Скачать 417.44 Kb.
|
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему мируРабочая программа по окружающему миру составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373). Примерная программа начального образования по окружающему миру. Авторская программа по окружающему миру Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова А.И. Саплина. (Издательство «Астрель», 2012 год) Письмо Департамента образования Ярославской области № 23/01-10 от 12.01.06 «О рабочих программах учебных курсов». Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией И.А.Петровой. Учебник входит в федеральный перечень учебников на 2013/2014 учебный год. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрирован в Минюсте РФ 21 февраля 2012 года № 23290). Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель - формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. Для достижения поставленной цели изучения окружающего мира во 2 классе решаются следующие задачи:
При отборе содержания курса учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования». Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции заданий. В основу интеграции положено диалектическое единство системы «природа-человек-общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так , сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира. Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части. В вариативной части курса предполагаются такие виды работ, как творческая работа, интеллектуальный марафон, проектная деятельность. Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся, владение на доступном уровне методами исследования. Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества. Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности. Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя их, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею. Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП за счет освоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей. Содержание учебного предмета способствует реализации программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни за счет освоения норм экологической грамотности, норм здоровьесберегающего поведения в природе и социальной среде. При отборе и построении содержания курса учитывались и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический. Виды деятельности учащихся в процессе ознакомления с окружающим миром. Наблюдение. Это основной вид деятельности на уроках окружающего мира. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Опыт. Для ознакомления с окружающим миром используются различные по протяженности опыты. Кратковременные опыты занимают урок или часть урока. Длительные опыты могут занимать несколько дней. Главный принцип использования этого вида деятельности – дать детям инструментарий для познания, сформировать представление о способности познавать окружающий мир опытным путем. Эксперимент. При проведении эксперимента выдвигается гипотеза, проводится ее проверка, отбор информации, соответствующей изучаемому объекту или явлению. Учащиеся проводят наблюдения за явлениями, происходящими во время эксперимента, учатся делать выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными. Практические работы. Учащиеся работают с картами, планами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами. Игры. Использование ролевых и дидактических игр определяется преобладанием при переходе от дошкольного периода игровой ведущей деятельности, которая постепенно, по мере формирования познавательных интересов, заменяется практико-ориентированной деятельностью. Основная форма организации учебной деятельности учащихся – урок. Для ознакомления учащихся с объектами и явлениями окружающего мира предполагаются :уроки -практические занятия, уроки-экскурсии, уроки с демонстрацией объектов и их изображений. Основное содержание программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе и окружающего мира. Таким образом, в данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся». С этой целью в течение года запланировано проведение 17 уроков с использованием ИКТ (по 10 минут от урока). Их тематика определена в подпрограмме формирования УУД: ИКТ- компетентности обучающихся. Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом: 1. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. – М.: АСТ, Астрель, 2012 . 2. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради №1, №2. – М.: АСТ, Астрель, 2012. Программа и материал УМК рассчитан на 66 часов в год, 2 часа в неделю. В течение года запланировано проведение: экскурсий – 4, практических работ –5, лабораторных работ – 4; проверочных работ –4. Учебно-тематический план.
|