Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 241.46 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.03.2014
Размер241.46 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
титул_верх.jpg

МОУ «Шольская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа по окружающему миру

Класс 3

Программа разработана на основе авторской программы О.Т.Поглазовой. Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации (Учебник «Окружающий мир» автор О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин: в 2 ч.- Ассоциация ХХI век, Смоленск, 2013 г.)

Составитель: учитель начальных классов

Бучилова Наталья Николаевна

2013-2014 учебный год

Содержание


  1. Пояснительная записка.

  2. Цели и задачи курса.

  3. Место предмета в учебном плане.

  4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты.

  6. Содержание учебного предмета.

  7. Тематическое планирование

  8. Описание материально-технического обеспечения.

  9. Контрольно-измерительные материалы.


1.Пояснительная записка.


Программа разработана на основе Примерной программы проекта Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе второго поколения и реализуется посредством УМК который включает:

1.Поглазова О.Т. Окружающий мир: учебник для 3 класса. В 2 частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

2. Поглазова О.Т. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса. В 2 частях.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

В процессе изучения данного предмета школьники добывают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать роль человека в мире; начинают осознавать, что мир многообразен, изменчив; приобретают навыки наблюдать, сопоставлять, выявлять взаимозависимости, отражать полученную информацию в виде рисунков, схем, таблиц, проводить несложные опыты, пользоваться приборами, ориентироваться на местности; приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.

В блок знаний о природе на доступном данному возрасту уровне интегрированы физические, химические, биологические, географические, астрономические и экологические знания об окружающем мире, что позволяет осуществить важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного цикла в основной школе. Дети начинают осваивать способы классификации, анализа, синтеза, обобщения, аналогии и др. Осваивают разные виды учебной деятельности: дидактическую игру, работу с учебным и научно – популярным текстом, с условными знаками, таблицами, схемами, с лабораторным оборудованием. В курсе предусмотрены разные виды заданий по наблюдению природных объектов и явлений, выполнению практических работ и исследований. Большое значение уделяется выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе наблюдений объектов и явлений природы во время экскурсий и прогулок.

2.Цели и задачи курса.
Цель изучения окружающего мира в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия - общения с людьми, обществом и природой.

Курс « Окружающий мир» является интегративным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России.

Основные цели образовательного процесса, реализующего данный курс:

  1. Создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребёнка.

  2. Последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира.

  3. Формирование пропедевтической базы для дальнейшего изучения естественнонаучных и гуманитарных курсов.

  4. Выработка нравственно – этических норм взаимодействия с окружающим миром.


При этом решаются следующие развивающие, образовательные и воспитательные задачи:

  1. Развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире

  2. Ознакомление с взаимосвязями человека и природы, общества

  3. Освоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира

  4. Освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира

  5. Воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, уважения к прошлому своих предков, формирование у них навыков культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.


При решении задач обучения, воспитания и развития учащихся акцент делается на задаче развития. Знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. С этой целью готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребёнок самостоятельно действуя, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира, разными видами учебной деятельности. Система заданий сформирована с учётом возрастных особенностей, с учётом разных уровней усвоения знаний: репродуктивного, продуктивного творческого, - что даёт возможность учителю варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие и слабых, и сильных учеников. Разнообразие заданий позволяет учителю использовать разные методы обучения, активизируя разные виды познавательной деятельности и мышления учащихся, включая их на разных этапах урока. Система заданий для первичного закрепления и контроля способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность для самооценки, самоконтроля и саморазвития. Учебная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.

В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного, ориентировочного, волевого и оценочного компонентов учения.

В течение первого года обучения перед учащимися разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многообразии, картина разнообразия окружающего их рукотворного мира, созданного творчеством многих поколений людей. Ученики узнают о том, что человек сам является частью живой природы. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины. У учеников воспитывается уважение к труду, бережное отношение к памятникам прошлого. Каждый предмет окружающего мира становится для учеников источником его эмоционального восприятия, интеллектуального размышления

3.Место предмета в учебном плане.
Изучение предмета «Окружающий мир» рассчитан на 34 учебные недели, по 2 часа в неделю. Курс 3 класса занимает в учебном плане 68 часов.

4. Ценностные ориентиры предмета «Окружающий мир».

Курс «Окружающий мир» представляет младшему школьнику широкую панораму природных общественных явлений. Изучение окружающего мира осуществляется по трем стержневым направлениям:

-окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется - наблюдай и познавай его;

-опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его;

- природа жизненно необходима тебе, но она ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию.

Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая свое Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, свободно выбирающая, собственную жизненную позицию и уважающая мнение других- есть основа жизнеспособности, духовно-нравственной косолидации, развития и благополучия российского общества.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты.

В результате усвоения курса должны сформироваться личностные учебные действия:

-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолеть возникающие трудности;

-давать оценку поведения школьников и окружающих людей;

-проявлять уважительное отношение к родному поселку и его истории, жителям села;

-принимать участие в праздниках и мероприятиях, проводимых в нашем селе;

-понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами, заботиться о близких людях, оказывать посильную помощь;

-беречь природу, заботиться о животных и птицах;

-осознание ценности природы не только источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья, развития эстетического восприятия мира творческих способностей.

Метапредметные результаты: понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.; применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, классификации, установление причинно-следственных связей, построение суждений и выводов; наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлении; сопоставлять информацию их разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации, обобщать и систематизировать её.

Предметные: В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 3 классе

ученик должен знать:

– смысл понятий: тело, вещество, молекула, клетка, орган, организм; природное явление, погода, осадки, ветер, дождь, гроза, радуга, туман, роса, иней, снегопад, метель, ледостав, ледоход, капель, круговорот; листопад, линька, спячка, гнездование; прошлое и настоящее, исторический источник, исторический центр, предки, род, племя, дружина, князь, городище, кремль, крестьянин, ремесленник, купец;

– причины изучаемых природных явлений в живой и неживой природе; экологических проблем, связанных с природными стихиями и деятельностью людей;

– 2–4 признака смены сезона в неживой и живой природе, изменения погоды; изменений в состоянии растительного, животного и человеческого организмов;

– 2–4 примера изучаемых групп растений и животных; старинных и современных социальных объектов и предметов быта и культуры; использования свойств воздуха, воды, почвы; отрицательного и положительного влияния деятельности людей на окружающую среду; факторов здорового образа жизни и профилактических мер предупреждения заболеваний, вредных и полезных привычек; экологические проблемы своей местности и пути их решения;

– условия, необходимые для жизни человеческого, растительного, животного организмов и последовательность их развития;

– правила безопасного поведения в природе в разные сезоны, экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой, правила личной гигиены;

– способы сохранения и укрепления своего здоровья; сохранения чистоты воздуха, воды, плодородия почвы; сохранения исторической памяти;

– наблюдаемые свойства воздуха, воды, почвы, снега, льда (цвет, прозрачность, вкус, запах, твёрдость, рыхлость, текучесть, летучесть, упругость, пластичность);

– функции органов человеческого и растительного организмов;

понимать:

– значение Солнца, воздуха, воды, почвы, растений, животных для всего живого на Земле;

– в природе непрерывно происходят круговороты веществ, это надо учитывать и не загрязнять окружающую среду;

– природа нужна человеку не только для существования, но и для проявления эстетических чувств, создания художественных произведений;

– окружающий мир изменяется с течением времени, и изменения, происходящие в природе, в жизни человека и общества, доступны наблюдению и изучению;

– человек, преобразуя природу, изобретая новые строительные материалы, средства связи и передвижения, орудия труда, должен осознавать необходимость и важность бережного отношения к природе, старинным рукотворным объектам;

– опыт предков необходимо изучать, чтобы жить в гармонии с природой и людьми, надо уважительно относиться к культуре наших предков, беречь их традиции, сохранять историческое наследие для будущих поколений людей;

уметь:

– описывать погодные явления в разные времена года, сезонные изменения в жизни растений и животных, в деятельности людей; твёрдое, жидкое и газообразное состояния вещества, свойства изученных тел и веществ, строение и функционирование органов растения, человека; цикл развития цветкового растения, стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных; изменения, происходящие в жизни людей с течением времени (в течение года, столетий), старинный город, старинную одежду, старинные предметы быта и орудия труда, уклад жизни наших предков, занятия крестьян, ремесленников и их детей;

– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их существенные признаки, сходства и различия;

– объяснять причины круговорота воды в природе, природных явлений и сезонных изменений в неживой и живой природе; взаимосвязи неживой и живой природы, человека и природы, человека и общества; роль факторов неживой природы и живых организмов в создании почвы, роль растений на Земле, для животных, человека; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проведённые наблюдения и опыты, называя их цели, условия проведения и полученные результаты; устройство и назначение изученных приборов, старинных предметов быта и орудий труда; влияние хозяйственной деятельности людей на окружающую среду и необходимость её защиты;

– приводить примеры природных и социальных явлений, се зонных явлений в неживой природе и изменений, происходящих в жизни живых организмов; стадий развития животных; тел, веществ, их свойств и превращений; использования свойств воздуха, воды, почвы, негативных последствий деятельности людей; органов человеческого организма и их функций, полезных и вредных привычек, влияющих на собственное здоровье; исторических источников, археологических находок, изделий ремесленников, старинных предметов быта, орудий труда, обычаев и праздников наших предков;

– наблюдать природные явления, сезонные изменения в природе и в жизни человека с целью выявления их причин, условий, последовательности и особенностей их протекания; систематически вести фенологические наблюдения и отражать их в дневнике наблюдений; за ростом и развитием растений и животных; исторические памятники, старинные предметы, сравнивать их с современными изделиями человека, описывать их особенности;

– экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воздуха, воды, почвы, снега, льда; для наблюдения за последовательностью развития цветкового растения; проводить измерения температуры воздуха, воды, тела человека, пульса; исследовать с помощью лупы строение семени и его проростка, поверхность кожи человека;

– осуществлять поиск учебной информации в источниках разного типа (рассказ учителя, иллюстрация, модель, учебный, научно-популярный, художественный текст, словарь, СМИ, видеофильм, диафильм, схема, таблица, собственные наблюдения, эксперимент);

– представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, описание изучаемого предмета по предложенному плану, восстановление неполного учебного текста, с помощью рисунка, условного знака, простой модели, схемы, таблицы, участвуяв дидактической и ролевой играх);

– формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, во время чрезвычайных погодных явлений, нравственного поведения в быту и обществе; факторы здорового образа жизни, правила личной гигиены;

– создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сочинения, сообщения с использованием дополнительных и интересных фактов);– оценивать деятельность людей в различных сферах, поведение людей с точки зрения социальных и нравственных норм; свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– решения учебных, практических, творческих задач; удовлетворения познавательного и исследовательского интереса;

– определения местных климатических условий, опасных природных явлений; сезонных изменений в природе, характерных для данной местности, наиболее распространённых в своей местности растений, животных и их приспособляемости к смене сезонов; исторических памятников родного края; экологических проблем своего края и способов их решения;

– освоения способов познания окружающего мира (метода наблюдения, опытно-экспериментального исследования), измерения величин с помощью приборов;

– использования фенологических наблюдений, умения очищать воду, сохранять плодородие почвы, умения оказывать первую помощь себе и окружающим в своей практической и природоохранной деятельности;

– ухода за растениями, домашними животными;

– овладения общими умениями, навыками, способами деятельности (работа с текстовой информацией, со схемами, таблицами, блок-схемами алгоритмов, работа со словарями, энциклопедиями и другой дополнительной литературой);

– соблюдения правил личной гигиены и укрепления своего здоровья, безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; необходимых мер в случае при родных стихийных бедствий, профилактики простудных, инфекционных заболеваний и травматизма, нарушения осанки, зрения, слуха;

– оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей.

6. Содержание предмета «Окружающий мир». 3 класс (68 часов)

Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч)

Изменения, происходящие в природе, в жизни человека, в обществе. Изменения, обусловленные деятельностью людей (окультуривание растений, одомашнивание животных, изменения быта и культуры и др.).

Наблюдения – источник знаний о природе и способ её изучения. Дневник наблюдений за природой. Погодные явления (облачность, осадки, радуга, ветер) и наблюдения за ними. Чрезвычайные погодные явления (грозы, ураганы, смерчи). Температура. Термометр. Измерение температуры и наблюдения за изменениями температуры воздуха. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба.

Смена дня и ночи, смена времен года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года. Особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря.

Значение природы в жизни наших предков. Наблюдения за природными явлениями и их отражение в народных приметах, поговорках. Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря.

Наблюдения, опыты, практические работы: наблюдение за изменением высоты Солнца над горизонтом в разное время года; ведение дневника наблюдений природных явлений в течение учебного года; проверка на опыте относительности ощущения человеком тепла и холода; изготовление из бумаги модели термометра; измерение температуры воздуха, воды.

Осенние изменения в природе и в жизни человека (4 ч)

Изменения в неживой природе от лета к осени. 23 сентября – день осеннего равноденствия. Осенние изменения в жизни растений и животных. Явления поздней осени в природе. Осенние заботы человека. Образ осени в искусстве. Осень в жизни наших предков: повседневные заботы, обряды, обычаи.

Наблюдения, практические и творческие работы: изготовление сравнительной аппликации «Лето и осень»; осенние работы на пришкольном участке; ролевая игра «Осенняя ярмарка». Экскурсия в лес (в парк, к водоёму).

Тела и вещества (4 ч)

Тела и вещества. Отличительные признаки тел. Свойства веществ. Мельчайшие частицы вещества. Твердое, жидкое, газообразное состояния вещества.

Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Клеточное строение живых организмов. Бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий.

Наблюдения, практические и творческие работы: рассматривание под лупой мелких деталей предметов; изготовление из пластилина тел различной формы; исследование свойств веществ (твердость, рыхлость, сыпучесть, пластичность и др.).

Свойства воздуха, воды, почвы (10 ч)

Значение воздуха для живого. Состав чистого воздуха. Физические свойства воздуха. Движение воздуха. Источники загрязнения воздуха. Меры по сохранению его чистоты. Использование воздуха нашими предками.

Значение воды для живого. Солёная и пресная вода в природе. Физические свойства воды. Вода – растворитель. Три состояния воды. Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по сохранению её чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость бережного использования воды.

Почва и её значение для живого. Образование почвы. Состав почвы и её плодородие. Обитатели почвы. Взаимосвязь растений и почвенных животных. Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Старинный и современный опыт возделывания и сохранения плодородия почвы. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения. Правила гигиены при работе с почвой.

Наблюдения, опыты, практические работы: исследование свойств воздуха, воды, состава почвы; очистка загрязнённой воды с помощью простейшего фильтра; моделирование круговорота воды в природе; изготовление аппликации «Обитатели почвы». Экскурсия на поле, к водоёму (к водонапорной башне, к колодцу).

Зимние изменения в природе и жизни человека (5 ч)

Признаки зимы. 22 декабря – день зимнего солнцестояния. Особенности погоды зимних месяцев. Образование снежинок. Снегопад, снеговой покров, ледостав. Свойства снега и льда. Значение снегового покрова и ледостава для обитателей почвы и водоёмов. Зимние явления: изморозь, гололёд, метель, оттепель. Опасность снежных заносов, гололедицы, оттепели для растений, животных, человека. Изменения в жизни растений с приходом зимы. Зимний период в жизни травянистых растений, кустарников, кустарничков, деревьев. Забота человека о сохранности растений зимой.

Домашние и дикие животные зимой. Приспособляемость животных разных групп к зимнему периоду. Линька, спячка животных. Взаимосвязь растений и животных зимой. Помощь человека диким животным в зимнее время. Зима в жизни наших предков: повседневные заботы, праздники, обычаи.

Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдение растений и животных в зимнее время; исследование снегового покрова, коры и спила деревьев; исследование свойств снега и льда; изготовление и развешивание простейших кормушек для птиц; сбор и изготовление коллекции семян деревьев. Экскурсия в лес (в парк, на пришкольный участок).

Организм человека и его здоровье (11 ч)

Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее знакомство с организмом человека (внешние и внутренние органы, системы органов). Рождение и развитие человека.

Основные части скелета и их назначение. Свойства костей скелета и функции суставов. Предупреждение искривления позвоночника. Выработка правильной осанки. Первая помощь при переломах. Мышцы и их назначение. Важность тренировки мышц. Первая помощь при растяжении связок.

Кровь и её роль в организме. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Пульс и его измерение. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Первая помощь при кровотечениях.

Органы дыхания. Дыхательные движения и газообмен в легких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания; их предупреждение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы кровообращения и дыхания. Вред табачного дыма и ядовитых газов. Важность пребывания на свежем воздухе. Отношение к курению наших предков.

Питание и состав пищи. Витамины и их необходимость для организма. Традиционная пища наших предков и изменение её состава с течением времени. Органы пищеварения. Зубы, их роль в пищеварении. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Органы вы деления. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание организма.

Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Гигиена органов чувств; предупреждение их заболеваний. Нервная система и её назначение. Роль головного и спинного мозга. Значение выполнения режима дня для здоровья.

Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы. Как лечились наши предки. Современные методы лечения.

Наблюдения, опыты, практические и творческие работы: рассматривание модели скелета; выработка правильной осанки; наблюдение за работой мышц; измерение пульса в покое и после нагрузки; рассматривание кожи под лупой.

Развитие животных и растений (9 ч)

Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных. Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для развития растений. Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Растение – живой организм. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Разнообразие плодов и семян. Распространение семян. Жизненный цикл однолетнего цветкового растения от семени до семени. Способы вегетативного размножения растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).

Наблюдения, практические и творческие работы: проращивание семян и наблюдение за развитием растения; изготовление аппликаций «От семени до семени» и «Стадии развития животного» (по выбору). Экскурсия в зоологический музей, ботанический сад.

Весенние изменения в природе и в жизни человека (6 ч)

Природные явления в марте, апреле, мае. 21 марта – день весеннего равноденствия. Изменения в жизни растений и животных в весенний период. Сокодвижение, развёртывание листьев, цветение растений. Особенности ухода за комнатными растениями весной. Появление потомства у диких и домашних животных. Прилет и гнездование птиц, высиживание птенцов. Весенние заботы животноводов, полеводов, садоводов, огородников. Опасность весенних заморозков для растений.

Витаминная зелень и здоровье. Весенние природоохранные мероприятия. Весна в жизни наших предков: повседневные заботы, обычаи и праздники. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета. Заботы жителей сельской и городской местности в летний период. Правила безопасного поведения на солнце, на воде, в лесу, в городе во время летних каникул.

Наблюдения, практические и творческие работы: уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка; подготовка материалов к празднику прилета птиц, изготовление аппликации «Здравствуй, весна». Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в лес).

Изменение быта и культуры наших предков (11 ч)

Наука история. Важность исторических знаний для людей. Исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа. Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства. Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей.

Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, стеклодувное, художественная роспись и другие ремесла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества.

Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном крае. Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги. Семейный бюджет.

Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края. Обучение детей грамоте, ремеслу, крестьянскому делу в старину. Церковно-приходская школа. Старинные школьные форма, принадлежности, учебники. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Отличие современной школы от старинной. Учреждения образования в родном крае. Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.

Наблюдения, практические и творческие работы: составление аппликаций «Прошлое и настоящее» (по выбору); рассматривание изделий мастеров родного края; ролевые игры «Встречают по одёжке», «В семье крестьянина (ремесленника)». Экскурсии в музей (краеведческий, исторический, народного творчества, по родному городу, посёлку).

7. 3 класс (68 ч) - Тематическое планирование

I. Разнообразие изменений в окружающем мире – 8 ч

II. Осенние изменения в природе и в жизни человека – 4 ч

III. Тела и вещества – 4 ч

IV. Свойства воздуха, воды, почвы – 10 ч

V. Зимние изменения в природе и в жизни человека – 5 ч

VI. Организм человека и его здоровье – 11 ч

VII. Развитие животных и растений – 9 ч

VIII. Весенние изменения в природе и в жизни человека – 6 ч

IX. Изменение быта и культуры наших предков – 11 ч Резерв – 2 ч

Поурочное планирование

1. Земля – наш общий дом. Повторение и систематизация знаний 1 и 2 классов.

2. Разнообразие изменений в окружающем мире.

3. Времена года. Старинный и современный календарь.

4. Природные явления и погода.

5. Необычные природные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных явлений.

6. Температура и её измерение.

7. Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе.

8. Прогноз погоды.

9. Осень в неживой природе.

10. Растения осенью.

11. Осенние явления в жизни животных.

12. Осень в жизни человека. Осенние заботы и обычаи наших предков.

13. Обобщающий урок. Проверочная работа № 1.

14. Тела и вещества. Три состояния вещества.

15. Строение и свойства веществ.

16. Удивительные открытия. Проверочная работа № 2.

17. Воздух и его состав.

18. Свойства воздуха.

19. Движение воздуха. Как используют воздух.

20. Вода и её свойства.

21. Очистка воды.

22. Превращения воды.

23. Круговорот воды в природе.

24. Почва, её состав и свойства.

25. Обитатели почвы.

26. Почва – кормилица. Как возделывали почву наши предки.

27. Обобщающий урок. Проверочная работа № 3.

28. Экскурсия. Наблюдение зимних изменений в природе.

29. Зимние явления в неживой природе.

30. Растения зимой.

31. Зима в жизни животных.

32. Январь – середина зимы. Зима в жизни наших предков.

33. Организм человека.

34. Скелет – надежная опора и защита.

35. Мышцы и их назначение. Развитие мышц.

36. Органы дыхания. Предупреждение их заболевания. Вред курения.

37. Питание и органы пищеварения. Как питались наши предки.

38. Кровь и кровообращение.

39. Очистка организма, органы выделения.

40. Органы чувств.

41. Нервная система и её роль в организме.

42. Память. Развитие памяти.

43. Как лечились наши предки.

44. Здоровый образ жизни. Обобщающий урок. Проверочная работа № 1

45. Весна – утро года. Старинные обычаи встречи весны.

46. Размножение животных. Развитие птиц.

47. Развитие рыб и земноводных.

48. Стадии развития насекомых.

49. Растение – живой организм. Органы растения.

50. Развитие растения из семени. Корневая система растения.

51. Стебли и листья растений, их функции.

52. Цветок и плод растения. Распространение семян.

53. Весенние изменения в жизни растений и животных.

54. Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и в жизни людей.

55. Обобщающий урок. Проверочные работы № 2 и 3.

56. Что и как изучает история.

57. Природа в жизни наших предков.

58. Уклад жизни на Руси.

59. Жизнь на селе в старину. Крестьянский труд.

60. Старинный город.

61. Ремесленники, их изделия.

62. Торговое дело на Руси.

63. Одежда наших предков.

64. Учение на Руси.

65. Как жили наши предки. Обобщающий урок. Проверочная работа № 4.

66. Экскурсия по городу или в краеведческий музей.

67. Что мы узнали об изменениях в окружающем мире. Обобщение и систематизация знаний 3 класса.

68. Летние изменения в неживой и живой природе. Правила безопасного поведения во время летних каникул.

8. Описание материально- технического обеспечения.

1) Поглазова О.Т. Учебник «Окружающий мир»3 кл., Ч.1,2. , Изд-во «Ассоциация ХХI век», 2013 г.

2) Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир»3 кл., Ч.1,2. , Изд-во «Ассоциация ХХI век», 2010 г.

3) Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Рабочая тетрадь №1,2 к учебнику «Окружающий мир»3 кл., Ч.1,2. , Изд-во «Ассоциация ХХI век», 2013 г.

10.Контрольно-измерительные материалы.

  1. Тема: Тела, вещества, изделия.
    Фамилия ______________________. Число _______________.

  2. 1. Охарактеризуй погоду сегодняшнего дня.

  3. http://festival.1september.ru/articles/575769/img1.gif

  4. 2. Приведи примеры тел: ___________________________________________

  5. 3. Что лишнее, зачеркни: стекло, древесина, лёд, песок, глина, вода, молоко, сосулька, бензин, скамейка.

  6. 4. Перечисли свойства воды: ________________________________________
    _________________________________________________________________

  7. 5. Объясни схему, запиши. Что на ней изображено? Запиши:

  8. ___________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________

  9. 6. Запиши, что такое ветер: __________________________________________

  10. 7. Воздух поддерживает горение. Где используется это свойство? Запиши:

  11. ________________________________________________________________
    __________________________________________________________________

  12. 8. Приведи примеры полезных ископаемых: ____________________________

  13. 9. Вставь пропущенные слова:

  14. Места, где залегают полезные ископаемые, называют ____________________,
    а где их добывают – местами _____________________.

  15. 10. Запиши, что такое почва: _________________________________________
    __________________________________________________________________
    __________________________________________________________________

  16. 11. Выделяют типы почв. Что лишнее зачеркни:

  17. чернозёмные почвы, подзолистые почвы, торфяные почвы, болотистые почвы, песочные почвы.


3. Проверочная работа по окружающему миру. 3 класс


Тема: Зима в природе.


Число _____________. Фамилия _____________________.

1. Охарактеризуй погоду сегодняшнего дня.

http://festival.1september.ru/articles/575769/img1.gif 

2. Зачеркни лишнее:

Зимние изменения в неживой природе:

солнце самое низкое
температура самая низкая
тип погоды: морозная, слабоморозная, сильноморозная, прохладная
осадки: снег, дождь
почвы охладились, замёрзли
водоёмы покрылись льдом, половодье

3. Запиши, пользуясь учебником, что такое:

снегопад – ________________________________________________________
метель – __________________________________________________________
наст – ____________________________________________________________

4. Запиши, какую первую помощь нужно оказать при обморожении:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

5. На каких растениях можно увидеть плоды зимой, запиши:
__________________________________________________________________

6. Нарисуй, как зимует почка:

7. Как распространяются плоды хвойных растений, запиши: _____________

8. Перечисли зимующих птиц: ________________________________________

9. Соедини линией птицу и корм, которым она питается:

снегирь                         крошки хлеба
синица                          рябина       
клёст                             сало
воробей                        семена ели

10. Почему необходимо подкармливать птиц зимой, запиши: ______________
__________________________________________________________________

11. Объясни схему:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

12. Раздели на две группы животных (надпиши цифры 1 или 2):

медведь, заяц, барсук, лиса, ёж, белка

13. Как пчеловоды ухаживают за пчёлами зимой, запиши: _________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

14. Почему зимой на поля вывозят навоз и проводят снегозадержание, запиши:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск