Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №38 «Калинка»
г. Обнинска
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
детский сад №38 «Калинка»
_________________ /Гетман О.А./ «____»_______________ 2012 года
Принято на заседании «____»_________________ 2012 г. Приказ №_____ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по познавательной деятельности
для детей 5-7 лет
Составитель:
Воспитатель по познавательной деятельности
Комарова Т.В.
г. Обнинск
2012 г.
Пояснительная записка.
«Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка».
Настоящая программа (для детей 5 – 7 лет) регулируется примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой.(переработанной в соответствии с ФГТ) и источников, приведенных в списке литературы. Непосредственно образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю. Диагностика проводится 3 раза в год: вводная (сентябрь), декабрь (промежуточная) и итоговая (май). Особенностью является выделение специального времени на непосредственно образовательной деятельности , направленного на реализацию национально – регионального компонента.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам.
«Ребёнок в мире художественной литературы». Используются произведения, способствующие расширению и углублению представлений детей о природе, о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных состояниях, о труде взрослых, о бережном отношении к предметам.
«Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». Прививаются основы здорового образа жизни, обогащаются представления о физических состояниях людей.
«Ребёнок в мире изобразительного искусства». Рассматриваются произведения изобразительного искусства, предметы русского народного декоративно-прикладного искусства. Развиваются эмоционально-эстетические чувства, понимание того, что искусство отражает окружающий мир.
«Развиваем речь детей». Приобретаются навыки связной речи, расширяется словарный запас, речь постепенно становиться грамматически оформленной.
«Ребёнок в мире музыки». Развиваются понимание того, что окружающий мир людей, вещей и природы может быть изображен и выражен музыкальными звукам; заинтересованность в слушании музыки, эмоциональные впечатления. Используются русские народные песни, классическая, инструментальная музыка.
Задачи.
Обучающие: обогащать представления детей о растениях, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы, помочь ребёнку свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни; раскрыть детям особенности предметов; обеспечить правильное восприятие ребёнком простейших трудовых процессов, помочь увидеть направленность результатов труда взрослых в конкретных трудовых процессах на заботу о детях; помочь ребёнку в освоении словаря, в умении выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
Развивающие: развивать аналитическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, наглядно – образное и логического мышление, зрительную и слуховую память.
Воспитательные: воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой природы; проявлять интерес к труду взрослых.
Содержание программы.
Для удобства восприятия, темы, освещаемые в программе, представлены в виде таблиц.
месяц
| неделя
|
тема
|
задачи
|
предварительная работа
|
закрепление
| старшая группа
| сентябрь
| 4
| Детский сад, детский сад
он построен для ребят.
| Формировать представление о детском саде. Развивать аналитическое восприятие. Воспитывать культуру общения.
| Литература. Г. Ладонщиков. Зазвонил будильник. Кукольная колыбельная. З.Александрова. Вкусная каша. П.Образцов. Лечу куклу.
| Дидактические игры. Кто где работает? Кто что делает?
| октябрь
| 1 - 2
| Возле леса жить – голодному не быть.
| Расширять знания детей о многообразии грибов и ягод на территории заповедника Калужские засеки. Развивать зрительную память. Воспитывать бережное отношение к природе.
| Литература. В. Зотов. Сладкие и кислые, есть и ядовитые. Царство грибов. В. Катаев. Грибы. Г.К.Зайцев. Если случилась беда. Отравление.
| Настольно – печатные игры. За грибами. Съедобные – несъедобные. Подвижная игра. Грибник.
| 3 - 4
| Мой город.
| Продолжать обобщать и систематизировать знания детей о родном городе. Развивать слуховое и зрительное внимание. Воспитывать любовь к городу и его жителям.
| Литература. Стихи об Обнинске. Рассматривание. Фотографии и иллюстрации с видами родного города. Беседа о названиях улиц родного города.
| Дидактическая игра. Узнай, где я нахожусь Упражнение. Работа со схемой микрорайона Настольно – печатная игра. Прогулка по городу.
| ноябрь
| 1 -2
| У каждой пташки – свои замашки
| Закрепление знаний о приспособлении птиц к изменяющимся условиям среды осенью. Развивать зрительную память. Воспитывать интерес к жизни птиц родного края.
| .Литература. Р. Сарби. Прощание с журавлями. Е.Благинина. Улетают, улетели. Наблюдения. Погода. Птицы.
| Подвижные игры. Непоседа воробей. Синичка.
| 3 - 4
| «Вот эти земли будут называться Калужской губернией, а главным городом станет Калуга!»
| Дать представление о том, что Калуга главный город нашего края. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать чувство гордости и восхищение красотой старинного города.
| Литература. Н. Забила. Наша Родина. Г.Воронько. Лучше нет родного края.
Беседа. Один из самых первых театров появился в Калуге.
| Дидактическая игра. Узнай, где я нахожусь?
| декабрь
| 1 - 2
| Знаем, лиса, про твои чудеса.
| Расширять и углублять представление о зимовке лесных зверей Калужского края. Развивать аналитическое восприятие. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.
| Литература. Г.Снегирёв. Как птицы и звери к зиме готовятся.
Наблюдения. Птицы зимой.
| Дидактическая игра. Кто где зимует? Настольно-печатные игры. Чей домик? Всяк по-своему. Что я ем? Подвижные игры. Белки в лесу Бездомный заяц.
| 3 - 4
| Коси, коса, пока роса.
| Продолжать знакомить с бытом русского народа; предметами крестьянского труда. Обогащать речь пословицами. Развивать познавательную активность. Воспитывать интерес и уважение к культуре своего края.
| Литература. А.Майков. Сенокос К. Ушинский. Как рубашка в поле выросла. Куй железо пока горячо.
| Дидактическая игра. Что предмет рассказывает о себе? Русская народная игра Горшки. Осмотр помещения горницы.
| январь
| 3 - 4
| Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
| Познакомить детей со знаменитым калужским тестом, печатными пряниками. Развивать наглядно - образное мышление. Воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа.
| Литература. К.Д. Ушинский. Два плуга. Хлеб. Н. Некрасов. Колосья. Сказка. Пшеничный колосок.
| Настольно - печатная игра. Как хлеб на стол пришёл.
Подвижные игры. Хлебец. Мельница.
| февраль
| 1 - 2
| Хорошо в лесу зелёном!
| Уточнять представления о лесах Калужского края. Развивать наглядно – образное мышление. Воспитывать стремление беречь природное богатство края.
| Литература. В. Зотов. Берёза. Ель. Ясень. Наблюдение. Рябина. Ель Настольно - печатные игры. В лесу. Дары природы.
| Дидактические игры.
В лесу. Лес шумит.
Экологические игры. Береги тишину.
| 3 - 4
| Русь деревянная, края дорогие.
| Продолжать приобщать детей к истокам русской культуры. Расширять словарь, правильно называя ремёсла. Развивать познавательную активность. Воспитывать любовь к русской деревне; её красоте, простоте.
| Литература. К.Д. Ушинский. Как рубашка в поле выросла. Куй железо, пока горячо. Как Мите сшили сюртук. Н. Некрасов. Накануне праздника. Целевое посещение. Комната русского быта «Горница».
| Чтение рассказа. Л. Кон. Лён Настольно - печатная игра. Эволюция обычных вещей. Русская народная игра. Башмачник. Подвижная игра. Ленок
| март
| 1 -2
| В подводном царстве зыбком…
| Познакомить детей с представителями животного и растительного мира водоёма. Развивать наглядно – образное мышление. Воспитывать желание беречь природу.
| Литература. Ю. Дмитриев. Утята и цыплята Лягушонок и головастик Комарик. Лягушка. Выдра. Водокрас Осока. Рогоз Наблюдения. Комарик Стрекоза.
| Настольно - печатная игра. Лес, луг, водоём. Подвижные игры. Раз, два, три, прилетели комары. Рыбак. Цапля.
| 3 - 4
| Народные промыслы Калужского края.
| Расширять представление о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства Калужского края. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать бережное отношение к предметам.
| Литература. Д.Филатов. Азбука Калужского края. Рассматривание альбома «Возрождение традиционного калужского костюма и вышивки».
| .Игра. Выставка изделий народно-прикладного искусства.
| апрель
| 1 - 2
| Верные помощники земледельца.
| Формировать представления о взаимозависимости человека, животного и растительного мира. Развивать познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к объектам живой природы.
| Литература. Н. Романова. Что узнал дождевой червячок. Синица. Божья коровка Жужелица. Наблюдение. Синица.
| Экологическая игра. Жабы и лягушки Подвижная игра. Синичка
| 3 - 4
| Давайте будем к тому стремиться, чтоб нас любили и зверь и птица.
| Формировать умение соотносить увиденное с собственным опытом чувств и переживаний в духе уважения ко всему живому. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать у детей и доброжелательное поведение во время игры в природе.
| Литература. М.Зощенко. Умная птичка. А. Модзалевский. Мотылёк. Рассматривание иллюстраций о природе России Настольно – печатная игра. Грустная и весёлая полянка.
| Дидактическая игра. Береги живое. Экологическая игра. Мы вас не обидим. Посади дерево. Козы, кыш от берёзы.
| май
| 1 - 2
| Никто не забыт, ни что не забыто.
| Расширить доступные детям представления о Великой Отечественной войне. Дать детям знания о том, как живущие хранят память о погибших. Развивать познавательную активность. Воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа.
| Литература. Л. Кассиль. Памятник Советскому солдату. Е. Благинина. Шинель.
| Просмотр мультфильмов. Солдатская сказка. Василёк.
Беседа о памятниках защитникам Отечества.
|
месяц
| неделя
|
тема занятия
|
задачи
|
предварительная работа
|
закрепление
| подготовительная группа
| сентябрь
| 4
| Что такое детский сад?
| Оформить план детского сада. Развивать зрительное и слуховое внимание. Продолжать обогащение опыта сотрудничества со сверстниками. Воспитывать познавательный интерес.
| Литература. Б. Заходер. Портниха
В. Берестов. Лисица – медсесирица.
Г. Ладонщиков. Про себя и про ребят
Г. Люшнин. Мастерица
| Целевая прогулка по территории детского сада: отметить, какие произошли изменения. Сюжетная игра. Детский сад.
| октябрь
| 1 - 2
| Не спеши, постой, полюбуйся красотой.
| Обобщить и дополнить знания детей о растениях родного края. Развивать зрительное внимание. Воспитывать бережное отношение к природе.
| Литература. Т. Шорыгина. Деревья и кустарники. Наблюдения. Осина. Клён. Берёзка. Рябина.
| Дидактические игры. Угадай, какой наш дом. Найди дерево по семенам
| 3 - 4
| Любимый наш город науки.
| Продолжать обобщать и систематизировать знания детей о родном городе. Развивать память. Воспитывать любовь к городу и его жителям.
| Литература. Стихи об Обнинске. Рассматривание. Фотографии и иллюстрации с видами родного города. Беседа о любимых местах родного города.
| Упражнение. Работа с планом микрорайона. Настольно – печатная игра. Прогулка по городу.
| ноябрь
| 1 - 2
| Животные Красной книги Калужской области.
| Дать представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много животных; познакомить с животными Красной книги Калужской области. Развивать познавательный интерес. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе.
| Литература. А.Усачёв «Божья коровка. Я.Аким «Береги свою планету». Экологическая игра. Напоминающие знаки.
| Беседа «О чём рассказала Красная книга». Показ мультимедийной презентации «Животные Красной книги Калужской области».
| 3 - 4
| Чудо – чудное, диво – дивное.
| Знать некоторые особенности народных промыслов. Развивать аналитическое восприятие. Воспитывать осознанное, бережное отношение к русской народной культуре.
| Рассматривание предметов народно – прикладного искусства.
| Настольно - печатные игры. Народные промыслы. Игра. Выставка изделий народно-прикладного искусства
| декабрь
| 1 - 2
| Моя улица.
| Закрепление названий улиц. Составление рассказов об истории города по названиям улиц. Развиватьпамять. Воспитывать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.
| Настольно – печатная игра. Прогулка по городу. Дидактическая игра. Знаешь ли ты свой город?
| Игра. Путешествие по родному городу.
| 3 - 4
| Изготовление макета
51 микрорайона.
| Продолжать обобщать и систематизировать знания детей о микрорайоне, в котором расположен детский сад. Развивать наглядно – образное мышление. Воспитывать интерес к родному городу.
| Целевая прогулка по близлежащим улицам. Беседа о микрорайоне, в котором расположен детский сад.
| Игра. Угадай, где я нахожусь.
| январь
| 3 - 4
| В гости к тетушке Арине.
| Познакомить с крестьянским бытом нашего края. Развивать аналитическое восприятие. Воспитывать осознанное, бережное отношение к русской народной культуре.
| Экскурсия с элементами театрализации для детей в музее истории города Обнинска.
| Загадки о предметах крестьянского быта. Дидактическая игра. Что лишнее?
| февраль
| 1 -2
| Посидим рядком, поговорим ладком.
| Приобщать детей к детскому народному фольклору. Развивать слуховое внимание, память. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
| Литература. Русские народные сказки. Некрасов. Накануне праздника. Заучивание потешек, дразнилок, скороговорок, считалок.
| Дидактические игры. Моя любимая сказка. Игра – викторина «Я начну, а ты продолжи». Вечер загадок.
| 3 - 4
| Путешествие из Козельска в Калугу.
| Формировать представление о городах Калужской области, чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины. Развивать познавательную активность. Воспитывать любознательность.
| Рассматривание карты России – закрепление знаний о природе страны. Беседа о городах России.
| Просмотр видеоряда «Города Калужской области». Дидактическая игра. Что лишнее?
|
|
|
|
|
| март
| 1 - 2
| Калуга - главный город твоего края.
| Познакомить детей с Калугой, с прошлой и настоящей историей города. Развивать аналитическое восприятие. Воспитывать интерес к образу жизни жителей Калужского края.
| Чтение стихов о Калуге. Рассматривание иллюстраций в книгах об областном центре.
| Дидактическая игра. Путешествие по Калуге.
| 3 -4
| Ступеньки в космос.
| Вызвать интерес к истории развития космонавтики. Калуга – колыбель космонавтики. Развивать наглядно – образное мышление. Воспитывать уважение к людям, осваивающим космос.
| Литература. Я. Аким. Земля.
Рассматривание иллюстраций. Книги о космосе. Человек и вселенная. Космос в картинках. Наблюдения. Солнце. Луна.
| Литература. Космический дом. Подвижная игра. Космонавты. Игры с техническими игрушками (луноход, космический корабль…).
| апрель
| 1-2
| «Угра» и «Калужские засеки».
| Обогащать представления детей о природе родного края познакомить с национальным парком Калужской области «Угра» и заповедником «Калужские засеки». Воспитывать экологическое сознание.
| Литература. Почемучка. Мать сыра земля в опасности. Семь раз примерь – один отрежь. Наблюдение. Насекомые. Дидактическая игра. Береги живое.
| Экологические игры. Растения и животные Красной книги. Рыбная ловля. Кошки и мышки.
| 3-4
| Приданья старины глубокой.
| Познакомить детей историей прошлого и настоящего Калужского края. Развивать наглядно - образное мышление. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях, социальных акциях.
| Беседа о памятниках родного города. Рассматривание иллюстраций в книгах об исторических событиях Калужского края (Великое стояние на Угре; победа над армией Наполеона под Малоярославцем и у села Тарутино).
| Рассматривание карты Калужской области, обозначение мест исторических событий. Оформление папки-передвижки.
| май
| 1-2
| Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса.
| Дать представление о том, что Москва столица нашей страны. Познакомить с историческим прошлым Москвы. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать чувство гордости и восхищение красотой столицы.
| Литература. С. Баруздин. Главный город. Г.Воронько. Лучше нет родного края Беседа. Памятники Кремля – Царь-колокол и Царь-пушка.
| Дидактическая игра. Узнай, где я нахожусь?
| Литература.
Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. М., 2002.
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.,1991.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1985.
Бондаренко Т. М.Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж, 2002.
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6 - 7 лет. Воронеж, 2002.
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Перспективные планы работы в старшей и подготовительной группах детского сада. –
Детские подвижные игры народов СССР. (Сост. Кенем - ан А.В.; под ред. Осокиной Т.И.)
Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.
Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб. , 1997.
Зотов В. Лесная мозаика. М., 1993.
Игры в логопедической работе с детьми. (Под ред. Селиверстова В. И.). М., 1980.
Королева И. А., Степанова В. А. Листок на ладони / Под ред. Л. М. Маневцовой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Кравченко И.В. ,Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. М., 2010.
Кургузов О. По следам Почемучки. М., 1999.
Логинова В.И. ,Бабаева Т.И. , Ноткина Н.А. и др. « Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб. , 2011.
Молодова А.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, 1996.
Николаева С.Н. « Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. М., 2010. .
Николаева С.Н. « Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. М., 2010.
Сочеварова Е.А. Подвижные игры с бегом для детей 4 - 7 лет. СПб. 2008.
СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Степанов В. Атлас животного мира. Тверь , 2002.
Степанов В. Родная природа. Тверь , 2008.
Филатов Д. Азбука Калужского края. М. 1998.
Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
Хрестоматия для маленьких. (Сост. Л.Н.Елисеева.) М., 1987.
|