Скачать 51.52 Kb.
|
Тема урока: « Вода-путешественница.» (Интегрированный урок ознакомление с окружающим миром + математика) Цели урока:
Оборудование:
Ход урока. 1.Организационный момент. -Сегодня у нас с вами необычный урок ознакомления с окружающим миром, на котором мы поговорим о её величестве Воде, о её значении. Поговорим о том, как надо беречь, охранять воду. Беречь воду- значит беречь жизнь. А также попробуем сделать расчёты и решим задачи. Вы готовы? А нашим помощником на уроке будет капля по имени Капитошка. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем Ни минуты не теряем. 2.Повторение пройденного. -Давайте вспомним основные свойства воды.
- Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь ежедневно с ней встречаются, а именно…(умываются, пьют воду, наблюдают, как идёт дождь, как течёт река, ручей). «Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда! Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею я вам доложить: Без неё нам не прожить.» -Но оказывается не так просто в природе. В ней много тайн. Учёные пытаются разгадать их. А мы начнём с простого. 3.Изучение нового. Значение воды.
-« Почему человек часто пьёт воду?»-спрашивает Капитошка.(Ответы детей.) -Кажется, вопрос простой. Почему нам хочется пить? Потому, что без воды нельзя жить. А нельзя жить потому, что мы воду постоянно расходуем, и нам надо пополнять её запас. Потребность человека в воде, которую мы употребляем с питьём и с пищей, в зависимости от климата составляет 3-6 литров в сутки. Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды-всего лишь несколько дней. Потеря воды опаснее для организма, чем голодание. Человеческий организм на3/4 состоит из воды. Задача: Рассчитай, сколько воды содержится в твоём теле, если на каждые 10 кг тела приходится 7 кг воды?(Письменные расчёты детей.) -Посмотрите, как много воды нам всем нужно. А много ли воды на нашей планете. Хватит ли её нам всем? Давайте посмотрим на глобус. Наша планета голубая, с жёлтыми, коричневыми и зелёными пятнами. Голубое –это вода-океаны, моря, озёра, реки. Вода занимает больше половины поверхности земного шара. Но почему же люди страдают от нехватки воды?(Ответы детей.) На глобусе есть участки белого цвета. Это тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают! Материк Антарктида весь покрыт ледниковым щитом, в котором «заморожено» 24 млн.куб.км. воды, почти 90% объёма пресных вод на поверхности Земли. -Какую же воду мы пьём? Солёную или пресную? Человек не может пить солёную воду, а её-то как раз на земле намного больше, чем пресной. Учёные посчитали, что пригодной для использования человеком воды не так уж и много, меньше 3%.Её становится всё меньше и меньше. Так что же делать?( Дети защищают свои плакаты «Береги воду!» -Марийская Республика богата реками и озёрами. В основном это озёра карстового происхождения ( провальные). Самое глубокое и самое большое озеро-Яльчик. Наиболее крупные реки:Волга, Ветлуга, Малая и Большая Кокшаги, Илеть , Юшут.(Работа с картой у доски и на местах). -А где ещё используют воду?
Это интересно. Чтобы выплавить 1т стали, потребуется 150т воды (150000кг), а для изготовления 1т бумаги нужно 250т воды.
-Какое же значение воды? Вывод:Вода жизненно необходима и является помощником. Её нужно беречь!А именно: -строить очистные сооружения; -контролировать за уровнем загрязнения воды; -сажать деревья по берегам водоёмов, т.к. лес охраняет реки от высыхания. 4.Физкультминутка. К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись 1,2,3,4! Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе- раз, это- брасс. Одной, другой –это кроль. Вышли на берег крутой И отправились домой. -А там нас опять ждёт Капитошка. Он хочет рассказать о своих путешествиях. И мы узнаем, как вода из одного состояния переходит в другое. 5.Круговорот воды в природе. -Жил когда-то Капитошка в большом-большом океане. Но жил не один, а вместе с ним жили его братья и сёстры, их было очень много. Жили они весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день они так разыгрались, что Капитошка оторвался от своих братьев и сестёр, стал невесомым, лёгким и полетел вверх. -Что произошло с водой в жаркий день? ( Она испарилась, т.е. превратилась в пар.) -В какое состояние перешла вода при испарении? -Вспомните, в какую погоду бельё высыхает быстрее? (Многие хозяйки вывешивают бельё на улицу не только летом, но и зимой, осенью, и весной.) -Какой можно сделать вывод?(Испарение происходит круглый год). -Летел Капитошка, летел вверх, ветер относил его всё дальше и дальше и на пути он чаще и чаще стал встречать своих братьев и сестёр. Они стали мёрзнуть и прижиматься друг к другу. Их уже было целое облако. -Когда холодный воздух встречается с тёплым высоко над землёй, газообразные частицы воды притягиваются друг к другу, превращаясь в капли. -А во что они превращаются зимой? Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое называется « конденсацией»(трубы с холодной водой дома « потеют»). -Капитошка и его братья и сёстры превратились в большое тяжёлое облако(до1500 кг). Они не могли больше удеожаться высоко над землёй и стали падать вниз.Капитошке было интересно, куда он упадёт, где побывает, что нового увидит? -В виде чего же выпали капли на землю? Капитошка приземлился в речку. Судьба остальных выпавших капель различна. Кто попал в речей, а кто-то в озеро или в море. Капитошка снова встретился со своими братьями и сёстрами, снова стал весело жить. Но ему очень понравилось путешествовать и Капитошка стал ждать, когда этот момент наступит снова. -Можно ли сказать, что вода вращается по кругу?(Этот процесс в природе называется круговоротом воды в природе. Он происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков: дождя и снега. Иногда в природе бывает и такое. Это интересно. Самую крупную каплю дождя наблюдали в США 17 августа 1953 года, в аэропорту. Размер капли-9,4 мм. Самая крупная градина весила 1,02 кг. Это было в Бангладеш 14 апреля 1986 года. От града погибло 92 человека. Задача: « В июне 1904 года в Москве выпал град величиной с кулак взрослого человека. Масса каждой градины была более 400 г, масса обычной градины-5 г. Во сколько раз градина, выпавшая в Москве в 1904 г.,была тяжелее обычной»? -Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. 6.Работа с учебником. -Пользуясь материалом учебника, докажите, что вода действительно является путешественницей. 7.Выполнение теста. 8.Подведение итогов. |