Рабочая программа по географии 7 класс.
Преподаватель: Кисленко С.А.
| автор
| название
| Издательство/ год издания
| Утверждено/рекомендовано
| программа
| И.В.Душина
| География материков и океанов
| М.:Дрофа, 2010
| Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
| учебник
| В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
| География материков и океанов, 7 класс
| М.:Дрофа, 2008
| Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
| Программа курса географии 7 класса рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (1998г), рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Основные цели и задачи курса:
– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Планируемые результаты обучения.
Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Практические работы 7 класс
| 1
|
| Составление таблицы «Этапы географических открытий»
| 2
| оценочная
| Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах.
| 3
|
| Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет.
| 4
|
| Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.
| 5
| оценочная
| Анализ схем круговоротов веществ и энергии
| 6
|
| Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения. Направления миграции людей
| 7
| оценочная
| Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов экспедиций по акватории океанов.
| 8
|
| Сравнительная характеристика природы двух океанов
| 9
| оценочная
| Определение географических координат крайних точек, протяженности материка в градусах и километрах.
| 10
|
| Нанесение на карту форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
| 11
|
| Описание климата одного из городов Африки по климатическим картам
| 12
|
| Определение причин разнообразия природных зон материка.
| 13
|
| Описание стран Африки по плану
| 14
| оценочная
| Сравнение географического положения Австралии и Африки
| 15
|
| Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка
| 16
| оценочная
| Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки
| 17
|
| Сравнительное описание рек Африки и Южной Америки по плану
| 18
| оценочная
| Описание страны Южной Америки по плану
| 19
| оценочная
| Сравнение природы Арктики и Антарктики.
| 20
| оценочная
| Составление туристического приглашения в одну из стран Северной Америки
| 21
| оценочная
| Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки
| 22
| оценочная
| Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40й параллели
| 23
|
| Обозначение на контурной карте стран, сгруппированных по разным признакам
| 24
| оценочная
| Комплексное описание одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии
| 25
|
| Работа на местности по изучению природных комплексов
| 26
| оценочная
| Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.
| Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.
Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.
В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.
Учебник: . В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
Атлас: География материков и океанов, с комплектом контурных карт 7 класс, 2010 год
География. Тесты. 6-9 классы. Волгоград, Издательство: «Учитель» 2009
Яковлева Н.В., Моргунова А.Б. и др. География 6-11 классы. Уроки учительского мастерства. Волгоград, Издательство: «Учитель» 2009
Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 7 класс , М. Просвещение, 1997 год
Лисовский Э.Л. Дидактические карточки-задания по физической географии. 7 класс, Москва 1997
Календарно – тематическое планирование по географии. 7 класс
№ урока
| № урока в теме
| Дата
| Тема урока
| Практические работы
| Введение (4 часа)
| 1
| 1
|
| Что изучают в курсе географии материков и океанов
|
| 2
| 2
|
| Как люди открывали и изучали Землю
| Практическая работа №1
| 3
| 3
|
| Карты материков и океанов
|
| 4
| 4
|
| Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах.
| Практическая работа №2
| Главные особенности природы Земли (9 часов)
| 5
| 1
|
| Происхождение материков и океанов
| Практическая работа №3
| 6
| 2
|
| Определение взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и размещением полезных ископаемых
|
| 7
| 3
|
| Распределение температуры воздуха и осадков на Земле.
|
| 8
| 4
|
| Мировой океан, его роль.
| Практическая работа №4
| 9
| 5
|
| Жизнь в океане.
|
| 10
| 6
|
| Географическая оболочка – крупнейший природный комплекс
|
| 11
| 7
|
| Природные комплексы суши и океана, их строение и разнообразие.
| Практическая работа №5
| 12
| 8
|
| Древняя Родина человека. Пути расселения.
| Практическая работа №6
| 13
| 9
|
| Итоговый урок по теме
|
| Океаны (4 часов)
| 14
| 1
|
| Тихий океан
|
| 15
| 2
|
| Индийский океан
|
| 16
| 3
|
| Атлантический океан
| Практическая работа №7
| 17
| 4
|
| Северный Ледовитый океан
| Практическая работа №8
| Южные материки (1 часа)
| 18
| 1
|
| Географическое положение, общие черты рельефа, климата и внутренних вод.
|
| Африка (11 часов)
| 19
| 1
|
| Географическое положение Африки, история исследования.
| Практическая работа №9
| 20
| 2
|
| Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые
| Практическая работа №10
| 21
| 3
|
| Климат Африки
| Практическая работа №11
| 22
| 4
|
| Внутренние воды Африки
|
| 23
| 5
|
| Природные зоны Африки.
| Практическая работа №12
| 24
| 7
|
| Разнообразие расового и этнического состава населения материка.
|
| 25
| 8
|
| Состав территории и страны региона.
| Практическая работа №13
| 26
| 9
|
| Основные виды хозяйственной деятельности, ее влияние на природу. Стихийные бедствия.
|
| 27
| 10
|
| Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.
|
| 28
| 11
|
| Итоговый урок по теме
|
| Австралия и Океания (8 часов)
| 29
| 1
|
| Географическое положение Австралии. История открытия.
| Практическая работа №14
| 30
| 2
|
| Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые
|
| 31
| 3
|
| Климат и внутренние воды Австралии
|
| 32
| 4
|
| Природные зоны Австралии
|
| 33
| 5
|
| Население Австралии. Особенности аборигенов и англо-австралийцев.
| Практическая работа №15
| 34
| 6
|
| Австралийский Союз
|
| 35
| 7
|
| Океания
|
| 36
| 8
|
| Итоговый урок по теме
|
| Южная Америка (8 часов)
| 37
| 1
|
| Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования
|
| 38
| 2
|
| Тектоническое строение и рельеф. Полезные ископаемые
| Практическая работа №16
| 39
| 3
|
| Климат Южной Америки
|
| 40
| 4
|
| Внутренние воды
| Практическая работа №17
| 41
| 5
|
| Природные зоны Южной Америки
|
| 42
| 6
|
| Население Южной Америки
|
| 43
| 7
|
| Страны Южной Америки
| Практическая работа №18
| 44
| 8
|
| Итоговый урок по теме
|
| Антарктида (2 часа)
| 45
| 1
|
| Географическое положение и открытие и исследование Антарктиды.
|
| 46
| 2
|
| Особенности природы материка.
| Практическая работа №19
| Северные материки (1 час)
| 47
| 1
|
| Общие особенности географического положения и природы материков.
|
| Северная Америка (8 часов)
| 48
| 1
|
| Географическое положение, история открытия и освоения. Северной Америки
|
| 49
| 2
|
| Тектоническое строение и рельеф. Полезные ископаемые
|
| 50
| 3
|
| Климат Северной Америки
|
| 51
| 4
|
| Внутренние воды
|
| 52
| 5
|
| Природные зоны Северной Америки. Высотная поясность. Национальные парки
|
| 53
| 6
|
| Население Северной Америки
|
| 54
| 7
|
| Страны континента.
| Практическая работа №20
| 55
| 8
|
| Итоговый урок по теме
|
| Евразия (12 часов)
| 56
| 1
|
| Географическое положение Евразии
|
| 57
| 2
|
| Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Евразии
|
| 58
| 3
|
| Климат Евразии
| Практическая работа №21
| 59
| 4
|
| Внутренние воды
|
| 60
| 5
|
| Природные зоны Евразии
| Практическая работа №22
| 61
| 6
|
| Изменение природы материка под влиянием хозяйственной деятельности человека. Заповедники.
|
| 62
| 7
|
| Население Евразии, особенности размещения, расового и этнического состава.
|
| 63
| 8
|
| Формирование политической карты континента, современная политическая карта Евразии.
| Практическая работа №23
| 64
| 9
|
| Основные виды хозяйственной деятельности. Территории с опасной экологической обстановкой.
|
| 65
| 10
|
| Страны Европы.
|
| 66
| 11
|
| Страны Азии
|
| 67
| 12
|
| Итоговый урок по теме
| Практическая работа №24
| Географическая оболочка – наш дом.(3 часа)
| 68
| 1
|
| Закономерности географической оболочки.
| Практическая работа №25
| 69
| 2
|
| Взаимодействие природы и общества.
| Практическая работа №26
| 70
| 3
|
| Итоговый урок по курсу 7 класса
|
|
|