Конспект
организованной деятельности
по ознакомлению с природой
вид:интегрированное
(образовательные области-коммуникация, познание,
художественная литература, физическая культура,изо)
Тема: « Жила была гусеница»
Старшая группа
Разработала:
Никифорова Светлана Владимировна-
воспитатель второй
квалификационной категории
п.Горный Краснопартизанского района
2012г
Тема: « Жила была гусеница»
Цели:
Образовательные-
Совершенствовать естественно – научные представления детей (названия насекомых; особенности внешнего вида и их образа жизни).
Развивающие-
Дать представление о внешнем виде гусеницы, особенностях образа её жизни, о взаимосвязи в природе всего живого, устанавливать причинно-следственные связи (время года- поведение насекомых).Развитие связной речи, логического мышления
Развивать умение использовать нетрадиционные методы рисования.
Воспитательные-
Воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, чувство
милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать
основы экономической культуры личности.
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к ней, желание помогать в трудных ситуациях.
Здоровьесберегающие-
физминутка, релаксация, смена деятельности
Оборудование
ИКТ, картинки с изображением насекомых, мольберты, д/и «Что сначала,
что потом»
Методы и приёмы
Наглядный, словесный, практический, игровой,показ способа изображения
Словарная работа
Кокон,куколка
Предварительная работа
Чтение сказки «Гусеница, которая хотела летать» Яна Колпакова.
Беседа с детьми о насекомых (хищные, полезные, вредные)
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий о живой и неживой природе.
Ход организованной деятельности. I часть.Вводная
Дети стайкой стоят вокруг воспитателя: воспитатель предлагает детям совершить необычное путешествие на лесную полянку
Включается проектор и появляется Лунтик.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы совершим небольшую экскурсию и попадём в гости – как вы думаете к кому?(на экране появляется Лунтик)
Дети: К Лунтику.
Воспитатель: Правильно.
Лунтик (голос с экрана): Здравствуйте ребята я очень рад вас видеть, у меня много друзей, а вот кто они отгадайте?
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
Дети: Пчела
Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Дети: Потому что в загадке говорится про мед. А мед дает пчела.
Лунтик (голос с экрана):
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
Дети: Кузнечик.
Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это кузнечик?
Дети: Потому что он бегает по лугу, прыгает и стрекочет.
Лунтик (голос с экрана):
Кто в лесу без топоров
строит избу без углов
Дети: Муравей.
Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Дети: Потому что муравей труженик, и он строит дом без топора.
Лунтик (голос с экрана):
Она ярка красива, изящна, легкокрыла
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
Воспитатель:Какие слова помогли вам догадаться, что это бабочка?
Дети: Она яркая, красивая и легкая.
Лунтик (голос с экрана):
Всех жучков она милей
Спинка красная на ней
На спинке кружочки
Черненькие точки.
Дети: Божья коровка
Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это божья коровка?
Дети: У ней спинка красная с черненькими точками.
Воспитатель: Как можно назвать, одним словом тех, кто изображен на экране?
Дети: Насекомые.
Воспитатель:А какой основной признак всех насекомых?
Дети: (У всех насекомых по шесть лапок.)
Воспитатель:Лунтик хочет послушать, что ещё вы знаете о насекомых
давайте поиграем
Игра с мячом «Закончи предложение».
Майский жук большой, а божья коровка...
1-й ребенок: ...маленькая.
Воспитатель: У майского жука крылья короткие, а у стрекозы...
2-й ребенок: ...длинные.
Воспитатель: У жука усы толстые, а у бабочки...
3-й ребенок: ...тонкие
Воспитатель: Муха летает, а гусеница
4-й ребенок: ...ползает.
Воспитатель:Молодцы! Правильно отвечали. Лунтику понравилось IIчасть. Основная.
Лунтик (голос с экрана): У меня есть не только друзья, но и знакомые.
Одного из них зовут Пупсень. А вот кто он догадайтесь?
Длинная зеленая имеет много ножек
Вдоль по листику ползет,но до места не дойдет
Дети:Гусеница.
Лунтик (голос с экрана): Да, это гусеница и мне хочется подружиться со всеми гусеницами. Но я так мало знаю о них, об их привычках, об их жизни. Расскажите мне, пожалуйста, что вы знаете о гусеницах?
На экране появляется гусеница, а возле экрана игрушка Лунтик.
Воспитатель: Садись Лунтик и вы ребята присаживайтесь на лужайку.
Воспитатель:Я вам расскажу, как появилась гусеница. Самка бабочки находит укромное место на нижней стороне листа и откладывает там множество крохотных яичек.(Слайд)
В каждом из них находится малюсенькая гусеница, которая день ото дня растёт. Со временем она набирается сил и прогрызает оболочку яйца.Выбравшись наружу, гусеница тут же начинает поедать листья. Чем больше она ест, тем быстрее растёт. (Слайд)И однажды старая кожа становится ей мала. Эта кожа лопается, и гусеница выползает из неё, словно из старого платья. (Слайд).Гусеницы, как и бабочки, бывают разные: большие и маленькие, яркие и незаметные.Тело гусеницы состоит из множества частей, расположенных друг за другом, словно вагончики поезда.
При помощи цепких ножек она ловко ползает по листьям и веткам. (Слайд).Вскоре гусеница становится очень большой, перестает есть и ползать, устраивается поудобнее в каком-нибудь уютном месте на листке или ветке и опутывает себя липкими нитями. (слайд).Старая кожа снова лопается, а под ней появляется тельце гусеницы, покрытое новой мягкой кожей. Его называют коконом. (Слайд).Кокон ещё называют куколкой.Внутри кокона растёт бабочка. Однажды она вылупляется, словно птенец из яйца. (Слайд)
Воспитатель: Послушайте сказку о том, как гусеница бабочкой стала.
СКАЗКА О ТОМ, КАК ГУСЕНИЦА БАБОЧКОЙ СТАЛА.
Жила-была гусеница. Она очень любила покушать. Пчёлки сладкий сок с цветочков соберут и к себе домой несут. Букашки немножко росы с травинок попьют — вот и сыты. А гусеница ела листья, ела цветы, ела ягоды — и всё ей было мало. Букашки над ней смеялись, говорили: «Ну и обжора!» Но гусеница их не слушала. Наконец она наелась, заползла под листочек, сделала себе домик и уснула в нём.
А через несколько дней из домика вылетела большая красивая бабочка(Слайд). Что за чудеса? Да это гусеница, пока спала, превратилась в прекрасную бабочку! Почему произошло такое чудо? Наверное, потому что гусеница хорошо кушала, хорошо работала — строила домик, крепко спала и не капризничала. Вот и вся сказка.
Воспитатель:Ребята,понравилась вам сказка?
Дети: Да, очень
Воспитатель:Почему букашки смеялись над гусеницей?
Дети:Примерные ответы(им не нравилось,что она много ест,она была некрасивая)
Воспитатель:Почему произошло чудо с гусеницей?
Дети:примерные ответы(потому что она хорошо кушала, хорошо работала, крепко спала, не капризничала)
Воспитатель:Вы знаете, про гусеницу сочиняют не только сказки, но и весёлые песенки,вот послушайте одну из них.
Звучит песня «Гусеница»
В исполнении певицы Ольги Лозовской
Воспитатель: Далетом гусеница превращается в красивую бабочку. Ребята, а как вы думаете, что происходит с гусеницей зимой?
Дети: Предполагаемые ответы. (Гуляет, спит, сидит на ветке)
Воспитатель: Когда становится холодно, гусеница, как и все насекомые, прячется в старые пни, коряги, под кору деревьев и спит всю зиму.
Воспитатель обращается к Лунтику: Ну что Лунтик теперь ты почти все знаешь про гусениц?
Воспитатель:А ещё ты должен знать, что наша гусеница путешественница и ты должен посмотреть, где она путешествует.
Игра «Угадай, на каком месте».
Объясняю игру
Воспитатель: Посмотрите на мольберт, вы видите изображение разных насекомых и среди них есть гусеница. Наша гусеница путешественница, она будет гулять среди насекомых, а мы должны определить, где она задержалась, на каком она месте.
На мольберте выставляются картины с изображением насекомых
Дети:считают, сколько всего насекомых.
Дети: Отвечают на вопрос, на каком месте находится гусеница (на втором, на четвертом, на пятом итд)
Какая гусеница по счету (вторая, пятая, шестая итд)
Воспитатель: А сейчас немножко отдохнём.
Физминутка
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом,(вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна... (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня - сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она!(бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
Воспитатель: Ребята давайте напомним Лунтику, как появляется гусеница. Игра «Что сначала, что потом»
на полянке разложены конверты, в которых находятся картинки с изображением последовательного появления гусеницы( бабочка, яйцо,
гусеница, гусеница ест листья,превращается в кокон, из кокона) появляется бабочка)
.Воспитатель:Вы все молодцы, правильно расположили картинки,а кто расскажетЛунтику, как появляется бабочка?
Дети: рассказывают и показывают
Воспитатель:Ребята,а вы знаете,что когда появляется бабочка у нее мокрые крылья и она не может летать. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, только тогда она летит.
Воспитатель:Насекомые бывают разные: одни летают, другие ползают, одни хищные, другие полезные, но они все нужны нашей природе.
Игра «Четвертый лишний»
На мольберт по очереди выставляются полотна с изображением насекомых( муравей, муха, стрекоза, комар)
Воспитатель: Ребята как вы думаете кто здесь лишний?
Дети:Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
Выставляется полотно (бабочка, муравей, гусеница, паук)
Воспитатель: Ребята как вы думаете кто здесь лишний?
Дети:Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
Выставляется полотно (бабочка, божья коровка, стрекоза, кузнечик)
Воспитатель: Ребята как вы думаете кто здесь лишний?
Дети:Лишняя бабочка, потому что остальные относятся к хищнымнасекомым.
Воспитатель: Мы с вами сейчас играли в игру и определяли кто из
насекомых лишний, но это просто игра. На самом деле в природе не существует лишних насекомых, каждое насекомое, даже если оно опасное для человека может приносить пользу окружающей среде.
Релаксация.«Полянка»
Воспитатель: Ребята, давайте отдохнём. Ложитесь на спину. Закройте глаза и представьте, что лежите на полянке. Ласково светит солнышко и согревает вас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шелест травы, представьте, что над вами летают бабочки, стрекозы.
Расслабьтесь, потянитесь, сделайте глубокий вдох и выдох, медленно сядьте и аккуратно встаньте.
Воспитатель:у Лунтика, конечно много друзей, и возможно, что он подружится с Пупсенем, а пока давайте нарисуем и подарим ему много гусениц, которые вырастут, превратятся в красивых бабочек и станут ему хорошими и верными друзьями.
Слайд с изображением гусеницы
Воспитатель:У вас на столах листы бумаги, поролоновые кружки и гуашевая краска разного цвета, фломастер черного цвета.
Посмотрите как быстро и легко можно нарисовать гусеницу. Показ.Берем фломастер красного цвета и рисуем голову(вот так),на следующий поролоновый кружок, набираем краску, которая находится у вас на столе, и начинаем волнистой линией (зигзагом) ставить кружочки один рядом с другим. Пока подсыхает наша гусеница, мы нарисуем гусенице глазки,носикротик и ножки
Пока дети рисуют, игрушку убирают, и на экране появляется Лунтик.
Лунтик (с экрана): Спасибо ребята вам за красивых гусениц, но мне надо возвращаться к своим друзьям, а с гусеницами, моими новыми друзьями мы встретимся попозже. До свиданья.
Воспитатель: До свиданья Лунтик, ребята попрощайтесь с Лунтиком,когда гусеницы высохнут, мы отправим ихк тебе по почте в конверте.
III часть. Заключительная. Воспитатель:Мне очень понравилось, как вы сегодня играли, внимательно слушали, отвечали на вопросы. А вам понравилось?
Дети: Да
Воспитатель: А каких красивыхгусениц вы нарисовали, мне кажется, сейчас должно произойти волшебство. Крепко – крепко закройте глаза, произойдет чудо. Проверим?
Дети закрывают глаза, звучит музыка, в это время на ковре появляются гусеницы (поделки).
Воспитатель:Открывайте глаза. Я вам дарю милых гусениц на память, возможно, когда-нибудь они превратятся в красивых бабочек. Помните ребята, что в природе все взаимосвязано. Любите природу и не обижайте её.
Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с её обитателями.
А сейчас пойдем в группу и будем отправлять письмо Лунтику. |