Скачать 0.54 Mb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету " Окружающий мир" учителя начальных классов Толстопятых Людмилы Егоровны для 2 «Б» класса предмет " Окружающий мир " образовательная область "Обществознание и естествознание (окружающий мир)" 2013 год Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе авторской программы А.А.Плешаков «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ УМК «Школа России» 1-4 классы М.: Просвещение, 2011г. Научный руководитель УМК А.А.Плешаков.) Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациям инструктивно-методического письма департамента образования Белгородской области, Белгородского института развития образования «О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС в Белгородской области в 2013-2014 учебном году», учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ «ООШ №8». Общие цели начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир»: 1)понимание учащимися особой роли России в мировой истории; 2) воспитание у детей чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы. Рабочая программа обеспечена следующим методическим комплексом: Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /А.А.Плешаков. – 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012.- 95с.: ил. – (Школа России). Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. / А.А.Плешаков—М.: Просвещение, 2012. – (Школа России). В рабочую программу не внесены изменения. Содержание и последовательность тем рабочей программы соответствует авторской. Формы организации учебного процесса – урок, неурочные формы – проекты, экскурсии, практические работы. Общая характеристика учебного предмета Целями изучения предмета «Окружающий мир» являются:
Основными задачами реализации содержания предмета являются: – формирование уважительного отношения к семье, к России, природе, культуре, истории и современной жизни; – осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; – формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни; – формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлении природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творчески е задания. Проводятся дидактические ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов явлений окружающего мира. для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. Описание места учебного предмета в учебном плане Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Предмет «Окружающий мир» входит в область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)», изучается 68 ч (2 раза в неделю).
Учебно-методический комплект: 1. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. 2. А.А.Плешаков. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012. 3. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. 4. А.А.Плешаков. Зелёные страницы. Книга для обучающихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2012. Урок является основной формой организации учебного процесса для решения задач данной программы. Текущий контроль осуществляется в форме контрольных и тестовых работ, устного опроса. С целью оптимизации учебной деятельности второклассников используются следующие формы организации учебного процесса: индивидуальные, парные, групповые, а также нетрадиционные формы проведения урока. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Контрольные работы II четверть Контрольная работа (тест) по теме «Природа» Вариант 1 А1. Что относится к живой природе? 1 – вулкан 3 – дуб 2 – сосулька 4 – звезда А2. Что является осадками? 1 – дождь 3 – ветер 2 – гололёд 4 – метель А3. Сколько созвездий в зодиаке? 1 – девять 3 – двенадцать 2 – десять 4 – пятнадцать А4. Как ты можешь помочь в охране воздуха? 1 – меньше дышать 3 – не ездить в автобусе 2 – высаживать деревья 4 – бороться с браконьерами А5. Какое растение является кустарником? 1 – клён 3 – репейник 2 – кедр 4 – смородина А6. Что называют невидимыми нитями природы? 1 – паутину в лесу 3 – грибницу 2 – корни деревьев 4 – связи в природе А7. Какое домашнее животное даёт человеку шерсть? 1 – кошка 3 – курица 2 – овца 4 – корова А8. Почему Красная книга одета в красный переплёт? 1 – это красиво 2 – это сигнал опасности 3 – это сигнал того, что животные и растения спасены 4 – красный цвет выбран случайно В1. Какого явления природы не бывает весной? 1 – таяния снега 3 – листопада 2 – грозы 4 – снегопада В2. Как нельзя использовать реки? 1 – для получения электроэнергии 2 – для купания 3 – для мытья машин 4 – для полива растений В3. Какое животное здесь лишнее? 1 – страус 3 – синица 2 – орёл 4 – белка С1. Каких животных кормят шишки с семенами? 1 – белку 3 – мышь 2 – синицу 4 – ежа С2. О каких растениях и животных рассказывают страницы Красной книги? 1 – об исчезающих 3 – о красивых 2 – об ископаемых 4 – о восстановленных Вариант 2 А1. Что не относится к явлениям природы? 1 – буран 3 – полив растений 2 – гром 4 – осадки А2. Какое сезонное природное явление относится к осени? 1 – цветение растений 3 – образование сосулек 2 – морозы 4 – листопад А3. Что образуют полевой шпат, кварц и слюда? 1 – мрамор 3 – известняк 2 – гранит 4 – кремень А4. Чтобы беречь воду, нужно: 1 – закрывать кран 3 – не купаться в реке 2 – реже мыть руки 4 – меньше пить А5. Какое животное относится к рыбам? 1 – щука 3 – утка 2 – пингвин 4 – лягушка А6. Какой кустарник является культурным? 1 – акация 3 – смородина 2 – орешник 4 – калина А7. Какой водой надо поливать комнатные растения? 1 – горячей 3 – кипячёной 2 – холодной 4 – комнатной температуры А8. Собак какой породы используют пограничники? 1 – лайка 3 – восточноевропейская овчарка 2 – спаниель 4 – болонка В1. Что не является признаком живых организмов? 1 – они дышат 3 – они думают 2 – они питаются 4 – они растут В2. Как называется наука о погоде? 1 – метеорология 3 – биология 2 – экология 4 – математика В3. Какого цвета воздух? 1 – белого 3 – бесцветный 2 – голубого 4 – серого С1. Какое утверждение верное? 1 – Тело птиц покрыто перьями. 2 – У зверей две конечности. 3 – У насекомых четыре пары ног. 4 – Тело рыб покрыто шерстью. С2. Из каких культурных растений пекут хлеб? 1 – из овса 3 – из гречихи 2 – из ячменя 4 – из пшеницы III четверть Контрольная работа (тест) по теме «Жизнь города и села» Вариант 1 А1. Кто работает в торговле? 1 – продавец 3 – сталевар 2 – врач 4 – учитель А2. Что делают из металла? 1 – ткань 3 – книги 2 – автомобили 4 – мебель А3. Какая техника нужна для строительства дома? 1 – бетономешалка 3 – троллейбус 2 – каток 4 – поливальная машина А4. К какому виду транспорта относится такси? 1 – к грузовому 3 – к специальному 2 – к пассажирскому 4 – к спортивному А5. Что относится к учреждениям культуры? 1 – школа 3 – больница 2 – театр 4 – милиция А6. Кто в работе использует грим, костюмы, сцену? 1 – учёный 3 – повар 2 – учитель 4 – актёр А7. Какие сезонные изменения происходят в природе зимой? 1 – птицы улетают в тёплые края 2 – деревья сбрасывают листву 3 – осадки выпадают в виде снега 4 – звери выводят детёнышей А8. Какое дерево кормит зимой снегирей? 1 – ель 3 – рябина 2 – сосна 4 – дуб В1. Какая машина роет котлован для фундамента? 1 – экскаватор 3 – самосвал 2 – подъёмный кран 4 – бетономешалка В2. К какому виду транспорта относятся паром, теплоход, катер? 1 – к воздушному 3 – к водному 2 – к наземному 4 – к подземному В3. Где работает ткачиха? 1 – в школе 3 – на фабрике 2 – в больнице 4 – в столовой С1. Что может быть выставлено в музеях? 1 – клетки с животными 3 – чучела животных 2 – живые цветы 4 – конфеты С2. На чём писали в древние времена? 1 – на песке 3 – на воде 2 – на папирусе 4 – на шёлке Вариант 2 А1. Кто работает в сельском хозяйстве? 1 – конструктор 3 – доярка 2 – актёр 4 – товаровед А2. Что делают из глины? 1 – бумагу 3 – кирпич 2 – одежду 4 – инструменты А3. Какая техника нужна для поднятия грузов на высоту? 1 – экскаватор 3 – самосвал 2 – подъёмный кран 4 – бульдозер А4. Какой автомобиль относится к специальному виду транспорта? 1 – метро 3 – машина скорой помощи 2 – самолёт 4 – автобус А5. Что относится к образовательным учреждениям? 1 – университет 3 – выставка 2 – больница 4 – музей А6. Что необходимо для работы повару? 1 – нитки 3 – сито 2 – микроскоп 4 – указка А7. Какого явления природы не бывает зимой? 1 – снегопада 3 – радуги 2 – замерзания рек 4 – морозов А8. Чем питаются лоси и зайцы? 1 – травой под снегом 3 – опавшими листьями 2 – корой молодых деревьев 4 – хвоей В1. Что не нужно на стройке? 1 – автокран 3 – бульдозер 2 – землеройная машина 4 – комбайн В2. Какое транспортное средство здесь лишнее? 1 – паровоз 3 – пароход 2 – теплоход 4 – баржа В3. Кто не работает в кафе? 1 – официант 3 – стоматолог 2 – повар 4 – буфетчик С1. Кто работает в учреждениях культуры? 1 – кондитер 3 – кондуктор 2 – конструктор 4 – режиссёр С2. Люди какой профессии могут работать и в городе, и в селе? 1 – учитель 3 – инженер 2 – агроном 4 – доярка Контрольная работа (тест) по теме «Здоровье и безопасность» Вариант 1 А1. Как называется часть тела человека, в которой располагаются внутренние органы? 1 – конечности 3 – шея 2 – туловище 4 – голова А2. Что может быть одно на всю семью? 1 – носовой платок 3 – зубная щётка 2 – мыло 4 – расчёска А3. Какое утверждение верное? 1 – Дорогу можно переходить на зелёный сигнал светофора. 2 – Если нет светофора, дорогу переходить нельзя. 3 – По зебре дорогу можно переходить на любой сигнал светофора. 4 – Если есть знак перехода, то можно не смотреть на дорогу. А4. Какими предметами в доме можно играть детям? 1 – острыми 3 – кубиками 2 – электрическими 4 – лекарствами А5. По какому телефону вызывают пожарных? 1 – 04 3 – 03 2 – 02 4 – 01 А6. Найди неверное утверждение. 1 – Купаться в водоёме нужно под присмотром взрослых. 2 – Нельзя купаться в незнакомом месте. 3 – В холодной воде купаться нельзя. 4 – На пляж можно ходить без взрослых. А7. Что делать, если не можешь определить гриб? 1 – положить в корзинку 2 – попробовать на вкус 3 – не брать 4 – понюхать А8. Кому можно открыть дверь, если ты дома один? 1 – милиционеру 3 – почтальону 2 – слесарю 4 – маме или папе В1. Как часто надо чистить зубы? 1 – через час 3 – два раза в день 2 – один раз в день 4 – после еды В2. Чего нельзя делать, если почувствовал запах газа? 1 – открывать окно 3 – звонить по телефону 04 2 – включать свет 4 – проверять, закрыты ли краны на плите В3. Какое животное может быть опасно для человека? 1 – змея 3 – лиса 2 – лягушка 4 – ёж С1. Что делать, если потерял родителей в незнакомом месте? 1 – стоять там, где потерял родителей 2 – пойти с любым человеком, который предложит тебе помощь 3 – пытаться найти дорогу домой самому 4 – громко кричать, не обращая внимания на окружающих С2. Какие органы входят в отделы «внутренней кухни» человека? 1 – желудок 3 – сердце 2 – ухо 4 – лёгкие Вариант 2 А1. Как называется орган дыхания человека? 1 – лёгкие 3 – сердце 2 – желудок 4 – грудь А2. Как должен падать свет при письме? 1 – слева 3 – сверху 2 – справа 4 – со всех сторон А3. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? 1 – на зелёный 2 – на жёлтый и зелёный 3 – на все, если есть зебра 4 – на все, если это перекрёсток А4. По какому телефону надо звонить, если в квартире что-то загорится? 1 – 01 3 – 09 2 – 02 4 – 03 А5. Что обязательно нужно сообщить, когда вызываешь пожарных? 1 – свой рост 3 – причину возникновения пожара 2 – свой адрес 4 – свой возраст А6. Что можно делать в воде? 1 – удерживать своего друга в воде 2 – переворачивать матрас 3 – спокойно плавать с товарищем 4 – перегибаться через край лодки А7. Какая ягода ядовитая? 1 – волчье лыко 3 – брусника 2 – черника 4 – клюква А8. В каком случае можно пойти с незнакомым человеком? 1 – если он просит показать дорогу 2 – если он пришёл по поручению мамы 3 – если он приглашает покататься 4 – ни в каком случае В1. Почему надо мыть руки часто? 1 – чтобы сохранить кожу 2 – чтобы руки были красивыми 3 – чтобы не заболеть 4 – чтобы не расстраивать родителей В2. Что при возгорании нельзя заливать водой? 1 – мебель 3 – одежду 2 – электроприборы 4 – шторы В3. Что делать, если пчела залетела в комнату? 1 – поймать её 3 – махать руками 2 – открыть окно 4 – бегать по комнате С1. Что делать, если гроза застала тебя в лесу? 1 – встать под высокое дерево 2 – выйти на открытое место 3 – спрятаться в кустарнике 4 – купаться в реке С2. Чем опасны незнакомые водоёмы? 1 – там могут быть опасные ямы и течения 2 – там живут рыбы 3 – там купаются незнакомые люди 4 – там песчаное дно Контрольная работа (тест) по теме «Общение» Вариант 1 А1. Кто не является членом семьи? 1 – брат 3 – внук 2 – бабушка 4 – друг А2. Для чего дети ходят в школу? 1 – отдыхать 3 – получать знания 2 – играть 4 – общаться с друзьями А3. Каких помещений не бывает в школе? 1 – столовой 3 – учебных кабинетов 2 – парикмахерской 4 - медпункта А4. Что нужно сказать при встрече с учителем? 1 – здравствуйте 3 – привет 2 – благодарю 4 – как дела? А5. Кого надо пропустить в дверь первым? 1 – друга 3 – маму 2 – брата 4 – папу А6. Что можно подарить девочке на день рождения? 1 – мамины бусы 3 – ненужную книгу 2 – старую игрушку 4 – цветы А7. Что нельзя брать в театр и кинотеатр? 1 – животных 3 – бинокль 2 – программку 4 – очки А8. Как невежливо вести себя в театре после спектакля? 1 – тихо уйти 3 – кричать «браво» 2 – аплодировать 4 – дарить цветы В1. Какие обязанности в семье есть у детей? 1 – помогать взрослым по дому 2 – помогать зарабатывать деньги 3 – вместе отдыхать 4 – готовить ужин В2. Какие обязанности в школе не надо выполнять учащимся? 1 – дежурить по классу 3 – ходить на родительские собрания 2 – учиться 4 – выполнять правила поведения В3. Какой кусок торта надо взять с блюда? 1 – самый красивый 3 – самый большой 2 – самый крайний 4 – самый вкусный С1. В каких школьных кабинетах нужно соблюдать особые правила безопасности? 1 – в кабинете химии 3 – в кабинете истории 2 – в кабинете математики 4 – в кабинете русского языка 3 – пытаться найти дорогу домой самому 4 – громко кричать, не обращая внимания на окружающих С2. Укажи сказку о дружной семье. 1 – «Репка» 3 – «Кот в сапогах» 2 – «Золушка» 4 – «Колобок» Вариант 2 А1. Кто должен делать уборку в доме? 1 – мама 3 – дети 2 – бабушка 4 – вся семья А2. Кто не работает в школе? 1 – врач 3 – директор 2 – учитель 4 – инженер А3. Какого правила поведения в школе не существует? 1 – если прозвенел звонок, надо идти на урок 2 – нельзя мусорить в школе 3 – на переменах можно бегать по коридору 4 – на уроке нельзя мешать учителю и одноклассникам А4. Что нужно говорить после обеда? 1 – извините 3 – пока 2 – до свидания 4 – спасибо А5. Что нужно сделать сначала, позвонив по телефону? 1 – извиниться 3 – попросить позвать того, кому звонишь 2 – поздороваться 4 – спросить, с кем ты говоришь А6. Что можно делать во время киносеанса? 1 – вскакивать с места 3 – выйти, извинившись 2 – разговаривать 4 – махать руками А7. Что не является самым ценным в дружбе? 1 – обмен игрушками 3 – любовь и уважение друг к другу 2 – согласие 4 – взаимная помощь А8. Как поступить, если подарок не понравился? 1 – отдать назад 3 – поблагодарить 2 – обидеться 4 – выбросить В1. Чего дети не должны делать? 1 – мыть посуду 3 – делать ремонт 2 – пылесосить 4 – ходить в магазин В2. Что невежливо делать за столом? 1 – отламывать кусочек хлеба 2 – есть курицу руками 3 – читать 4 – вынимать ложку из чашки В3. Что опасно делать в метро? 1 – подходить к краю платформы 2 – ехать на эскалаторе 3 – проходить через турникет 4 – ехать в вагоне стоя С1. Какое «волшебное» слово из рассказа В.Осеевой помогло мальчику? 1 – здравствуй 3 – до свидания 2 – спасибо 4 – пожалуйста С2. Кому не нужно уступать место в общественном транспорте? 1 – пожилым людям 3 – пассажирам с детьми 2 – инвалидам 4 - одноклассникам IV четверть Контрольная работа (тест) по теме «Путешествия» Вариант 1 А1. Какой стороны горизонта не существует? 1 – севера 3 – восхода 2 – юга 4 – запада А2. Какой конец стрелки компаса должен совпадать с буквой С? 1 – любой 3 – красный 2 – синий 4 – чёрный А3. Как называются небольшие возвышения на равнинах? 1 – горы 3 – овраги 2 – холмы 4 - балки А4. Что называют устьем реки? 1 – начало реки 2 – место впадения в другую реку или море 3 – реку, которая впадает в другую реку 4 – самое узкое место реки А5. Где на карте показан север? 1 – вверху 3 – слева 2 – внизу 4 – справа А6. Почему Москва является главным городом нашей страны? 1 – он самый красивый 2 – он самый большой 3 – он находится в центре страны 4 – в нём находятся президент и правительство А7. Как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой? 1 – страны 3 – океаны 2 – материки 4 – острова А8. Укажи материк, на котором расположена наша страна. 1 – Австралия 3 – Южная Америка 2 – Евразия 4 – Африка В1. Какая сторона горизонта показана на компасе между буквами Ю и З? 1 – север 3 – юго-запад 2 – восток 4 – северо-восток В2. Как можно укрепить склон оврага? 1 – посадить кусты 3 – посыпать песком 2 – посеять траву 4 – покрыть асфальтом В3. Где живут белые медведи? 1 – на Кавказе 2 – на побережье Северного Ледовитого океана 3 – на Дальнем Востоке 4 – в Уральских горах С1. Какие объекты не обозначены на карте? 1 – горы 3 – реки 2 – дома 4 – острова С2. Какое название относится к морям России? 1 – Чёрное 3 – Ладожское 2 – Байкал 4 – Средиземное Вариант 2 А1. Что определяют с помощью компаса? 1 – расстояние 3 – температуру воды 2 – стороны горизонта 4 – виды осадков А2. Как называются большие участки суши, имеющие ровную или почти ровную поверхность? 1 – холмы 3 – овраги 2 – равнины 4 – горы А3. Что не относится к водоёмам? 1 – река 3 – бассейн 2 – озеро 4 – ручей А4. Как называют начало реки? 1 – приток 3 – исток 2 – устье 4 – рукав А5. Какая сторона горизонта показана на карте слева? 1 – север 3 – запад 2 – юг 4 – восток А6. Кто основал Санкт-Петербург? 1 – Юрий Долгорукий 3 – Дмитрий Донской 2 – Иван Третий 4 – Пётр Первый А7. На сколько океанов делится Мировой океан? 1 – на три 3 – на пять 2 – на четыре 4 – на шесть А8. Какая страна носит то же самое название, что и материк? 1 – Соединённые Штаты Америки 3 – Австралия 2 – Россия 4 – Великобритания В1. В какую сторону надо выходить из леса, если заходил в него, двигаясь на север? 1 – на север 3 – на восток 2 – на запад 4 – на юг В2. Найди неверное утверждение. 1 – Весной птицы вьют гнёзда. 2 – Весной река освобождается ото льда. 3 – Весной появляются проталины. 4 – Весной птицы улетают на юг. В3. Что на карте показано зелёным цветом? 1 – низменности 3 – возвышенности 2 – горы 4 – вся суша С1. Людям какой профессии необходим компас? 1 – морякам 3 – врачам 2 – учителям 4 – парикмахерам С2. В какую сторону дует северный ветер? 1 – на север 3 – на запад 2 – на юг 4 – на восток Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе окружающим людям. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понятие особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2)сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3)осознание целостности окружающего мира. освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Содержание программы учебного предмета Где мы живем Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Природа Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе. Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и травотработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка. Жизнь города и села Город, где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. Промышленные предприятия своего города. Строительство в городе. Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села. Культура и образование в нашем крае: музеи, школы, вузы и т. д. Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города. Здоровье и безопасность Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т.д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: отработка правил перехода улицы. Общение Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: отработка основных правил этикета. Путешествия Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе. Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты. Содержание программы представлено следующими разделами: 1. Где мы живём? (4 ч) 2. Природа (20 ч) 3. Жизнь города и села (10 ч) 4. Здоровье и безопасность (9 ч) 5. Общение (7 ч) 6. Путешествия (18 ч) |