Скачать 60.37 Kb.
|
Тема урока: Весна, весна, и все ей радо… Цель урока: показать пробуждение природы, радость весеннего дня, создаваемого словами, звуками и красками; учить учащихся работать с текстом, иллюстрация, картинами, понимать прекрасное; способствовать развитию творческой активности; воспитывать любовь к природе. Оборудование: грамзапись «Голоса птиц», слайды с изображениями картин русских художников, презентация. Ход урока. I. Организационный момент. II. Постановка цели урока. (звучит музыка из цикла «Времена года». На ее фоне учитель читает стихотворение). Сиренью пахнет, небо ясно, Трава нежна и зелена. И в сарафане ярко красном Шагает по земле… Дети (хором). Весна! 1-й слайд. «Весна, весна, и все ей радо…» -Это тема нашего сегодня урока. Мы с вами совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать ее песню, всматриваться в ее краски. Постараемся понять, о чем щебечут птицы, журчит ручей, шепчутся первые листочки деревьев. Для этого нужно немного волшебства…, а еще что? (Музыка, картины, стихи). III. Изучение нового материала.
- Как вы узнаете весну? (пригревает солнце, день прибавляется, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, теплая погода чередуется с метелями, начинает зеленеть трава, появляются листья, расцветают цветы). 2.Звуки весны. -А только ли видно весну? Ее еще и слышно. Звуки весны - это первая капель, журчание ручейков, пение птиц, раскаты грома. 2-й слайд. В стихотворении Тютчева очень хорошо написано о весенней грозе: «Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвясь и играя, Грохочет в небе голубом». 3-й слайд. В стихотворении Н.А.Некрасова «Зеленый шум» очень хорошо описаны весенние звуки: «Идет-гудит зеленый шум! Зеленый шум, весенний шум!» (При дуновении ветерка листочки раскачивается и создается шум ).
Учитель. - Как вы думаете, откуда месяцы получили свои названия? Например, откуда пошло название первого весеннего месяца, как он раньше назывался на Руси? (Ученики читают по карточкам) Карточка 1 В Древнем Риме. Март- от Марс- бог войны, покровитель полям и стадам. Карточка 2 На Руси. Март называли «протальник» -появляются проталины. Карточка 1 На Руси. Апрель называли «березол»- причиняли зло березе, то есть брали у нее сок. Карточка 2 В Древнем Риме. Апрель- «снегогон»- солнечный, теплый. Карточка 1 В Древнем Риме. Май- Майя- была богиней земли и плодородия. Карточка 2 На Руси. Май называли «цветень» -расцветают цветы, сады.
4-й слайд Весна- это и есть «утро года», потому что все живое весной пробуждается, оживает после долгой зимней спячки. В стихотворении А.С.Пушкина есть очень хорошие строчки о весне: «Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает Утро года». (То есть весну…).
С приходом весны на проталинах показываются первые ранние цветочки. Они очень нежные и красивые. Это вестники весны. 5-й слайд Первым вылез из землицы На проталинке, Он мороза не боится, Хоть маленький. Подснежники приносят нам первую весеннюю радость. -Весенние цветы приветствуют всех, и нам становится радостно на душе. Весна как будто осыпает нас цветами. Ведь весной мы видим море цветов - в саду, в поле, в парке. Поэтому весну можно назвать красавицей. « И хочется в поле, широкое поле, Где, шествуя, сыплет цветами весна». -А вы их, ребята, знаете? 6-й слайд На лугу и в поле Мы его встречаем, Лепесточки белые Мы на нем считаем, Сердцевинка желтая У цветка того, Будто крошка солнышка Забралась в него. (Ромашка). 7-й слайд. Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдешь, Хоть не красный он, а синий, Все ж на звездочку похож. (Василек). 8-й слайд. Четыре ярко-красных Блестящих лепестка И зернышки в коробочке У этого цветка, За зернышками этими Ты бегал в огород На грядке в огороде Такой цветок растет. (Мак). 9-й слайд. То фиолетовый, то голубой, Он на опушке встречается с тобой, Звонким названьем он наделен, Посмотришь- подходит название это. Но никогда нам не слышится звон Из голубого лесного букета. (Колокольчик). 10-й слайд. Сверкают в росинках Лиловые звезды, И в комнату льются ………………..воздух. IV. Чтение учащимися стихов о весне. Учитель. Мы прочитали много стихов и рассказов о весне и увидели, как поэты и писатели выражали свое отношение к этому времени года. Они подчеркивали красоту русской природы, Е ее самобытность, ее пробуждение и своими произведениями призывали любить родную землю. Об этом поэт Гусев писал: 2.Я русский человек, и русская природа Любезна мне, и я ее пою». V. Физминутка. (исполняется песня «Весенняя капель»). VI. Весна в произведениях художников. Поэты и писатели воспевали в своих произведениях красоту природы, а художники изображают мир таким, каким видим его мы все, и таким, каким видит его один- единственный человек- сам художник. Изобразить можно все: и видимый мир предметов, людей, животных и невидимый мир чувств- радость и горе, правду и ложь, добро и зло. 11-й слад (А.К.Саврасов). 1-й ученик. Картина «Грачи прилетели»- одно из лучших творений А.К.Саврасова. Она была создана более ста лет назад, но мы этого не чувствуем, потому что художник изобразил природу так мастерски, что она кажется нам живым уголком природы. 2-й ученик. А.К.Саврасов в картине «Грачи прилетели» изобразил приход весны. На полотне только серые и темные краски. Этим автор подчеркивает, что весна еще ранняя, нет ни зелени, ни цветов, ни яркого солнца, но есть надежда на теплую весну. 12-й слайд. (Картина И.И.Левитана «Март»). 3-й ученик. Талантливый русский художник И.И.Левитан все свои картины посвятил русской природе. Одна из его картин называется «Март». Она пронизана трепетным дыханием жизни, чувством взволнованного ожидания весны. В картинах передана весенняя яркость неба, желтый солнечный свет. Теплую ноту в пейзаж вносит незримое присутствие человека. 13-й слайд. ( Картина И.И.Левитана «Большая вода»). 14-й слайд. (Картина Шишкина «Апрель»). VI.Итог урока. Ребята, о чем вы должны помнить, находясь на природе, любуясь ее красотой? (О бережном отношении к природе, об охране ее богатств). «Всему свое время»,- говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье. Я, ребята, думаю, что этот урок заставил вас задуматься о своем отношении к природе, человеку, нашей Родине – России. Мы хозяева природы, а она кладовая солнца со своими сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главная цель. Земля такая маленькая! Давайте ее беречь! Учитель. Нас много, ребята! Везде, где живем, Деревья посадим, Сады разведем! (Слайды о природе) Ученики. Берегите эту Землю, эту воду, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. |