Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №1»
| Утверждена
Приказ по школе №
от «___» ___________ 20 г.
| Рабочая программа учебного предмета «Музыка»
для 6 класса
Составитель:
учитель по музыке II квалификационной категории
Сопина М.М.
г. Углич
2013 г.
Пояснительная записка
В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»; тема второго полугодия - «Мир образов камерной и симфонической музыки».
Документы, определяющие нормативно-правовую и информационную основу преподавания музыки
Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.2006 г. №23/01-10 «О рабочих программах учебных курсов» [Электронный ресурс] //http://www.depedu.yar.ru/
Письмо Департамента образования № 968/01-10 от 19.03.2010 «О переходе на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» [Электронный ресурс] //http://www.depedu.yar.ru/de/orders/doc2010/968.shtml
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] //http://mon.gov.ru/files/materials/9128/11.12.19-uchebniki.pdf
Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] //http://mon.gov.ru/work/obr/dok/
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы.3-е издание, доработанное [Текст]. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с.
«Вестник образования» №4 2009; Издательство «Просвещение»,
Рабочие программы. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Музыка [Текст] / Н. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с.
Томчук С. А. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Музыка» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области [Электронный ресурс] //www.iro.yar.ru/m_letter/index_09.htm
Томчук С. А. Преподавание регионального содержания образования на уроках музыки: методические рекомендации [Текст] / С. А. Томчук – Ярославль: ИРО, 2010. – 28 с.
Томчук С. А. Требования к текущему и итоговому контролю по предмету «Музыка»: критерии оценки результатов обучения [Текст] / С. А. Томчук – Ярославль: ИРО, 2009. – 21 с.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов [Электронный ресурс] //http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2013/2014 учебный год Министерством образования и науки РФ (приказ № 1067 от 19 декабря 2012 г.) [Электронный ресурс] //http://mon.gov.ru/dok/akt/8267.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования [Электронный ресурс] //http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/
Учебный план МОУ «Гимназия №1» на 2013-2014 учебный год.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 6 класса.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часов, в соответствии с учебным планом МОУ «Гимназия №1» на 2011-2012 учебный год, авторское поурочное планирование используется без изменений, кроме сокращения одного часа на похождение темы «Симфоническое развитие музыкальных образов»
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод проектов.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Кроме того, УМК содержит проблемные, дискуссионные, «открытые» вопросы и разноуровневые задания, предполагающие аргументацию и личностную оценку учащегося, поддерживающие состояние творческого поиска детей и учителя. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в исследовательской проектной деятельности. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве»; «Образы защитников отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе»; «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы, известные исполнители и исполнительские коллективы»; «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего»; «Музыка в храмовом синтезе искусств от прошлого к будущему»; «Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения, мнения»; «Авторская песня: любимые барды».
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Учебный план по музыке для 6 класса
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего
часов
| Из них
| Приме-
чание
| Лабора-
тор-
ные
и прак- тические
| Контроль-
ные и
диагности-
ческие
материалы
| Экс-
курсии
| I.
| Тема №1. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
| 16 ч.
|
| 2 ч.
Обобщающие уроки
|
|
| II.
| Тема №2. «Мир образов камерной и симфонической музыки»
| 18 ч.
|
| 2 ч.
Защита исследователь-ских проектов
|
|
|
| Итого
| 34 ч.
|
| 4 ч.
|
|
| Учебно-тематический план по музыке для 6 класса
№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Формы контроля
|
| I полугодие «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
| 16 час.
|
| 1.
| Удивительный мир музыкальных образов
| 1 ч.
|
| 2.
| Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.
| 1 ч.
|
| 3.
| Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
| 1 ч.
|
| 4.
| «Уноси мое сердце в звенящую даль…»
| 1 ч.
|
| 5.
| Музыкальный образ и мастерство исполнителя
| 1 ч.
|
| 6.
| Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов
| 1 ч.
|
| 7.
| Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
| 1 ч.
|
| 8.
| Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».
| 1 ч.
|
| 9.
| Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
| 1 ч.
| Фронтальный опрос по теме.
Оценивание певческих умений учащихся
| 10.
| Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт.
| 1 ч.
|
| 11.
| «Фрески Софии Киевской».
| 1 ч.
|
| 12.
| «Перезвоны». Молитва.
| 1 ч.
|
| 13.
| Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.
| 1 ч.
|
| 14.
| Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина бурана».
| 1 ч.
|
| 15.
| Авторская песня: прошлое и настоящее.
| 1 ч.
|
| 16.
| Джаз – искусство XX века.
| 1 ч.
| Фронтальный опрос по теме.
Оценивание певческих умений учащихся
|
| II полугодие
«Мир образов камерной и симфонической музыки»
| 18 час.
|
| 1-3.
| Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
| 3 ч.
|
| 4.
| Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».
| 1 ч.
|
| 5.
| «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея.
| 1 ч.
|
| 6-7.
| Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
| 2 ч.
|
| 8.
| Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
| 1 ч.
|
| 9-10.
| Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
| 2 ч.
|
| 11-12.
| Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
| 2 ч.
|
| 13-14.
| Мир музыкального театра.
| 2 ч.
|
| 15-16.
| Образы киномузыки.
| 2 ч.
|
| 17-18.
| Обобщающий урок
| 2 ч.
| Защита исследователь-ских проектов
|
| За учебный год:
| 34ч.
|
| |