели автономии.

4 FOREN Network (Foresight for regional development) European Commission Research Directorate General Strata programme, December 2001. P.67-74.

5 Правительственной структурой региона

6 FOREN Network (Foresight for regional development) European Commission Research Directorate General Strata programme, December 2001. P. 82-84.

8 FOREN Network (Foresight for regional development) European Commission Research Directorate General Strata programme, December 2001. P.79-81.

9 Следует обратить внимание на то, что второй форсайт региона учитывал результаты первого и предполагал корректировку будущего с учетом происходящих событий

10 FOREN Network (Foresight for regional development) European Commission Research Directorate General Strata programme, December 2001. P.85-87.

12 Необходимо обратить внимание, что ранее инициаторами региональных форсайтов были как правительственные органы, так и руководство автономий. Форсайт Ломбардии инициирован гражданским сообществом в лице представителей технологических институтов, ассоциации промышленников и банковского сектора.

13 FOREN Network (Foresight for regional development) European Commission Research Directorate General Strata programme, December 2001. P.93-94.

15 FOREN Network (Foresight for regional development) European Commission Research Directorate General Strata programme, December 2001. P.75-78.

16 Следует отметить, что Великобритания имеет богатый опыт региональных форсайтов, проводимых вследствие программы национального форсайта, стартовавшей в 1993 г. по инициативе правительства и нацеленной на повышение конкурентоспособности малого и среднего бизнеса. Если в 1999 г. в эту программу было вовлечено 4 региона, то к концу 2001 г. количество регионов возросло до 11. Наиболее активно и успешно проекты осуществились в Северо-восточном и Западном Мидландсе, Шотландии и Северной Ирландии. Значимым результатом этих проектов стало понимание того, как форсайт может обеспечить развитие экономического сектора и кластеров на уровне регионов. Проекты показали, что региональный форсайт является эффективным средством взаимодействия региональных властей с малым и средним предпринимательством //Keenan M., Marvin S. &Winters C. United Kingdom Country Report on “Mobilising the regional foresight potential for an enlarged European Union”, April 2002, Brussels http://www.regional-foresight.de/download/UnitedKingdom.pdf

17 FOREN Network (Foresight for regional development) European Commission Research Directorate General Strata programme, December 2001.p.95-98.

18 http://forlearn.jrc.ec.europa.eu/guide/7_cases/CentralMacedonia.htm

19 http://forlearn.jrc.ec.europa.eu/guide/7_cases/fazit.htm


21 Историческая трансформация роли государства состоит в том, что вначале гражданское общество наделяет государство полномочиями по регулированию взаимоотношений хозяйствующих субъектов. Затем, по мере упрочения гражданских институтов, государство начинает возвращать часть своих функций гражданскому обществу на новой основе. В этом процессе проглядываются зародыши засыпания отдельных функций государства.


22 В заключительном докладе под названием «Thinking, Debating & Shaping the Future Foresight for Europe», опубликованном 26.04.02, отмечается, что с 2000 г. и до 2010 г. в странах ЕС приветствуется использование инновационного инструмента, именуемого Форсайтом.- «Thinking, Debating & Shaping the Future Foresight for Europe» р.3. См. там же рекомендацию 4, р. 26.


23 Р. Поппер – сотрудник Института инновационных исследований Манчестерского университета (Великобритания) Цит. по Вуколов Н, портала ГУ-ВШЭ В Форсайтах нет офсайдов портала ГУ-ВШЭ

24 "Отраслевые рынки" № 1-2 (13) 2007 // www.virtass.ru




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск