Скачать 238.19 Kb.
|
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Каминская средняя общеобразовательная школа» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ педагогическим советом МКОУ Директор МКОУ Каминской СОШ Каминской СОШ протокол от 28 августа 2013 г. _____________ Ю.В.Ольховик 28 августа 2013 г. Рабочая программа основного общего образования по природоведению Составитель: Бушинская Людмила Андреевна, учитель биологии первой квалификационной категории с. Кама 2013 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для второй ступени образования составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ МОРФ №1089 от 05.03.2004г) . В соответствии с образовательной программой МКОУ Каминской СОШ рабочая программа рассчитана на овладение содержанием предмета на базовом уровне и ориентирована на учащихся 5 класса. Изучение биологии в данных классах осуществляется за счет часов федерального компонента базисного учебного плана школы. На изучение данного курса отведено: 70 часов (2часа в неделю) Количество часов отведенных на практические работы:
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей :
Цели и задачи рабочей программы поставлены с учетом целей образовательной программы МКОУ Верх-Ичинской СОШ. Для достижения поставленных целей используется основная форма организационного процесса-урок: традиционный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления, урок повторения, комбинированный урок, урок –игра, урок проверки и коррекции знаний(контрольная, самостоятельная, тестовая работы). На уроке используются следующие организационные формы: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные и учитываются следующие принципы как научность, доступность, наглядность, посильность, проблемность. Для развития творческих способностей школьников и самостоятельной работы с различными источниками на уроках и во внеурочное время используются метод проекта и научно-исследовательский подход. Оценка качества образования производится по пятибалльной систе Оценка устного ответа Отметка “5”: дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный. Отметка “4”: дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности; допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ. Отметка “3”: дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно. Отметка “2”: ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материала; допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Отметка “1”: отсутствие ответа. Оценка за письменную контрольную работу При оценивании ответа учащегося необходимо учитывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом. Отметка “5”: дан полный правильный ответ на основе изученных теорий; возможна несущественная ошибка. Отметка “4”: допустима некоторая неполнота ответа; может быть не более двух несущественных ошибок. Отметка “3”: работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину); имеется не более одной существенной ошибки и при этом две-три несущественные. Отметка “2”: работа выполнена меньше чем наполовину; имеется несколько существенных ошибок. Для реализации программы используются учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образоватеньном процессе (приказ Минобрнауки от 19 декабря 2012г №1067). Природоведение: 5класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./Т.С.Сухова, В.И.Строганов.-2-е издание, дораб.-М.: Вентана-Граф,2008.-224с.:ил. Итог реализации программы в 5 классе проводится в форме контрольных работ или тестирования. В результате изучения программы обучающийся должен: знать/понимать
уметь
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 час) Как человек изучает природу (10 час) Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы. Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки. Демонстрации: Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов. [Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов]. Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. Практические работы: Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования. Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени]. Конструирование простейших измерительных приборов. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты. [Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках]. Многообразие тел, веществ и явлений природы (40 час) Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.) Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.). Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни. Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека. Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Демонстрации: Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Фотографии планет Солнечной системы. Глобус. Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.) Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.). Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.). Практические работы: Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. [Фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарат и компьютера]. Работа с подвижной картой звездного неба. Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. [Заполнение полей в базах данных. Подготовка собственного выступления с иллюстрациями]. Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка). Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.) [Использование цифровых измерителей, замедленной цифровой видеосъемки]. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. [Использование цифровых измерителей, компьютерная регистрация показателей погоды их графическое представление, ведение компьютерного дневника погоды]. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). [Запись на видеокамеру опроса, подготовка и проведение выступления с компьютерной поддержкой]. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. [Запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки и цифровых датчиков]. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.); Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой]. Здоровье человека и безопасность жизни (10 час) Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах). Демонстрации: Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.) Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д. Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности. Практические работы: Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности. Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) [Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием]. Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений. Резерв учебного времени 10 часов Распределение содержания учебного курса «Природоведение» для второй ступени образования
Учебно-тематическое планирование. 5 класс.
Учебно-методическое обеспечение: Для учащихся: Природоведение: 5класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./Т.С.Сухова, В.И.Строганов.-2-е издание, дораб.-М.: Вентана-Граф,2008.-224с.:ил. Для учителя: Природоведение: 5класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./Т.С.Сухова, В.И.Строганов.-2-е издание, дораб.-М.: Вентана-Граф,2008.-224с.:ил. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./В.М.Пакулова, Н.В.Иванова.-3-е издание, стереотип.-М.: Дрофа,2009.-222с. Природоведение 5 класс: Методика для учителя.-М.: издательский центр «Вентана-Граф»,2008-72с. |