Скачать 123.74 Kb.
|
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области» Урок по природоведению в 5 классе по теме «Явления природы» учителя I категории Оркиш Е.Г. Тема урока: «Явления природы» Предмет: природоведение Класс:5 Тематический раздел: «Строение и свойства вещества» Программа: Рабочая программа разработана на основе: Учебной программы «Природоведение.Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2007 г. Учебник: Пакулова, В. М. Природоведение. 5 класс : тематическое и поурочное планирование к учебнику В. М. Пакуловой и Н. В. Ивановой «Природоведение. 5 класс» / В. М. Пакулова, Н. В. Иванова. - М. : Дрофа, 2008. Цели урока: через организацию исследовательских заданий с использованием проблемного, интегрированного подходов и познавательной деятельности сформировать у обучающихся осознанное понимание сути физических и химических явлений применением ИТ технологий. Задачи обучения:
Задачи развития:
Задачи воспитания:
Тип урока: Комбинированный (урок получения и отработки новых знаний с применением ИТ технологий) Межпредметные связи: физика- физические явления, 7 кл; география – явления географической оболочки, 6-7 кл.; химия – химические явления, 8 кл. Инструментарий интерактивной доски, который используется на уроке: при подготовке схем – инструменты “фигуры” и “картинки” (с возможностью изменения свойств объекта); во время урока – режим “белой доски” для демонстрации учебного материала, инструмент “перо” для составления схем; проекция- демонстрация видеофильма, создание рисунка. Основной вид деятельности учителя на уроке: работа с подготовленным электронным наглядным пособием на интерактивной доске, организация обсуждения ключевого вопроса учащимися, организация исследовательской деятельности. Основной вид деятельности учащихся: работа с ключевым вопросом урока с помощью разных средств: электронное наглядное пособие, составление схем, рисование, выполнение заданий на соответствие, самостоятельная поисково-экспериментальная работа с натуральными объектами. Этап урока, на котором будет применяться инструментарий интерактивной доски: объяснение нового материала, закрепление. Время работы с доской: в течение всего урока, кроме выполнения исследовательской работы. Способ работы с доской учителя: пояснительная и корректирующая деятельность учителя, направленная на представление нового материала. Способ работы с доской ученика: деятельность, направленная на получение обобщенного представления материала в виде схемы, аналитическая деятельность на уроке, в которой участвуют как учитель, так и учащиеся, направлена на анализ представленного материала, создание рисунков, выполнение заданий на соответствие. Необходимость и оправданность применения интерактивной доски. Графические изображения основных этапов урока (ключевой вопрос, видеофильм, опорные схемы) позволяют более полно представить определённые природные явления. Способ оценивания деятельности учащихся на уроке. Накопительная система оценивания, при которой каждый ученик проставляет баллы за определенные виды деятельности на уроке. В конце урока каждый ученик получает оценку в зависимости от суммы набранных баллов. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в парах. Оборудование: компьютер, интерактивная доска , мультимедийный диапроектор, оборудование для исследовательской работы (лабораторные штативы, предметные стекла, ступки с пестиками, пробирки, щипцы тигельные, стеклянные палочки (трубочки), спиртовки, фарфоровые чашки). Этапы урока 1. Мотивация, формулировка ключевого вопроса урока. Вводное слово учителя: - Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок – урок-исследование. Какие науки изучают природу нашей планеты? (физика, география, химия) Нас окружает бесконечно многообразный мир веществ и явлений. С позиции этих наук, мы попытаемся рассмотреть, какие изменения непрерывно происходят в окружающем мире.
а) актуализация первичного опыта, осуществляемая на этапе введения новой информации Учитель: Вспомните: 1. Что такое тело? 2.Из чего состоят тела? 3.Остаются ли вещества неизменными? Вопрос – проблема: Мы часто сталкиваемся с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд означает данное слово? Посмотрите на слайд, где изображены явления природы. Так что же такое явления природы?
А сейчас внимательно прослушайте стихотворение А.А. Фета «Мама! глянь-ка из окошка»
Учащиеся называют явления, описанные в стихотворении. б) целеполагание Учитель: Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте основной ( ключевой) вопрос урока, исходя из разнообразия названных и увиденных явлений.
На доске – ключевой вопрос, на который предстоит ответить учащимся по ходу урока. Учащиеся называют и записывают в тетрадях тему урок, формулируют цель: познакомиться на уроке с классификацией явлений, происходящих в природе и в жизни человека. Учитель: Итак, сегодня мы должны: определить сущность явлений, происходящих с веществами, выявить их признаки 2.Операционно-исполнительный этап. а) выполнение исследовательской работы в парах. Учитель: Сейчас вам предлагается выполнить самостоятельно исследовательскую работу по определению явлений. Учащиеся выполняют опыты, демонстрирующие различные явления, по технологическим картам ( Приложение 1) б) анализ результатов исследовательской работы и формирование практических навыков. Учитель: Подведем итоги проделанной работе. Анализируем: произошли ли изменения с веществами в ходе экспериментов? Если произошли, то какие конкретно? Приступим к составлению схемы «Виды природных явлений, их характерные признаки»
Химические явления.
Учитель: Назовите опыты, которые вы отнесли к химическим явлениям, их признаки. Назовите виды химических явлений по учебнику стр. 60-62. Составим схему «Химические явления».
Учитель: Перед вами картина Карла Павловича Брюллова « Последний день Помпеи» (1833 год), на которой художник показал беспощадную стихию разрушения. 24 августа 79 года( почти 2000 лет назад ) при извержении Везувия был уничтожен итальянский город Помпеи. Он оказался залитым 20- метровым слоем раскаленной лавы и застывшей смеси пепла, камней и горячего грязевого потока. Погибло всё население – 2000 жителей. Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя Широко развилось, как боевое знамя, Земля волнуется- с шатнувшихся колон Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождём, под воспалённым прахом Толпами, стар и мгла , бежит из града вон. А. Пушкин Извержение вулкана сопровождалось не только выделением тепла, но и света. Как называются такие реакции? Горение – одна из первых реакций, освоенных человеком. Переоценить роль, которую сыграл в развитии цивилизации факт овладения огнем невозможно. Для первобытного человека огонь стал источником тепла, способом защиты от диких зверей, средством труда. Люди с его помощью научились готовить пищу, добывать соль, плавить руду. Горение стало первым процессом, которым человек научился управлять. - Какая часть пламени самая горячая? (Верхняя. Верхние поленья дров в костре сгорают быстрее) - Какое обязательное условие необходимо для реакции горения? - Как знание его помогает при тушении пожаров? Учитель: Что такое топливо? По тексту учебника с 6, составьте схему «Виды топлива»
Чтобы остановить пожар необходимо прекратить доступ кислорода к горящему объекту. Для этого его накрывают плотной тканью или засыпают песком. В результате любой реакции горения выделяется энергия. Это свойство используют в домашних условиях для обогрева и приготовления пищи. Учитель: Назовите признаки химических явлений? Почему данные явления отнесены к химическим? Сформулируйте вывод. Физические явления
Учитель: В каких опытах вы обнаружили физические явления? Каковы их признаки? Закончим схему «Виды природных явлений, их характерные признаки»
Учитель: Физические явления чрезвычайно разнообразны. Составим схему «Физические явления», учебник стр. 58-59. Учитель: А теперь, определим, к какому типу физических явлений относятся представленные иллюстрации.
Учитель: Назовите признаки физических явлений? Почему данные явления отнесены к физическим? Сформулируйте вывод. 3. Этап закрепления и обобщения знаний. Учитель: Изобразите физические и химические явления. Чем они отличаются друг от друга?
Учитель: В русском народном творчестве в потешках, прибаутках, загадках мы встречаемся с физическими и химическими явлениями. О каких явлениях идет речь: «В мороз лежит, в тепло – бежит, прозрачна – а не стекло, пригреешь – собрать не успеешь.» «Мучки насейте – пирожки затейте, пирожки на дрожжах, их не удержишь на вожжах.» «Куй железо пока горячо». Как вы понимаете смысл этой пословицы? Пословицы, поговорки – это кладезь народной мудрости. Русский народ очень мудрый. Мы должны гордиться своими корнями, принадлежностью к великой нации.
Учитель обращает внимание на поставленные задачи в начале урока. Учитель: Справились ли мы с поставленными задачами? Какие явления происходят вокруг нас?
Учитель: Любой исследователь должен иметь прочные знания. Вам предлагается диктант, который позволит выяснить насколько успешно и плодотворно вы провели свое исследование. (Приложение 2) Рефлексия: Перед вами оценочные листы. Оцените свою работу на уроке. Если возникли трудности, отметьте какие. (Приложение 3) Подведение итогов работы класса на уроке, особое внимание обращается на самых активных учеников, слаженность работы в группе, взаимоподдержка при выполнении исследования.
Творческие задания, дифференцированные по сложности: Составить синквейн по данной теме. Тем, кто затрудняется, составить кроссворд.
Учитель: Урок окончен. Спасибо за урок!!! Приложение № 1 Технологическая карта исследовательской работы Учтите, что описывать свойства вещества – это значит указать: А) в каком состоянии находится вещество: твердое, жидкое или газообразное; Б) цвет вещества; В) запах вещества, если он есть; Г) растворимо ли вещество в воде Нюхать вещество следует очень осторожно!
Приложение 2 Диктант «Определи явления»
• Из перечня явлений выписать номера, под которыми указаны Вариант 1 – физические явления Вариант 2 – химические явления • Взаимопроверка и выставление оценок ( 1 правильный ответ – 1 балл) Поднимите руку, кто получил «5», «4» - «Молодцы» Приложение 3 Оценочный лист работы на уроке
Источники литературы
|