Скачать 132.5 Kb.
|
Методическое обоснование проведения школьной декады Естественных дисциплин ( географии, биологи, химии, экологии) Углубить свои знания, потренироваться в их творческом применении учащиеся могут в ходе внеурочной работы. Предметные кружки и факультативы позволяют целенаправленно, углубленно изучать более узкие вопросы по предмету, выйти на практическое применение своих знаний через творческую, поисковую, исследовательскую работу. Проведение предметной декады, компонентами которой являются мероприятия, сочетающие в себе разнообразные формы внеурочной работы: вечера, конференции с отчетом исследовательской работы, смотры-конкурсы знаний по предметам через викторины и нестандартные уроки, позволяет приобщить учащихся к распространению знаний, продемонстрировать свои умения, навыки, защитить свои проекты, наработки, собранные в ходе поисковой, творческой и исследовательской деятельности. Каждый учитель- предметник по биологии, химии, географии и экологии в течение года организует и проводит исследовательскую работу с учащимися, а результаты работы в виде отчета представляют и защищают в ходе декады естественных дисциплин на конференциях, предметных мероприятиях. Чтобы проведение декады было поучительно и результативно, по классам распределяется поисковая, исследовательская работа по предметам. Учащимся 6-го класса- « Фенология на уроках географии», в течение года на факультативных занятиях. 7- го класса- « Лекарственные растения района» по биологии, в рамках летней полевой практики. 8- го класса- «Разработка и проведение экологического маршрута- тропы по описанию и исследованию экологического состояния берега озера Кривого от населенного пункта до летней рекреационной зоны отдыха» по экологии, в рамках летней полевой практики. 9-го класса - « Влияние Семипалатинского полигона на здоровье жителей Завьяловского района», в ходе работы экологического кружка в течение года. 10-го класса – Составление проекта « Село будущего», в течение года. Задачи декады естественных дисциплин
Функции декады естественных дисциплин 1. Образовательная: связана с расширением кругозора учащихся, с развитием познавательной активности и творческих способностей, основой которых служат специальные общеучебные знания, умения, навыки, полученные на уроках, кружках, факультативных занятиях по экологии, биологии,географии, химии. Образовательная функция предусматривает деятельный подход к внеклассной работе через разнообразные формы работы, которые являются одновременно и средствами обучения, и источниками знаний, развития интересов, а также способами, помогающими раскрыть учащимся свои творческие способности: -это исследовательская кружковая работа по экологии, биологии. географии, химии. - это регулярные экскурсии. - полевые практики. -опытно- экспериментальная работа на пришкольном участке. -экологические маршруты и тропы. -экологические десанты. -практические конференции. -нетрадиционные уроки. 2. Развивающая: подготовка и проведение декады должны обеспечивать развитие таких личностных особенностей, как наблюдательность, любознательность, инициативность участия с учетом возрастных , индивидуальных способностей и интересов учащихся. Именно с этой целью организуются поисковые, исследовательские формы работы, разные конкурсные и познавательные мероприятия. 3. Самообразовательная: связана с вооружением учащихся методами изучения основ наук, умениями наблюдать, описывать объекты природы, ставить простейшие опыты, овладевать приемами поисковой работы с дополнительной и справочной литературой, способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому 1 день Открытие недели естественных дисциплин
Тематика выставки: поисковая, творческая работа по классам: 10-е классы- « Женщины- ученые в летописи географии, биологии, экологии, химии.» 9-е классы- « О науках занимательно» ( составление ребусов, кроссвордов, криптограмм т.д.). 8-е классы- « Народная мудрость веков» 7-е классы – « Путешествие к народам мира» по географии. 5-6-е классы- конкурс фотографий и рисунков « Окно в природу». 5. В фойе вывешивается красочно оформленный почтовый ящик- Почта доверия, куда в течение предметной недели ребята школы отправляют отзывы, впечатления и предложения о проводимых декадных мероприятиях. 2 день: Открытых уроков Быть учителем и находиться на высоком уровне профессионализма- значит владеть искусствами развития и становления формирования личности и через системную образовательную единицу- урок и через неотъемлемую форму образования- внеклассную и внеурочную. Поэтому в ходе декады естественных дисциплин учителя –предметники не только организуют вместе с детьми конкурсные мероприятия, отчетные конференции, но и делясь передовым педагогическим опытом, показывают открытые уроки. Цель которых: 1. Развитие мотивов творческой профессиональной деятельности учителя. 2. Показ вариативных форм организации методической работы на уроке. 3. Использование инновационных технологий- как путь к повышению профессионального уровня и мастерства учителя.
3 день: Географии Своеобразие этого дня заключается в том, что привлекает школьников познавательной стороной, эмоциональностью, возможностью проявить себя. Включает в себя как индивидуальную, так и массовую работу по предмету. Таким образом с одной стороны подготовка и проведение дня Географии- это пропаганда географических знаний и привлечение к участию во внеурочной работе учащихся, с другой- возможность показать достижения ребят по предмету через поисковую, творческую, исследовательскую работу, через участие в смотрах-конкурсах, викторинах. В течение учебного года ведется целенаправленная практическая и исследовательская работа в 6-х классах с той целью, чтобы знания учащихся стали фундаментом практической деятельности . Так на уроках географии в 6-х классах ведутся систематические наблюдения и анализ погоды своей местности с выявлением закономерностей разного срока наступления времен года и явлений неживой природы. Параллельно этой практической работе ведется поисковая и исследовательская по теме «Фенологический календарь природы». В 9-х классах при изучении географии Алтайского края, ведется исследовательская работа по выявлению закономерностей размещения источников минеральной воды Алтайского края и Завьяловского района. В ходе декады естественных дисциплин на учебных конференциях идет защита этих работ. В начале этого дня в фойе вывешивается плакат с лозунгами, с высказыванием о географии.
Для 5-8х классов- Путешествие к народам мира. Для 9-11х классов – викторина « Знаешь ли ты свой край?» Для ее проведения выбирается группа учащихся, которые будут проводить информационную минутку и подводить итоги викторины.
« Надо знать свой край богатый. Каждый, это мой совет - будь немного краевед!»
« Фенологический календарь природы в жизни человека».
4 день: Химии Вся внеклассная работа по химии во время подготовки и проведения декады направлена на то, чтобы раскрыть перед учащимися связи между химическими знаниями и повседневной жизнью человека, проблемами, возникающими перед ним в различных ситуациях, обеспечения условий для саморазвития личности в процессе обучения и формирования опыта творческой деятельности. Для этого организуются разные активные формы деятельности учащихся, содержание работы которых включает как теоретический, так и прикладной материал, который раскрывает связь химии с различными сферами человеческой деятельности: « Химия и валеология» - поисковая работа для учащихся 8-х классов, « Химия и культура» - творческая работа для учащихся 9-х классов, «Химия и медицина» - исследовательская работа для учащихся 10-х классов, «Химия и промышленность» для учащихся 11-х классов. Особую роль в формировании практических навыков, при изучении химии, играет экспериментальная работа, организованная в доступной для каждой возрастной группы учащихся форме. Здесь постановка познавательных проблем и их решение в ходе эксперимента повышает мотивацию изучения химии. В ходе проведения декады естественных дисциплин в день, посвященный химии, учащиеся не только участвуют в разных конкурсах, предметных мероприятиях, но и сами организуют и проводят защиту своих экспериментальных и исследовательских наработок. 5 день: Биологии Особая роль в формировании познавательной самостоятельности учащихся в школе отводится внеурочной практической работе по биологии. Направления работы самые разные:
Такое изучение лекарственных трав повышает общеботаническую грамотность учащихся. Они учатся различать виды растений, получают практические навыки по заготовке сырья, узнают, как растения используются в домашних условиях и в медицине. Можно ли выращивать лекарственные растения в домашних условиях, проводя опыты на пришкольном участке. В начале дня в фойе школы вывешивается плакат с лозунгами ,высказываниями « Биология и жизнь».
« Лекарственные растения в окрестностях села», организуют викторину, конкурсы, а также фито-бар на основе лекарственных сборов.
« Три ступени, ведущие вниз» в два этапа:
« Осенний балл». 6 день: Экологии Экологическое образование в нашей школе ведется в течение всего года. Это и урочная форма работы в 8,9х классах по программе Пасечника, Криксунова, и внеурочная форма с разными направлениями работы:
- Учащиеся 10-х классов проводят исследовательскую работу « Анализ воды Завьяловского района». - Учащиеся 8,9-х классов в рамках летней практики разрабатывают экологический маршрут « Исследование экологического состояния окружающей среды побережья озера Кривого от населенного пункта до летней туристической рекреационной зоны отдыха.» Цель маршрута не только составить описание экосистем местности , но и исследовать побережье озера в разных его частях: в черте села, в степной полосе, в зоне отдыха. Проследить, как и почему изменяется прозрачность, мутность, цвет, запах, наличие фауны и флоры, температура воды. Сделать вывод о степени антропогенного влияния человека в черте села, в степной полосе и в туристической зоне отдыха, особенно в летнее время. Такая исследовательская деятельность способствует воспитанию у школьников инициативы, добросовестного отношения к эксперименту, раскрытию творческих способностей, увеличению интереса к экологическим проблемам школьного участка и родного села. Учащиеся на практике применяют полученные теоретические знания, учатся планировать и проводить опыты, вносить в работу необходимые коррективы, анализировать и оформлять результаты, увидеть и проследить причинно-следственные связи в системе- « Человек- общество- природа», а также научиться прогнозировать последствия воздействия человека на природу, наметить пути решения. В начале дня вывешивается в фойе школы плакат с призывами, лозунгами об экологии окружающей среды.
который в течение дня проводит рейд и конкурс « Зеленый уют школы» с подведением итогов конкурса.
го клуба организуют и проводят поучительное экологическое мероприятие « Путешествие в витаминную кладовую». Ребята не только в занимательной форме рассказывают о пользе витаминов, содержащихся в разных продуктах питания, но и проводят конкуры, викторину, инсценируют разные ситуации.
- Учащиеся 8-х классов оформляют книжку- раскладушку и защищают свою исследовательскую работу на тему « Исследование экологического состояния окружающей среды побережья озера Кривого от населенного пункта до рекреационной зоны отдыха». - Учащиеся 9-х классов защищают разработанные проекты « Мое село будущего» с точки зрения экологического состояния среды села. - Учащиеся 10-х классов защищают исследовательскую работу « Анализ и исследование качества питьевой воды села Завьялова». Итоговый день Проводится линейка на подведение итогов проведения предметной декады, посвященной географии, экологии, биологии, химии. Вручаются почетные грамоты и сувениры учащимся, которые приняли наиболее активное участие в исследовательской работе, в проведении и участии в декадных мероприятиях, конкурсах. Зачитываются отзывы и предложения ребят из почтового ящика доверия. |