Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.03.2014
Размер96 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок по теме: Вид. Критерии вида.

Цели урока:

  1. Образовательно - развивающая:

1.1.Обеспечить усвоение новых понятий: «критерии вида»; механизмы репродуктивной изоляции видов в природе

через применение опорных понятий: «вид» , популяция

1.2.Овладение умениями оперировать с понятиями, формулировать вопросы – суждения, выявлять противоречия, строить умозаключения;

1.3. Обеспечить овладение специальными умениями: давать морфологическое описание вида, работать с текстами, составлять таблицы, анализировать, формулировать выводы.

  1. Воспитательная:

Формирование диалектического мировоззрения через выявление критериев вида, установления связей между видами и возникновением обособленностей видов.

Оборудование: Презентация к теме урока,

Фрагмент видеофильма Вид и его критерии. (4 минуты).
Заявка на оценку:

«5» -24 балла и выше,

«4» -16 - 23 балла,

«3» -8 -15 баллов.

Критерии оценки:

  • вопрос – понятие 1 балл

  • вопрос – суждение -1-2 балла

  • ответ на вопрос – сужение – 1-2 балла

  • ответ на вопрос- понятие – 1-2 балла

  • умозаключение – 3 балла

  • дополнение – 1-2 балла

  • возражение – 1-3 балла

  • версия – 1-3 балла

  • выступление от группы – 1-6 баллов

  • анализ ответов -1-3 балла

поощрительные баллы:

основание деления – 1-3 балла

нестандартные мысли – 1-3 балла

дисциплина -1 балл

скорость работы -1 балл

осанка -1 балла
баллы снимаются:

нарушение дисциплины1-3 балла

некорректное поведение 1-3 балла

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы

Деятельность учащихся

1.

1.1

1.2

Актуализация знаний по теме Вид.

Задание № 1

- Назовите знакомые вам виды растений и животных, обитающих рядом с вашим домом или школой.

Задание № 2

- Сравните два вида одного рода. (слайд № 4)

  • Покажите черты сходства и отличия, используя карточку №3



Название этого вида животного — Медведь бурый.

  • Какое из этих двух слов относится к родовому названию, какое — к видовому?






1 б.
1 – 5 б



Обращаем внимание на правильное название видов – двойное.
Как бурый, так и белый медведь являются млекопитающими, относятся к одному семейству. В отличии от бурого белый медведь живет среди льдов Арктики, питается рыбой, водными животными, у него белая окраска шерсти.

Род Медведь, вид медведь бурый.

1.3

Задание № 3

В указанном списке животных подсчитайте количество особей, видов и родов: (слайд № 5)

1. Еж обыкновенный.

2. Лисица обыкновенная.

3. Медведь гималайский или белогрудый.

4. Хомячок джунгарский.

5. Заяц-беляк.

6. Медведь бурый.

7. Хомячок сирийский или золотистый.

8. Заяц-русак.

9. Еж ушастый.

10. Лисица обыкновенная.



3 балла

количество особей — 10;

видов — 9;

родов — 5 (Еж, Лисица, Медведь, Хомячок, Заяц).)


1.4.

Задание № 4Соотнесите:

1.Джон Рей

2.Карл Линней

3.Ж.Б. Ламарк

4. Ч. Дарвин

А.«Видов столько, сколько разных форм вначале произвело Бесконечное существо».

Б.Считал, что вид — универсальная, реально существующая единица живой материи, морфологически однородная и неизменная.

В. Предложил первое научное определение вида, уточнил его критерии.

Г. Впервые ввел в науку понятие вида

Д. По его концепции виды реально не существуют, это чисто умозрительное понятие

Е. «В природе нет ничего кроме особей».

Ж. Виды изменяются, они относительно постоянны и являются результатом эволюционного развития.




4 б


1.Джон Рей -Г

2.Карл Линней –А,Б, В

3.Ж.Б. Ламарк – Д, Е

4. Ч. Дарвин - Ж

1.5

Задание № 5 (слайд № 8)

Порой самые опытные биологи становятся в тупик, определяя, принадлежат ли данные особи к одному виду или нет.

- Существуют ли точные и строгие критерии, (диагностические) признаки, которые характерны для одного вида, но отсутствуют у других видов, которые помогли бы разрешить все сомнения?



1-3 б

Чаще всего – внешние признаки, ареал, физиологические особенности.

1.6

Сформулируйте цели урока:

  1. Знать:

  2. Понимать:

  3. Научиться:







2.

2.1

Сформулируйте тему нашего урока. (слайд № 10)

— это признаки, по которым один вид отличается от другого. Они же являются изолирующими механизмами, препятствующими скрещиванию.

Генетическая самостоятельность вида обусловливается совокупностью его характерных признаков: морфологических, физиологических, биохимических, генетических, особенностей образа жизни, поведения, географического распространения и т.д. Это и есть критерии вида





Критерии вида


2.2

Название критерия

Признаки особей по критерию

Исключение

1. Морфологический

Сходство внешнего и внутреннего строения организмов.

Виды-двойники, половой диморфизм, полиморфизм

2.Физиологический

Сходство всех процессов жизнедеятельности и возможность получения плодовитого потомства при скрещивании.

У разных видов сходство процессов жизнедеятельности. Наличие межвидовых гибридов.

3. Экологический



Сходство по способам питания, местам обитания, наборам факторов внешней среды, необходимых для существования

Экологические ниши разных видов перекрываются

4.

Географический

Занимают определённый ареал.

Совпадение ареалов разных видов.

5. Биохимический

Сходство по биохимическим параметрам – состав и структура белков, нуклеиновых кислот.

Есть очень близкие по биохимическому составу виды

6. Этологический

Сходство в поведении. Особенно в брачный период (ритуалы ухаживания, брачные песни и т. д.).

Существуют виды с близким поведением

7. Цито-генетический

а)

Цитологический
б)

Генетический

Особи одного вида скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство (основан на сходстве числа хромосом, их формы и строения).

Генетическая изоляция видов

Хромосомный полиморфизм в пределах вида; у многих разных видов число хромосом одинаково.

Наличие межвидовых гибридов







Знакомятся с критериями вида, записывают в тетрадь, в готовый шаблон таблицы.

2.3

Задание № 6 (слайд № 13.)

- Какие критерии вида использованы при описании животных?

Лебедь-шипун часто изгибает шею в виде буквы S, а клюв и голову держит наклонно к воде. При раздражении издает характерный шипящий звук, по которому и получил свое название. Распространен лебедь-шипун на изолированных участках в средней и южной полосе Европы и Азии от южной Швеции, Дании и Польши на западе до Монголии, Приморского края и Китая на Востоке. Всюду на этой территории редок, часто пара от пары гнездится на громадном расстоянии, а во многих районах вовсе отсутствует. Населяет заросшие водной растительностью лиманы, озера, иногда даже болота, предпочитая глухие, мало посещаемые человеком.

Малый, или тундровый лебедь распространен по тундре Азии от Кольского полуострова на западе до дельты Колымы на Востоке, заходя в область лесотундры и западные острова Северного Ледовитого. Для гнездования выбирает заболоченные и низкие травянистые участки разбросанными по ним озерами, а также речные долины, изобилующие старицами и протоками.

Брачные игры своеобразны и проходят на суше. При этом самец ходит перед самкой, вытягивает шею, временами приподнимает крылья, издавая ими особый хлопающий звук и звонко кричит.

Порядок работы с текстом:

  1. Индивидуальный труд – 3 минуты,

  2. Работа в паре - 3 минуты

  3. Работа в группе – 5 минут.

Выступление от группы – от 1 до 5 баллов,

Анализ выступления – 1-3 балла

Возражения, дополнения – 1- 3 балла.

1.5 б.

Работают индивидуально с текстом, выделяют критерии вида.

Далее – объединяются в пары, потом – в группы.

1 группа – представляет устный ответ, 2 – письменный. 3 и 4 – анализируют, дополняют, выдвигают возражения.

2.4

Задание № 7 (Слайд № 15-16)

Каким образом обеспечивается

репродуктивная изоляция этих видов? (прослушиваем пение этих птиц)





1 – 3 б

Внешнее строение, местообитание разное пение.


2.4.


Задание № 8 (Слайд № 17)

Широко распространено мнение о том, что мускусная утка – это гибрид кряквы и индюка, ее часто называют «индоуткой». Оцените правдоподобность этого мнения, исходя из полученных знаний о критериях вида.


2б.


Согласно теории изоляции видов 2 разных вида в природе не могут скрещиваться и давать плодовитое потомство

2.5

Задание № 9 (Слайд № 18)

Какой из критериев является ведущим при различении следующих видов:
обыкновенная кукушка – глухая кукушка;
-Сформулируйте ответ в виде умозаключения

-Среди различных способов сохранения редких и исчезающих видов живых организмов (юридические меры защиты, разведение в неволе, криоконсервация генома и т.п.) специалисты самым эффективным считают территориальную охрану природы, то есть сохранение условий обитания живых организмов в заповедниках, национальных парках и других особо охраняемых природных территориях. Используя свои знания о критериях вида, аргументируйте эту точку зрения.

6б.

Если глухая кукушка отличается от обыкновенной по внешнему виду, а внешний вид является признаком морфологического критерия, следовательно, глухая кукушка отличается от обыкновенной по морфологическому критерию.

2.6

Задание № 10 (Слайд № 19)

-Сформулируйте определение понятия Вид, обобщив знания, полученные на уроке.


2б.

совокупность географически и экологически близких популяций, особи которых способны в природных условиях скрещиваться между собой и обладают общими морфофизиологическими признаками, и биологически изолированных от популяций других видов.



3.

3.1


Проверка знаний.

Выполните тестовое задание:


5б.


1-2

2-1

3-1

4-4

5-3


4.

Домашнее задание:

По учебнику § 39, вопросы после параграфа, термины.

Индивидуально:

1)Составьте 3 умозаключения по теме урока

2) Сообщение «Правда ли, что ворон — это муж вороны?»

3) Используя литературные источники, приведите конкретные примеры географического, экологического и этологического критериев









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск