Скачать 56.23 Kb.
|
Практическая работа «Определение минеральных удобрений. Приготовление растворов минеральных удобрений» Тема: «Определение минеральных удобрений. Приготовление растворов удобрений» Цели: 1.Закрепить умения учащихся работать с определительными карточками. 2. Закрепить умение делать необходимые расчеты. 3.Закрепить умение работать с лабораторным оборудованием. Задачи: 1.Реализовать прикладную направленность обучения химии. 2.Приучать к аккуратности при выполнении работы. 3.Развивать такие качества личности как умение наблюдать и делать выводы. Практическая работа может быть проведена в 9-ом и 11-ом классах. Форма работы: парная и групповая. Оборудование. На каждый стол: удобрение, Н2O ,уголек, AgNO3 ( раствор), метилоранж, лакмус, КОН (конц.), НСI (раствор), ВаСI2 ( раствор). Спиртовка, спички, щипцы, пробирки, весы, разновесы, листок бумаги, определительная карточка, ложечка, держатель, ступа с пестиком, 3-х литровая емкость, стеклянная палочка. I вариант: NH4NO3 (сух)-аммиачная селитра. II вариант: Са(НРО)2 (сух)- суперфосфат. III вариант: КCI (сух)- калийная соль. I Мотивация учащихся- вступительное слово учителя. Строительным материалом для любого живого организма, в том числе и растения, служат определенные питательные вещества. Растение находит эти вещества в почве и поглощает их в растворенном виде. Особенно необходимы растениям три важнейших элемента- азот, фосфор и калий. Поэтому периодически их необходимо вносить в почву, т.е. подкармливать растения. Сегодня на уроке мы приготовим раствор удобрений и подкормим им растения нашего класса и школы. II Инструктаж по работе. Работа будет состоять из четырех этапов: 1. Определение удобрения по определительной карточке. 2. Приготовление раствора. 3. Подкормка растений. 4. Отчет о проделанной работе. III Инструктаж по технике безопасности. Прежде, чем приступить к работе, вспомним основные правила техники безопасности. Работа с таблицей «Техника безопасности» (Приложение №1) IV Выполнение работы (Приложение №2) V Подведение итогов. Подкармливая растения, необходимо помнить, что для них вреден как недостаток, так и избыток питательных веществ. Поэтому, прежде чем приступить к столь важному делу, почитайте специальную литературу, сделайте необходимые расчеты, спросите совета у знающего человека, познакомьтесь с инструкцией на упаковке, т.е. поступайте как грамотные люди, прошедшие курс химии в средней школе. Приложение №2 I Вариант 1. Вам выдано азотное удобрение. 2. Определите с помощью определительной карточки, какое это удобрение. 3. Рассчитайте по формуле w (вещества)=----------------------- 100%, сколько его потребуется для приготовления 3004 г. раствора с массовой долей удобрения 0,133%. 4. Отвесьте на весах рассчитанную массу удобрения. 5. Найдите две пары, которые работали с фосфорным и калийным удобрениями, объединитесь с ними в группу. 6. Проведите взаимопроверку ваших расчетов. 7. Узнайте у учителя, верны ли ваши расчеты. 8. Смешайте все удобрения, измельчите их в ступе, растворите в 3-х литрах воды. 9. Подкормите этим раствором цветы в классе и коридоре школы. 10. Напишите отчет о проделанной работе. II Вариант 1. Вам выдано фосфорное удобрение. 2. Определите с помощью определительной карточки, какое это удобрение. 3. Рассчитайте по формуле w (вещества)=----------------------- 100%, сколько его потребуется для приготовления 3001 г. раствора с массовой долей удобрения 0,033%. 4. Отвесьте на весах рассчитанную массу удобрения. 5. Найдите две пары, которые работали с фосфорным и калийным удобрениями, объединитесь с ними в группу. 6. Проведите взаимопроверку ваших расчетов. 7. Узнайте у учителя, верны ли ваши расчеты. 8. Смешайте все удобрения, измельчите их в ступе, растворите в 3-х литрах воды. 9. Подкормите этим раствором цветы в классе и коридоре школы. 10. Напишите отчет о проделанной работе. III Вариант 1. Вам выдано калийное удобрение. 2. Определите с помощью определительной карточки, какое это удобрение. 3. Рассчитайте по формуле w (вещества)=----------------------- 100%, сколько его потребуется для приготовления 3000,5 г. раствора с массовой долей удобрения 0,016%. 4. Отвесьте на весах рассчитанную массу удобрения. 5. Найдите две пары, которые работали с фосфорным и калийным удобрениями, объединитесь с ними в группу. 6. Проведите взаимопроверку ваших расчетов. 7. Узнайте у учителя, верны ли ваши расчеты. 8. Смешайте все удобрения, измельчите их в ступе, растворите в 3-х литрах воды. 9. Подкормите этим раствором цветы в классе и коридоре школы. 10. Напишите отчет о проделанной работе. Определитель минеральных удобрений. 1.а) кристаллы или гранулы, хорошо растворимые в воде________________2 б) порошки или гранулы, плохо растворимые в воде__________________11 2.а) удобрение вспыхивает на раскаленном угле________________________3 б) удобрение дымит на раскаленном угле _____________________________5 в) удобрение на раскаленном угле не изменяется_______________________8 3.а) при нагревании с раствором щелочи образуется аммиак 1. Аммиачная селитра NH4NO3 б) при нагревании с раствором щелочи аммиак не образуется___________4 4.а) удобрение окрашивает пламя в желтый цвет 2. Натриевая селитра NaNO3 б) удобрение окрашивает пламя в фиолетовый цвет 3. Калиевая селитра KNO3 в) удобрение окрашивает пламя в оранжевый цвет 4. Кальциевая селитра Ca(NO3)2 5. а) при нагревании с раствором щелочи удобрение образует аммиак_____6 б) при нагревании с раствором щелочи удобрение не образует аммиак 5. Мочевина (карбамид) CO(NH2)2 6.а) с раствором хлорида бария образуется белый осадок, нерастворимый в сильных кислотах 6. Сульфат аммония (NH4)2SO4 б) с раствором хлорида бария осадок не образуется , а если и образуется, то растворим в сильных кислотах ______________________________________7 7.а) с нитратом серебра образуется белый осадок, растворимый в азотной кислоте 7. Хлорид аммония NH4CI б) с нитратом серебра образуется желтый осадок, растворимый в азотной кислоте 8.Аммофос (NH4)2HPO4 и NH4 H2PO4 8.а) с раствором хлорида бария образуется белый осадок, нерастворимый в кислотах 9. Сульфат калия K2SO4 б) с раствором хлорида бария осадок не образуется____________________9 9. а) с раствором нитрата серебра образуется белый осадок, нерастворимый в азотной кислоте__________________________________________________10 б) с раствором нитрата серебра осадок не образуется, а если и образуется, то растворимый в азотной кислоте___________________________________1 10.а) внешний вид удобрений- мелкие белые или розовые кристаллы 10. Хлорид калия KCI б) внешний вид удобрения- белые и розовые кристаллы с примесью синих 11. Сильвинит NaCI*KCI 11.а) удобрение белого или грязно- белого цвета______________________12 б) удобрение черного или землисто- серого цвета___________________16 12.а) с кислотой удобрение пенится 12. Доломитовая мука MgCO3*CaCO3 б) при действии кислоты пена не образуется________________________13 13.а) на раскаленном угле удобрение темнеет и пахнет жженой костью 13. Костяная мука б) на раскаленном угле удобрение не изменяется____________________14 14.а) гранулы или порошок светло- серого цвета с запахом, фильтрат которого окрашивает лакмус в розовый цвет 14. Суперфосфат Ca(H2PO4)2 б) удобрение без запаха, фильтрат которого не изменяет цвет метилоранжа_____________________________________________________15 15.а) с нитратом серебра удобрение образует желтый осадок, растворимый в азотной кислоте 15. Преципитат CaHPO4*2H2O б) с нитратом серебра не изменяется 16. Гипс CaSO4*2H2O 16.а) землистый порошок, фильтрат которого не изменяет цвет лакмуса 17. Фосфоритная мука Ca3(PO4)2 б) черный порошок, фильтрат которого не изменяет цвет лакмуса, а через некоторое время розовая лакмусовая бумажка синеет__________________17 17.а) при действии кислоты удобрение вскипает пеной, а потом оседает на дно 18. Томасшлак б) при действии кислоты удобрение вскипает черной пеной 19. Цианамид кальция CaCN2+C+CaO |