Обобщающий урок « Вегетативные органы растения»
Цель урока: Систематизация и углубление знаний учащихся по данной теме. Взаимосвязь живой и неживой природы её охрана. Развитие интереса к биологической науке и умение применять знания в практической деятельности учащихся.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа.
В зависимости от дидактических задач: изложение, беседа, закрепление, обобщение.
По характеру познавательной деятельности:репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Источники информации: учебник, учебные таблицы, тесты, гербарный материал.
Оборудование: выставка вегетативных органов, гербарные материалы, тесты, карточка - опросник.
Ход урока:
Задача: обеспечить нормальную обстановку на урок, психологически подготовить учащихся к уроку.
Задача: организовать познавательную деятельность учащихся.
Вместе с учащимися определяем цель урока.
Вопрос классу.
На столах учащихся семена гороха.
Рисунок на доске.
Представьте свою команду.
Ответ учащихся
При работе учащиеся соблюдают последовательность
Ответ учащихся.
Сообщение учеников 2 мин.
На столе 3 сигнальные карточки - красная желтая ,зеленая.
Полив растения.
Пауза на уроке. Музыкальная заставка «Идёт дождь»
О каком значении леса говорится..
Сообщение уч-ся
Учащиеся обсуждают и дают советы огородникам.( по 3 совета)
Задача: закрепить знания учащихся. Уровень осмысления изученного материала.
Задача: сообщить учащимся о домашнем задании.
| Организационный этап.
Приветствие, отсутствующие на уроке, организация внимания.
2.подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
- число
- тема урока
- какова же наша цель на уроке.
Слово учителя:
Проходите, проходите. Лишь улыбку предъявите. Заходите, торопитесь Наши милые друзья Отдыхайте, веселитесь Здесь скучать никак нельзя!
На доске написано: «Ярмарка знаний»
Почему наш урок так называется.
Что такое ярмарка?
Давайте обратимся к толковому словарю
С. Ожогова.
Слово «ярмарка - означает большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемые регулярно, в одном месте и в одно и тоже время.» Самое главное на ярмарке – торг и товар. Я покупатель, а вы - купцы. Ваш товар- знания, и всем хочется, чтобы они оказались добротными и своевременными. Совершая торг, я куплю ваши знания. Продав свой товар, вы станете очень состоятельными людьми, у вас появится капитал, который сохраняют в надёжном месте - в банке. Поэтому у нас тоже будут свои ярмарочные банки.
И валюта. Самая надёжная. Очень твёрдая, достаточно зелёная. Ярмарка славится своими торговыми рядами, обратите внимание на доску.
Конкурсы:
Аукцион, светофор, почемучка, перевёртыши, финиш.
«Всё, что вы говорите, любое ваше предположение- это этап познания, поэтому оно правомерно»
Что называется вегетативными органами? Корень, стебель, лист.
Выбор карточек с вопросами и названием команд:
«Корень», «Стебель», « Лист» Полный ответ 5 баллов
конкурс аукцион.
Ответы команды
«Корень» функции:
1. поглощают из почвы воду и питательные вещества, проводит их к стеблю 2. закрепляет и удерживает растение в почве 3. служит хранилищем питательных вещества 4. участвует в размножении Ответ команды
«Стебель» Стебель-это каркас, центральная опора растения, соединяющая его подземные и наземные части. Функции
1. опорная – поддерживает листья, цветки, плоды 2. проводящая, ксилема флоэма–питательные вещества вода и минеральные соли 3. запасающая- запасные вещества откладываются в тканях стебля. 4. благородя делению и росту клеток обладает способностью расти и ветвится Передвижение воды и питательных веществ. Ответ команды
«Лист» Лист относят к вегетативным органам растения. Функции
1.питание-образование питательных веществ.
Фотосинтез-определение. 2.испарение-отдача воды 3. газообмен между внешней средой и организмом 4. накопление органических веществ 5. участие в размножение
Лист имеет строение:
Листовой пластинки и черешка.
Листья бывают: Сидячие, простые – яблоня, сложные – акация. Они расположены поочередно - яблоня из одного узла отходит один лист Супротивное--- сирень два листа расположены друг против друга Мутовчатое --барбарис 3 и больше листьев растут на одном узле Учитель:
Из вашего представления, я поняла, что корень и стебель и лист - это живые органы растения, а что отличает живое и неживое?
Всё живое на Земле рождается и растёт, а как растут корень и стебель и лист?
Ярмарки всегда устраивались на перекрёстке торговых путей. Вот нам на нашем перекрёстке уже подмигивает светофор.
Учитель задаёт учащимся вопросы:
Я задаю вопросы и называю ответы разного цвета – вы должны поднять сигнальную карточку того цвета, которой соответствует правильному ответу.
Правильный ответ 1 балл.
1 Зелёный - Клетки кожицы листа прозрачные. Они обеспечивают проникновение света к хлоропластам. Желтый- обеспечивают доступ кислорода внутрь листа Красный- охлаждают лист
2. У двудольных растений при прорастании сначала появляется Зеленый–зародышевый стебелек Красный–зародышевый мешочек Желтый-зародышевый корешок
3. К функциям корня относят Красный- поглощение из почвы воды и питательных веществ Желтый- поглощение углекислого газа Зеленый-выделение углекислого газа
4. Корневые волоски относят к зоне корня Зеленый- всасывания Красный- роста Желтый- деления . 5. К стелющимся стеблям относят Желтый- тыква Зеленый- горох Красный- вьюнок
6. Какой ученый впервые описал роль хлорофилла Красный– Тимирязев Зеленый- Гельмонт Желтый- Ломоносов
7. Листья, превращенные в чешуйки или обертки у Желтый- Кукурузы Зеленый- росянки Красный- акации
8. К простым листьям относят Красный- яблоня Желтый– горох Зеленый- шиповник
9 Растениям для дыхания необходим Зеленый- Кислород Желтый- Озон Красный - углекислый газ
Вашу работу можно сравнить с работой древнегреческого учёного Архимеда, который кроме математических трудов, обогатил нашу жизнь замечательным словом «эврика»- что означает, нашёл! именно так мы восклицаем, если находим долгожданный ответ на поставленный вопрос.
Обратите внимание, на плакат на нём изображён тюльпан набирающий рукой – листом номер на телефонном диске. Каждой цифре соответствует определённая буква. Наберите и вы узнаете просьбу растения.— мало влаги.
О каком агротехническом приёме ухода идёт речь?
Переносимся в лес. Закройте глаза и представьте себя в лесу: тихо, идёт дождь
Стих « потихоньку в лес вошла никому ни слова. Вдоль тропинки прошла, вдоль ручья лесного. Ей казалось, что её лес и не заметил. Он заметил, он её птичьим звоном встретил. Рассказ о лесе 2 мин.
Входит «древомучка», а что ты нам принёс?
Письмо, а в нём советы огородникам.
1.
2.
3.
Наше путешествие не прошло для вас даромВы
узнали много нового:
3.Этап закрепления знаний
Торговый ряд «Почемучка» Правильный ответ 1 балл; по 4 вопроса на команду.
1. Почему листья зеленого цвета- хлоропласты 2. Почему окрас цветов разного цвета - хромопласты 3. Почему картофель внутри белого цвета- лейкопласты взаимопревращение пластит 4. Почему происходит видоизменение вегетативных органов растений— это приспособление растений к различным природным условиям 5. Почему некоторые почки мы называем спящими---находятся в состоянии покоя 6. Почему происходит листопад - защитное приспособление растения 7. Почему некоторые листья называют сидячими— листовая пластинка не имеет черешка 8. Почему корневую систему некоторых растений называют стержневой - хорошо развит главный корень, как стержень 9. Почему корневой чехлик не относят к зонам корня - у него защитная функция 10. Почему органические удобрения вносят осенью - эти удобрения легко усваиваются ,но после переработки микроорганизмами. второй год – цветоносные побеги. 11. Почему в лесу прохладно в жаркий день—из-за листвы 12.Почему нежелательна вырубка леса—Кислород, место обитания животных
Торговый ряд «Перевертыши»
Правильный ответ-1 балл
Торговый ряд «Загадки» По 2 на команду, правильный ответ 1 балл.
1. Растение, в названии которого есть нота-соль-----------------------фасоль
2. На поляне ,у реки гордо держат стебельки. Как фарфоровые чашки, белоснежные ---------------------------------- ромашки
3 .Первое – нота, второе тоже А в целом на горох похожа --------------------------------------------- фасоль
4. Три простеньких слова Нота, круг, союз Дают нам вместе овощ Приятный на вкус----------------------------------------------------------ре-диск -а
5. Местоимение, предлог Меж них фамилия поэта А целое - известный плод Что зреет на исходе лета------------------------------------------------------------ я-блок-о
Торговый ряд « Финиш»
Подсчитываем сделанные за время ярмарки вклады в банки. Пока идет подсчет. Посмотрим слайды о природе.
И наиболее ловкими, удачливыми купцами стали -------------------Стали благодаря своему товару------знаниям. Оценки им ----5 ,остальным –4
Вот и окончилась ярмарка- ярмарка – знаний. Итог игры и урока
Домашнее задание нарисовать и написать рассказ « Мое любимое растение »
Рефлексия Вам понравился урок. Что понравилось больше всего?
Слово учителя Друзья , пришла пора –прощаться. И я хочу вам пожелать Всегда с охотою учится И не когда не унывать
А перед тем, как нам расстаться И разойтись по домам Хочу я с вами попрощаться И пожелать успехов вам.
Спасибо за урок!
Молодцы!
|
| |