Программа внеурочной деятельности
«Моя экологическая грамотность». Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности по экологическому образованию для 5 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов, программу воспитания и социализации обучающихся.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества: природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности повышения своей экологической грамотности ,предусмотрительно, осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни.
Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:
- Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.
- Экологическая грамотность: уроки прошлого.
- Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности.
- Экономное потребление: учусь быть взрослым.
-Экологическая безопасность в природной среде.
- Мой вклад в экологическое просвещение.
Программа включает пояснительную записку, основное содержание курса с перечнем разделов, практических работ и проектов, примерное тематическое планирование.
В 5,6 классах внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Программа направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий младших подростков., расширение видов источников информации, в которых обучающийся может найти самостоятельно необходимую информацию, обработать ее, преобразовать и публично представить.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
Виды учебной деятельности:
-научно-исследовательская
- проектная
- ролевая игра
- проблемно-ценностное досуговое общение
- социально – творческая и общественно-полезная практика
Формы учебной деятельности:
- исследовательская работа в библиотеке, Интернете
- деятельность редколлегии классной газеты
- пресс-конференция «Наши полезные советы»
- психологический практикум-тренинг
- ролевые ситуационные игры.
Программа строится с учетом следующих линий:
- учусь экологическому мышлению
- учусь управлять собой
- учусь действовать. Цели и результаты внеурочной деятельности в 5-6 классах: формирование экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовой к социальному партнерству, законопослушанию, исследовательским ,коммуникативным действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей. Личностные результаты предусматривают умения:
- оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
- позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасногообраза жизни;
- выражать отношение к расточительному потребительскому ресурсопользованию;
- демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе. Метапредметными результатами являются умения:
- объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
- рефлексировать личные затруднения при работе с информацией;
- находить необходимую информацию;
- представлять информацию в кратком виде, без искажения.
- называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность - выполнить проект
- называть правила работы в группе сотрудничества. Предметными результатами являются представления:
- о научной области экологии, предмете её изучения
- о принципе предосторожности
- об историческом опыте
- о способах ресурсосбережения
- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека
Основное содержание курса.
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.
Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем, необходимый каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление-условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность. Экологический риск как вероятность опасности. «Экологический след». Выявление экологических рисков в повседневной жизни.
Способы предупреждения населения об экологической опасности. Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны.
Формы организации внеурочной деятельности:
Ролевая игра «Экологический след нашего класса»
Заседание редколлегии классной газеты
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого.
Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре разных народов, способы фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами. Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отраженные в предметах быта, произведениях промыслов, фольклора. Особенности питания, жилища, хозяйствования.
Формы организации внеурочной деятельности:
Практикум.
Демонстрация опытов.
Уроки для младших школьников, сверстников. Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности.
Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверной информации. Причины недостоверности информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, продуктов питания, стройматериалов, способы ее проверки.
Предосторожность в принятии решения о направлении действий. Принцип предосторожности как готовность отказаться от действий при неполноте информации. Надежные и проверенные способы снижения экологического риска. Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений и субъективных мнений о них.
Формы организации внеурочной деятельности:
Исследовательская работа в библиотеке, Интернете, со справочной литературой.
Встречи со специалистами
Документальные фильмы об экологических опасностях.
Заседание редколлегии классной газеты.
Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым.
Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, нерасточительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление.
Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды.
Формы организации внеурочной деятельности:
Викторина
Проекты по разработке эффективности разных способов ресурсосбережения и оформление результатов в газете.
Киноклуб: документальные фильмы о Хартии Земли.
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде.
Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность в условиях местной природы.( клещи, змеи, состояние источников питьевой воды..)
Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека. Духовное общение с природой, культурные традиции разных народов.
Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры.
Тематическое планирование
(70 ч внеурочной деятельности в 5-6 классах.)
Темы
| Основное содержание по темам.
| Характеристика основных видов деятельности учащихся.
|
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению(10ч).
| Развиваем экологическую зоркость.
| Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем, необходимый каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление-условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность. Экологический риск как вероятность опасности. «Экологический след». Выявление экологических рисков в повседневной жизни.
| Называть предмет изучения науки экологии. Давать определения понятиям «экологический риск», «Экологическая безопасность». Объяснять смысл эко мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой. Приводить примеры экологического мышления для обнаружения экологической опасности. Называть источники экологических опасностей человека.
|
| Явление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.). Экологическая безопасность. Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней и её устранение
| Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек.
| Способы предупреждения населения об экологической опасности
| Роль средств массовой информации, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. Трудности нахождения необходимой экологической информации проблемы понимания информации, правильно её использования в целях экологической безопасности. Кружок «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» как формы получения опыта поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления необходимой экологической информации. Правила работы в малых группах сотрудничества
| Называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности (телевидение, радио, Интернет, система гражданской обороны и др.) ; формы оповещения о ней (сигналы гражданской обороны, объявление, выпуск новостей и др.). Анализировать личный опыт поиска необходимой информации, ее понимание, правильного использования. Называть и оценивать личные затруднения при работе с информацией. Формулировать индивидуальные учебные задачи по освоению способов поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления информации. Доказывать приемущество работы с информацией в группах сотрудничества. Называть правила совместной работы в кружке «Экологический следопыт»,редколлегии классной газеты
|
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого (8 ч)
| Полезная информация из прошлого
| Источники информации об экологической культуре разных народов: традиции, музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Сбор, фиксация информации, ее обобщение и преобразование в популярный текст.
| Называть источники получения информации об экологической культуре разных времён и народов. Называть и применять способы фиксации информации. Выделять главную мысль, пересказывать её своими словами
| Народная мудрость об экологической безопасности
| Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, расточительному природопользованию, случаям экологического вандализма. Возможность использования традиций прошлого в современном мире
| Анализировать традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопасность. Высказывать аргументированное мнение о значении этой информации в сегодняшней жизни и в будущем. Проводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона (традиции природопользования, питания, устройства жилища и др. ), их отношения к расточительном природопользованию, вредным привычкам, экологическому вандализму. Представлять полученную информацию своими словами
|
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности (12 ч)
| Достоверная и ложная экологическая информация
| Важность достоверной информации. Причины недостоверности информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, продуктов питания, стройматериалов, способы ее проверки.
Предосторожность в принятии решения о направлении действий. Принцип предосторожности как готовность отказаться от действий при неполноте информации. Надежные и проверенные способы снижения экологического риска. Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений и субъективных мнений о них.
| Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения. Описывать признаки ложной информации. Называть способы проверки экологической информации на достоверность.
Объяснять своими словами смысл принципа предосторожности. Применять его в работе с экологической информацией. Перечислять проверенные способы снижения экологических рисков от продуктов питания, питьевой воды, мебели. Взаимодействовать в группе. Публично представлять экологическую информацию, разделяя в ней факты и мнения(урок)
Представлять достоверные знания.
| Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым (10ч).
| Чувство меры как признак взрослости
| Ценность экономности, нерасточительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление.
Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды.
| Приводить примеры из фольклора, художественных произведений) нерасточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе. Объяснять необходимость экономии природных ресурсов.
| Ресурсосбережение, его виды.
| Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды.
| Выполнять проект в области ресурсосбережения: энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева.
Высказывать свое мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. Представлять результаты проектов в газете.
|
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде (10 ч).
| Безопасность общения с природой для человека
| Экологическая безопасность в условиях местной природы. ( клещи, змеи, состояние источников питьевой воды).
| Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. Выражать свое отношение к красоте природы.
Описывать возможность духовного общения с природой у разных народов. Высказывать аргументированные суждения.
| Природа в жизни человека
| Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека. Духовное общение с природой, культурные традиции разных народов.
Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры.
| Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски. Обосновывать целесообразность такого поведения с точки зрения экологической безопасности и сохранения экологического качества окружающей среды.
|
Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение (6 ч)
| Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека
| Просвещение и его формы (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступление и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде
| Называть цели просветительской работы и её формы. Формулировать правила грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде. Описывать личный опыт экологически грамотного поведения. Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; роки для школьников, родителей; выпуск газеты изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов)
| Формы организации внеурочной деятельности:
Психологический практикум-тренинг.
Ролевая игра Практикум, демонстрационные опыты.
Киноклуб: документальные фильмы.
Заседание редколлегии газеты.
Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение.
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, листовка, выступление…)
Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской и сельской местности.
Формы организации внеурочной деятельности:
Уроки для младших школьников, родителей.
Киноклуб: документальные фильмы.
Заседание редколлегии газеты.
Конкурсы плакатов. Литература для учителя.
1.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.-метод.пособие/ Т.Я.Ашихмина, А.И. Васильева, Л.В. Кондакова и др.; подред.Т.Я.Ашихминой.- М.:Агар,2000
2.Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А.В.Гагарин. – М.: Московский городской психолого–педагогический институт,2000.
3.Данилов-Данильян В.И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект / В.И. Данилов- Данильян , М.Ч.Залиханов, К.С.Лосев.- М..2001.
4. Дзятковская Е.Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е.Н. Дзятковская. – М.: Образование и экология,2009.
Костко О.К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий / О.К.Костко. – М.: Аквариум1997.
Литература для учащихся. 1.Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда: кн.для дополнительного чтения по программе «Экологическое развитие» / Л.П. Анастасова, Т.В. Кучер, И.В.Николаев.- М.: ТОО «Валент»,1995,1997.- Ч.1-3
2.Асланиди К.Б. Экологическая азбука для детей и подростков /К.Б.Асланиди, М.А.Малярова, Т.В. Потапова и др.- М.:Изд.МНЭПУ,1995
3.Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие /сост.Н.Ф.Церцек.- М.:Либирея-Бибинформ,2007.
4.Я познаю мир: детская энциклопедия: экология /авт.-сост. А.Е.Чижевский.- М.:АСТ,1997. |