Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации03.04.2014
Размер0.51 Mb.
ТипТематическое планирование
100-bal.ru > География > Тематическое планирование
  1   2   3


Рабочая программа

и

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Уроков: географии

Классы:9

Учитель: Васькова Л.Н.

Количество часов на год - 68, в неделю - 2 час.

Планирование составлено на основе государственной программы под редакцией

Учебник География России хозяйство и географические районы под редакцией А.И. Алексеева Москва «Дрофа» 2011
(название, автор, издательство, год издания)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса географии составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:

Рабочая программа учебного курса географии составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  2. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

  3. Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  4. Примерная программа основного общего образования по географии, составленная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденная Министерством образования и науки РФ, Москва «Дрофа» 2004год;

  5. Программа по курсу «География России. 8-9 классы» под редакцией

И.В. Душиной, опубликованная издательством «Дрофа» в 2004 году, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации;

  1. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;


Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения 68 часов на базовом уровне ступени среднего общего образования - минимальный уровень.

В 9 классе на изучение предмета отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю (34 учебных недель), в том числе на контрольные работы – 3 часа, практические -14 часов (из них оценочные -9).

Содержание программы:

Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, общего образования по географии.

В IX классе изучается 2-я часть курса «География России» — «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России».
Содержание программы включает ряд новых подходов.

При изучении раздела I «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, ее особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами.

Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.

Раздел II «Районы России» включает темы: «Европейская часть России» и «Азиатская часть России».

Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить следующие:

  • формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счет комплексной (физико-, экономике-, социально- и культурно-географической) характеристики;

  • углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Дается более полная характеристика отраслей специализации данной территории. Это позволяет широко проводить аналогии, сравнения при изучении других районов.

В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи.

Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (самостоятельные, практические работы) и устный опрос.
Изучение курса географии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Курс рассчитан на формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:

Общеучебные компетенции:

Познавательная деятельность

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

Творческое решение учебных и практических задач: умение моти­вированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Предметные компетенции:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА.


В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной спе­циализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разно­образных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географи­ческие координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

  • для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных сти­хийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Оценка знаний и умений учащихся

Отметка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

Отметка «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Отметка «3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Отметка «2» - ответ неправильный; нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.


Оценка за умение работать с картой и другими источниками

географических знаний

Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются - полное неумение использовать карту и другие источники знаний.

умений проводить наблюдения в природе и на производстве

Отметка «5» - правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.

Отметка «4» - правильное, по плану проведённое наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.

Отметка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

Отметка «2» - неправильное выполнение задания,  неумение сделать выводы на основе наблюдений

Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (контрольные, тестирование, практические работы, зачет по карте) и устный опрос.

Оценочные практические работы:

  1. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства

  2. Характеристика одного из бассейнов угля, нефти по картам и статистическим материалам.

  3. Характеристика Норильского промышленного узла.

  4. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

  5. Характеристика одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

  6. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа.

  7. Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Поволжья и Северного Кавказа.

  8. Составление сравнительной характеристики Западной Сибири и Восточной Сибири.

  9. Составление картосхемы внутри - и межобластных хозяйственных связей области.


Учебно-методическое сопровождение:
В преподавании курса используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

  1. Учебник: А.И.Алексеев. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. М. Дрофа. 2010- 2012гг.

  2. Атлас. География России. Природа. 8 класс

  3. Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа

Методическая литература:

  1. А.И.Алексеев. География России. Методическое пособие. М. Дрофа. 2004г.

  2. А.И.Алексеев. География. 9 класс. Поурочные планы. Волгоград. Учитель. 2004г.

  3. В.Б.Пятунин, Ю.А.Симагин. Контрольные и проверочные работы по географии 8-9 классы. М.Дрофа.2002г.

  4. Н.Ю. Маерова. Уроки географии 8-9 классы. М. Дрофа. 2004г.

  5. В.И.Сиротин. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6-10 кл. М..АРКТИ.2004г.

  6. Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии. 9 класс. М.ВАКО.2011г.

  7. Электронное приложение к учебнику географии «География России. Хозяйство и регионы».

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет-ресурсов:

  • http://tеасhег.fiо.ru - Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:

  • http://edu.secna.ru/main -Новые технологии в образовании:

  • http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka-Путеводитель «В мире науки» для школьников:

  • http://mega.km.ru-Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия:

http://www.rubricon.ru; http://www.encyclopedia.ru- Сайты «Мир энциклопедий
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ, 9 КЛАСС

.№ п/п



Содержание темы в программе



Компетенции

Требования к уровню

подготовки обучающихся


Дата


Контроль

Обязательный уровень

Повышенный уровень

1

Введение. Что изучает экономическая география России. (1 час)

Показать единство курса географии, взаимосвязь физической, экономической и социальной географии Назвать предмет изучения географии России; основные средства и методы получения географической информации.

Называть: сферы хозяйства и главные отрасли в их составе.










2

Раздел 1.Хозяйство России (18 часов)

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (3 часа)







Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства — первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России.

Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России.

Географическое районирование. Его виды (по однородности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования.

Дать представление об экономике России, раскрыть главную её задачу, циклич­ность развития, выяснить сущность понятий «народное хозяйство страны», «отрасль», «географическое разделение труда». Назвать основные единицы географического районирования.

Знать: изменения между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства; условия и факторы размещения предприятий.

Называть (показывать) основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры РФ.


Объяснять: понятия отрасль, состав и структура хозяйства, факторы размещения, специализация, кооперирование, комбинирование, себестоимость; размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.




Пр.р. № 1

3

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (15 часов)







Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблемы развития.

Сельское хозяйство, его главные особенности.

Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства.

Структура и география растениеводства. Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота. География животноводства.

Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География легкой и пищевой промышленности.

Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в разви­тии хозяйства России. Особое значение ТЭК в условиях северного положения России с учетом размеров ее территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства.

Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы угольных районов.

Нефтяная промышленность. Этапы развития. Основные районы добычи, транспортировки и переработки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы.

Газовая промышленность. Этапы развития. Районы добычи газа. Газопроводы. Газ — современный вид топлива.

Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России. Электроэнергетика. Энергосистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. География электроэнергетики. Проблемы ТЭК России.

Металлургический комплекс, его значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны. Машиностроение — «отрасль свободного размещения». Ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с другими городами — поставщиками деталей, потребителями продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны.

Военно-промышленный комплекс (ВПК), его роль в экономике СССР и России. Основные районы и центры производства. Судьба ВПК в рыночной экономике.

Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.

Понятие инфраструктуры.

Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду.

Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса.

Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей.

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Его структура. Виды туризма. Рекреационные районы.

Территориальное (географическое) разделение труда. Возникновение географического разделения труда. Условия, влияющие на специализацию районов.

Выделить секторы хозяйства, раскрыть особенности рыночных отношений в хозяйстве России. Назвать основные отрасли хозяйства России, иметь представление о его структуре и развитии, уметь охарактеризовать основные циклы развития экономики? Добывать информацию из карт различного содержания.

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Ведущая роль зернового хозяйства и животноводства. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности.

Роль леса в жизни людей. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины- традиционная отрасль российской экономики.

Роль и значение ТЭК в развитии хозяйства. Топливно- энергетический баланс. Значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанции. Энергосистемы. Единая энергосистема страны. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения.

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры.

Состав и место ВПК в жизни современного общества. География комплекса.

Состав и значение отрасли в экономике страны. Специфичность химической промышленности. Значение химизации.

Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры.

Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России.

Районирование России. Виды районирования. Зоны России.

Называть (показывать): зна­чение и состав отраслей и межотраслевых комплексов; месторождения полезных ископаемых, бассейны; при­меры крупнейших электростанций разных типов; примеры главных районов и центров машиностроения, металлургии, химической, лесной промышленности; примеры главных транспортных магистралей и транспортных узлов.


Объяснять: существенные признаки понятий «топливно-энергетический баланс», «энергосистема», «металлур­гическая база»; влияние факторов размещения производства на географию отраслей и межотраслевых комплексов.

Определять: по картам и стати­стическим материалам особенности хозяйственных объектов; по картам факторы размещения отдельных отраслей




Пр.р. № 2

Пр.р. № 3

Пр.р. № 4

Пр.р. № 5

Пр.р. № 6

К.р.

4

Раздел 2.Районы России (41 часа)

Тема 1. Европейская часть России (26 часов)







Восточно-Европейская равнина. Тектоника и рельеф; климат, реки. Природно-хозяйственные зоны. Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до и после строительства ГЭС. Преобра­зование речных систем и экологические проблемы.

Центральная Россия. Состав территории. Историческое ядро Русского государства. Географическое положение, его изменение в различные периоды.

Центральный район, его особое значение в жизни России. Особенности населения. Район — «локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, истории и культуры. Народные промыслы.

Старопромышленный район страны. Роль географического фактора в его формировании. Развитие хозяйства района. Отрасли специализации, их изменение в 1990-х гг.

Москва — столица России. Столичные функции. Москва центр инноваций. Крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Московская агломерация.

Города Центрального района, их типы. Памятники истории и культуры. Современные функции городов.

Центрально-Черноземный район. Этапы освоения территории и развития хозяйства. Природные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия и борьба с ней. Агропромышленный комплекс района. Развитие промышленности. КМА и черная металлургия. Территориальная структура и города района.

Волго-Вятский район, его внутренняя неоднородность. Народы, их историко-культурные особенности. Нижний Новгород и его окружение.

Северо- Запад. Географическое положение района как «окна в Европу», его значение в разные периоды российской истории. Особенности природы. Балтийское море и Ладожское озеро, их использование и экологические проблемы.

Древние русские города, особенности их развития и современные проблемы.

Санкт-Петербург, его основание и этапы развития, связи с Россией. Особенности промышленности города на разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи. Проблема наводнений. Планировка и внешний облик города. Петербург как центр русской культуры. Пригороды Петербурга. Наука и образование.

Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство. Анклавное географическое положение. «Контактное» экономико-географическое положение области как ресурс ее развития.

Европейский Север. Географическое положение, особенности природы. Моря Белое и Баренцево: природные особенности, хозяйственное использование, место в русской культуре и истории. Поморы. Этапы освоения и заселения территории. Изменение роли района в жизни России. Родина русских землепроходцев. Смена отраслей специализации.

Роль Севера в развитии русской культуры. Природное и культурное наследие. Северные монастыри. Художественные промыслы. Древнее зодчество.

Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно-хозяйственная граница. Протяженность территории и изменение природных условий.

Этническая и культурная неоднородность района.

Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные отрасли специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их решения.

Крупнейшие города района (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико-географического положения и этапы развития.

Северный Кавказ (Европейский Юг). Особенности географического положения и разнообразие природы. История присоединения к России и заселения русскими. Внутренняя неоднородность территории. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые.

Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Район с наилучшими в России условиями для сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс, его структура. Другие отрасли промышленности. Рекреационные зоны.

Черное и Азовское моря, их природа и хозяйственное использование. Транспортное и рекреационное значение морей. Новороссийск — крупнейший порт России.

Каспийское море, его природа. История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и хозяйственные последствия. Рыбные богатства Каспия. Нефть и газ.

Дербент — самый древний из городов России.

Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье.

Пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношении. Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных условий. Спектры широтной и высотной пояс­ности. Этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение его роли в хозяйстве России.

Современная структура хозяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военно-промышленного комплекса.

Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы.

Сформировать представления о природно-хозяйственных зонах Европейской и Азиатской частей России, об их роли в экономике страны.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.

Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности.

Научить проводить самостоятельный поиск информации из карт и различных источников.

Называть, показывать: хозяйственные районы: Центральная Россия, Европейский Север, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.



Прогнозировать: перспективы развития хозяйственных районов.

Объяснять: влияние географического положения, природных, исторических и экономических условий на осо­бенности хозяйственной специализации регионов; основные черты структуры и размещения отраслей специа­лизации; возникновение и возможные пути решения экологических проблем.

Определять: по картам особенности экономико-географического положения районов; основные виды природных ресурсов; главные особенности населения и трудовых ресурсов; по картам особенности структуры и размещения хозяйства.

Описывать: облик городов с различными функциями; облик одной из зон, или центра туризма и рекреации..




Пр.р. № 7

Пр.р. № 8

Пр.р. № 9

Пр.р. № 10

Пр.р. № 11

Пр.р. № 12

К.р.

5

Тема 2. Азиатская часть России (15 часов)







Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ве­дения хозяйства.

Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Высотная поясность.

Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь, его значение.

Население Сибири. Этнический состав. Особенности «сибирских русских».

Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяйстве после распада СССР. Географические разли­чия в освоении территории. Зона Крайнего Севера.

Западная Сибирь. Особенности природы. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Главная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сельское хозяйство.

Восточная Сибирь. Природные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их выборочная разработка. Каскады ГЭС. Природно-хозяйственные зоны.

Байкал — жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды. Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре. Хозяйство Восточной Сибири. Гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия. Лесной комплекс. ВПК. Сельское хозяйство. Экологические проблемы района.

Дальний Восток. Формирование территории. Границы с Китаем и Японией, их изменения. Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные явления.

Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское. Особенности природы и хозяйственное использование.

Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы.

Хозяйство района. Отрасли специализации. Транспортные связи. Перспективы района.

Сформировать представления о различии территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.

Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Научить проводить самостоятельный поиск информации из карт и различных источников.










Пр.р. № 13

К.р.

Зачет

6

Тема 3. Россия в мире (1час)







Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Современная внешняя торговли России.

Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны.

Сформировать представления о месте России среди стран мира, ее экономических, политических, культурных связях, объектах мирового природного и культурного наследия в России.

Называть: примеры связей России (политических, экономических, финансовых, транспортных, культурных и др.) с различными регионами мира.


Оценивать: современное состояние и перспективы социально- экономического развития России;

Объяснять: роль и место России в международном географическом разделении труда, роль России в международной политике.







7


Раздел 3. География своего региона(6часов)








Хозяйство. Формирование особенностей экономики. Промышленность. Отраслевая структура. Ведущие предприятия. Сельское хозяйство. Отраслевая характеристика. Транспорт. География административного центра.

Сформировать представления особенностях отраслевой и территориальной структуры хозяйства области., природно- ресурсном и производственном потенциале области, географических проблемах и перспективах развития.

Называть: хозяйственные объекты области;

Описывать: изменение пропорций между сферами, секторами межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.



Оценивать: природно- ресурсный потенциал и перспективы развития области.




Пр.р. № 14
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск