Скачать 72.07 Kb.
|
Тема: «Природа и ее сезонные изменения». Цели: обучающие: сформировать представления о сезонных изменениях в природе, акцентировать внимание на признаках разного времени года; Развивающие: учиться делать выводы из наблюдений, уметь работать с информацией, предложенной в виде рисунка; Воспитывающие: любовь к природе, бережное отношение ко всему живому, самостоятельность, взаимоуважение, отзывчивость. Вид урока: урок усвоения новых знаний. Форма: урок с использованием ИКТ. Оборудование: презентация, таблицы с названием 12 месяцев, иллюстрации к 12 месяцам, бумажные куклы Маша и Миша, комплекты одежды для кукол, таблица «На кормушке», набор открыток «Зимующие и перелетные птицы» , веточки сирени, календарь с рисунками. УУД. Личностные: планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и оценку ее результатов; ценить и принимать ценности «РОДИНА», «природа». Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться; слушать и понимать речь других; участвовать в работе в паре. Сотрудничать с учителем и одноклассниками. Ход урока. 1Организационный момент. 1- Ребята, у нас гости, чтобы урок прошел с пользой, дружно, весело, подарим гостям и друг другу улыбки и произнесем наш девиз: Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно! 2 Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока. Слайд №1. -Ребята, взгляните на экран. Что необычного в этой фотографии? (сразу все 4 времени года). Гостьи к нам пришли: седая, А за нею – молодая, Третья ярко расцветает, А четвертая рыдает. (Зима, весна, лето, осень) Верно. Отгадайте, о каком времени года идет речь? Дел у меня не мало – Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома Зовут меня … (Зима) Слайд № 2 Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня … (Весна) Слайд №3. Песен полон лес и крика, Брызжет соком земляника, Дети плещутся в реке, Пляшут пчелки на цветке… Как зовется время это? Угадать нетрудно … (Лето) Слайд №4. Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен И ёлочек. Я … (Осень) Слайд №5 - Что объединяет все слова-отгадки? -Сегодня на уроке мы рассмотрим сезонные изменения в природе в разное время года. Слайд №6. Изучение нового материала. Деятельность обучающихся по теме урока. 1 работа с учебником. -Откройте учебники по закладке, рассмотрите рисунки. -Что объединяет эти рисунки? (На них изображена местность одна и та же в разное время года). -Что вы видите на рисунках? (На переднем плане реку, поле, березу, кустарники, зайца. На заднем плане - лес, небо, солнце). -Чем отличаются рисунки? (Рисунки показывают одну местность в разное время года). -Поставьте фишку желтого цвета на рисунок, изображающий осень. Проверь как это задание выполнил сосед. Работа в паре : расскажите друг другу какие приметы осени увидел. (Пожелтела листва, листопад, улетают птицы, идет уборка урожая на поле, заяц стал серо-белым). -- А почему лиственные деревья и кустарники осенью сбрасывают листву? (Если бы не сбросили листья, то от тяжести сломались бы ветки дерева. И ещё. Что происходит с листком дерева за период его жизни? Весной на ветвях появляются молодые листочки. Они растут, и испаряют много влаги. А зимой вода в почве замерзает. Не могут корни её выкачать. Если дерево не сбросит листья на зиму, то засохнет от излишнего испарения. И ещё. За лето в листьях откладывается много вредных веществ, из-за чего листья даже меняют цвет). - Всё лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях соки на зиму. Соки дерева становятся густыми-густыми, и движение соков замедляется. Дерево словно бы засыпает. Создав запас такого питания, дерево готово выдержать небольшие морозы. Первые морозы закаляют его, сок дерева делается ещё гуще. И деревья впадают в настоящую спячку. Чем холоднее, тем глубже спячка (покой) у деревьев. -- Все ли деревья остаются на зиму без листьев? (Нет. Хвойные деревья не сбрасывают листву) - Почему ель, сосна не сбрасывают свои хвоинки? (они кожистые с острыми кончиками, не боятся мороза, снег по ним скользит и падает на землю, не задерживаясь на ветвях). Но оказывается, что, когда листья сброшены, дерево всё равно не остается без листьев. Маленькие зачатки листка спрятаны в почках на веточках. -Возьмите веточку сирени, рассмотрите почки, раскройте одну. Что вы увидели? -А почему заяц стал серо-белым? Когда происходит линька? У каких животных еще наблюдаем смену цвета и густоты шерсти? - Назовите осенние месяцы. На доске открываем названия месяцев. Слайд 7. 2 Физкультминутка Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят, Как они тихо садятся, покажем – Руки сложили назад, 3 Зима. Вернемся к иллюстрации учебника. Поставьте фишку белого цвета на рисунок, где зима. А как вы догадались ,что это художник нарисовал зиму? (Река покрыта льдом, поле запорошено снегом, заяц в белой шубке). -Обратите внимание на высоту солнца в разное время года. Когда оно высоко в небе? (Летом). _А когда низко? (Зимой). -Вспомните какие летом по продолжительности дни и ночи? А зимой? _ Чем выше солнце, тем лучше его лучи согревают землю. Чем ниже солнце, тем меньше тепла, потому что его лучи как бы скользят на поверхности земли, плохо ее согревая, становиться холоднее. _А какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы. (На доске, слайд 8). -Чем больше снега, тем для растений лучше. Под снегом не бывает сильного мороза. Снежная шуба защищает землю от зимней стужи. -Какие явления природы можно наблюдать зимой? (Гололедица, снегопад, морозы, метели). - А для птиц это самое тяжелое время года- холодно и голодно. Вы все сделали дома кормушки и помогаете птицам. Это замечательно. - Посмотрите на эту кормушку, как вы думаете, а всех ли этих птиц мы можем увидеть зимой? (Ласточка, соловей, кукушка) -Как мы называем птиц, улетающих осенью в теплые края? -А тех что зимуют с нами? 4 Весна. -На каком рисунке весна? Положите фишку зеленого цвета. Докажите. (Грачи на пашне, молодая листва, на поляне маленький зайчик, семья грачей строит гнездо). - Назовите весенние месяцы. (На доске, комментировать слайд №9) _ Март называют весной света: день длиннее, на деревьях еще нет листвы -везде много света. На проталинках появляются вестники весны : подснежники. - Апрель- месяц воды. На реках начинается ледоход, а затем в низких местах бывает половодье. Об этих явлениях природы мы будем говорить немного позднее. - Май называют месяцем травы. Много свежей, сочной зелени. - Весной у всех много забот: птицы строят и чинят гнезда, откладывают яйца, у животных появляется потомство. Все радуется солнцу, теплу. 5 Лето. -На рисунок лета положите красную фишку. По каким признакам вы узнали лето? (У деревьев пышная зеленая крона, зайка подрос, стал бурым, на поле зреет урожай). - Вспомните названия летних месяцев. Слайд № 10. На доске названия и рисунки. - Лето называют красным, что значит красивым, добрым, теплым. И действительно, лето самое теплое время года. Созревают ягоды, фрукты, овощи, зерновые на полях. Идут теплые благодатные дожди. В солнечный день появляется радуга после дождя. 6 Физминутка. Дождик, дождик, дождик лей! Нам с тобою веселей. Не боимся сырости- Только больше вырастим. Закрепление изученного. 1 Игра « Когда это бывает?» _ Ребята, прочтите текст и определите когда это бывает. Это время года самое жаркое. На полях колосится зерно, готовится к сбору урожая. На лугах заготавливается сено для скота. Солнце стоит высоко. Дни очень длинные, а ночи короткие. На улице можно носить лёгкую одежду. Птицы вьют гнездо для птенцов и откладывают яйца. Часто можно купаться. В саду созревает клубника, малина. На клумбах цветут цветы. - Конечно, это лето. Дни становятся короче ночей; на улице промозгло и сыро. Часто идёт дождь, по утрам долго стоит туман. Иногда дует сильный ветер, который ломает деревья. Листья на деревьях и кустах желтеют и опадают. Большинство наших птиц улетает в тёплые края. Крестьяне заканчивают сбор урожая. В садах собирают фрукты и овощи. Всё готовится к зиме. 2 - Верно, осень. Перед вами куклы Маша и Миша.1 группа оденет Машу в летний наряд, а 2 группа Мишу в осенний наряд. - Молодцы. Теперь я почитаю, а вы догадаетесь и подберете куклам соответствующую одежду. Дни становятся длиннее. Солнце начинает пригревать. Снег тает. На лугах и полях появляются проталины. Реки наполняются водой и ломают лёд. Перелётные птицы возвращаются. Трава проклёвывается. Деревья покрываются листвой. Весёлый зов кукушки слышен из леса. Пастух выгоняет стадо на свежую траву. Везде новая жизнь. (Весна) В это время года дни короткие, а ночи длинные. Солнце стоит низко и греет мало. Земля покрыта снегом. Реки и озёра стоят во льду. Перелётные птицы улетели в тёплые края, только вороны, сороки, синицы и воробьи перелетели к нам поближе. В тёплую погоду, когда снег становится мягким, дети любят лепить снеговиков и кататься с горки. (Зима). Рефлексия. - Что нового узнали? - Вспомните времена года. Назовите явления природы по сезонам. - Кто получил удовлетворение от своей работы? - Если вы полностью довольны уроком, считаете ,поработали в полную силу, отлично все поняли, поднимите солнышко. - Если вы можете работать активнее или что-то не поняли, то возьмите солнышко, закрытое тучкой. - Если вы ничего не поняли и вам понадобиться помощь учителя, то тучку. - Спасибо. Домашнее задание. Нарисуйте свое любимое время года. |