Пояснительная записка
Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек-природа-общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Особое значение изучения образовательной области «Окружающий мир» состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни;
осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
В программе представлены следующие содержательные линии:
- человек как биологическое существо;
- человек и другие люди;
- человек и мир природы;
- человек и общество;
- история родной страны.
Интегрированный и культурологический характер курса позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности;основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний является рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.
В методике обучения преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять,фантазировать, играть (рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»).
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану образовательного учреждения. В авторскую программу внесены изменения: на изучение темы «Грибы» отводится 2 часа, добавляется ещё 1 час на тему «Бактерии» (изменения в учебнике 2010 г.), на изучение темы «Земля – наш дом» - 9 часов. Учитывая особенности класса, считаю необходимым дополнить темы материалами, позволяющими расширить кругозор третьеклассников, формировать элементарную эрудицию, общую культуру, овладеть знаниями, превышающими минимум содержания образования. Эти материалы отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» учебно-тематического плана. Изучение предмета «Окружающий мир» требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (на пришкольном участке, в парке, музее, спортивном зале и пр.).
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их – оживить знания школьника, которые он получил не только на данном уроке, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Формой итоговой проверки знаний учащихся является тестирование.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Виноградова. Н. Ф. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 144 с.: ил. – (Начальная школа XXI века);
Виноградова. Н. Ф, Калинова Г.С. Окружающий мир: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2010. – 48 с.: ил.- (Начальная школа XXI века);
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы – М.: Вентана-Граф, 2007. – 240 с.: ил. - (Начальная школа XXI века).
Окружающий мир: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания/О.Н.Крылова. – М.: Издательство «Экзамен». – 48 с.
CD Окружающий мир. Интерактивные карты для начальной школы + 1С: конструктор интерактивных карт, фирма «1С», 2010.
CDМир природы. Познавательные материалы об окружающем мире.: наглядное пособие по естествознанию для младших школьников, - М. изд. «Новый диск», 2010.
CD Основы безопасности жизнедеятельности. Образовательная коллекция / Учебник TeachProдля учащихся начальной школы, фирма «1С», 2010.
CD и DVD Безопасность на улицах и дорогах. Учебно-методическое пособие для начальной школы, - студия «Премьер-УчФильм», 2010.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ (68 ч)
Введение (1 ч), авторская программа – 1 час
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Земля — наш общий дом (9 ч), авторская программа – 10 часов.
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.
Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.
ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Растительный мир Земли (11 ч),авторская программа – 11 часов.
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Грибы (2 ч), авторская программа – 1 час
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животный мир Земли (11 ч), авторская программа – 11 час
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников.Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.Как человек одомашнил животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Расширение кругозора школьников.Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч), авторская программа – 20 часов.
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Рыболовство и охота на Руси и в России.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников.Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны: называть (приводить примеры):
тела живой и неживой природы;
планеты Солнечной системы (2-3);
свойства воздуха, воды;
состав почвы;
древние города и их достопримечательности;
имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
различать (соотносить):
год, век, арабские и римские цифры;
названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);
приспособления животных к среде обитания;
особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Календарно-тематическое планирование
Класс: 3 «В»
Предмет: Окружающий мир
Программа: Окружающий мир. Н.Ф. Виноградова УМК «Начальная школа XXIвека»
Учитель: Гераскина Елена Александровна
N п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата
| Административный контроль
|
| Введение
| 1ч
|
|
| 1.
| Как работать с учебником. Условные обозначения.
| 1
| 4.09
|
|
| Земля – наш общий дом.
| 6ч
|
|
| 2.
| Где и когда ты живёшь. Счёт лет в истории.
| 1
| 6
|
| 3.
| Солнечная система. Какие бывают природные тела. Искусственные тела.
| 1
| 11
|
| 4.
| Солнечная система. Солнце – огненный шар. Земля – шар.
| 1
| 13
|
| 5.
| Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле.
| 1
| 18
|
| 6.
| Условия жизни на Земле. Значение воды для жизни на Земле.
| 1
| 20
|
| 7.
| Условия жизни на Земле. Воздушная оболочка Земли.
| 1
| 25
|
|
| Человек изучает Землю
| 2ч.
|
|
| 8.
| Человек познаёт мир. Как изображают Землю. О меридианах и параллелях
| 1
| 27
|
| 9.
| Зачем нужны карта и план? Географическая карта
| 1
| 2.10
| Контрольный урок. Тест.
|
| Бактерии и грибы
| 2ч
|
|
| 10.
| Бактерии. Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии.
| 1
| 4
|
| 11.
| Грибы. Что такое гриб. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы.
| 1
| 16
|
|
| Растительный мир Земли
| 13ч.
|
|
| 12.
| Растения встречаются повсюду. Растения дикорастущие и культурные.
| 1
| 18
|
| 13.
| Если бы на Земле не было бы растений. (Защита проектов.)
| 1
| 23
|
| 14.
| Растения прекрасные, но опасные.
| 1
| 25
|
| 15.
| Разнообразие растений на Земле. Водоросли, мхи, папоротники.
| 1
| 30
|
| 16.
| Разнообразие растений на Земле. Хвойные растения. Цветковые растения.
| 1
| 1.11
|
| 17-18.
| Растения – живые тела (организмы). Как живёт растение. Корень, его значение.
| 2
| 6
8
|
| 19.
| Побег – сложный надземный орган растения. Лист – орган питания. Стебель – часть побега.
| 1
| 13
|
| 20.
| Цветок – самый красивый орган растения. Какие бывают плоды.
| 1
| 15
|
| 21.
| Размножение растений. Как плоды и семена попадают на новые территории.
| 1
| 27
|
| 22.
| Как долго живут растения.
| 1
| 29
|
| 23.
| Человек и растения. Культурные растения в жизни человека.
| 1
| 4.12
|
| 24.
| «Красная книга» России.
| 1
| 6
|
|
| Животный мир Земли
| 13ч
|
|
| 25.
| Какова роль животных в природе.
| 1
| 11
|
| 26.
| Разнообразие животных. Животные – живые существа (организмы)
| 1
| 13
|
| 27.
| Как животные ориентируются. Как животные питаются.
| 1
| 18
|
| 28.
| Как животные передвигаются. Как животные дышат.
| 1
| 20
|
| 29.
| Кровеносная система. Органы выделения.
| 1
| 25
|
| 30.
| Размножение животных. Как животные приспосабливаются к условиям жизни. Поведение животных.
| 1
| 27
|
| 31.
| Беспозвоночные животные.
| 1
|
|
| 32.
| Позвоночные животные.
| 1
|
|
| 33.
| Земноводные. Пресмыкающиеся.
| 1
|
|
| 34.
| Птицы.
| 1
|
|
| 35.
| Млекопитающие (звери)
| 1
|
|
| 36.
| Что такое природное сообщество?
| 1
|
|
| 37.
| Человек и животные.
| 1
|
| Контрольный урок. Тест.
| 38.
| Срез знаний.
| 1
|
| Администр.к\р
|
| Наша Родина: от Руси до России.
| 7ч
|
|
| 39.
| Древняя Русь.
| 1
|
|
| 40.
| Древнерусское государство.
| 1
|
|
| 41.
| Московская Русь.
| 1
|
|
| 42.
| Российская империя. Пётр I Великий.
| 1
|
|
| 43.
| Российская империя. Екатерина II Великая.
| 1
|
|
| 44.
| Российская империя. Последний российский император Николай II.
| 1
|
|
| 45.
| Советская Россия. СССР. Российская Федерация.
| 1
|
|
|
| Как жили наши предки
| 9ч
|
|
| 46.
| Имя, отчество, фамилия. Защита проектов «Моя родословная»
| 1
|
|
| 47.
| Какими людьми были наши предки. Как выглядели. Как работали.
| 1
|
|
| 48.
| Какими людьми были наши предки? Как защищали Родину. Как помогали друг другу.
| 1
|
|
| 49.
| Какими людьми были наши предки? Как принимали гостей. Как отдыхали.
| 1
|
|
| 50.
| Какие предметы окружали русских людей. «Скажи, какой у тебя дом»
| 1
|
|
| 51.
| По одёжке встречают.
| 1
|
|
| 52.
| Русская трапеза
| 1
|
|
| 53.
| Боги древни славян.
| 1
|
|
| 54.
| Принятие христианства на Руси.
| 1
|
| Контрольный урок. Тест.
|
| Как трудились наши предки
| 12ч.
|
|
| 55.
| Что создавалось трудом крестьянина.
| 1
|
|
| 56.
| Что создавалось трудом ремесленника. Что такое ремесло.
| 1
|
|
| 57.
| О гончарном круге, керамике и фарфоре.
| 1
|
|
| 58.
| О веретене, прялке и ткацком станке.
| 1
|
|
| 59.
| Русские оружейники
| 1
|
|
| 60.
| Что создавалось трудом рабочего. О первых мануфактурах, завода и фабриках России.
| 1
|
|
| 61.
| Наличие полезны ископаемых – условие работы промышленных предприятий. О первых железных дорогах.
| 1
|
|
| 62.
| Открытие, которое совершил человек в XIX-XX веках. (пароход)
| 1
|
|
| 63.
| Открытие, которое совершил человек в XIX-XX веках. (автомобиль)
| 1
|
|
| 64.
| Открытие, которое совершил человек в XIX-XX веках. (самолёт)
| 1
|
|
| 65-66.
| Время космических полётов
| 2
|
|
| 67-68.
| Уроки обобщения. Россия XIX-XX веков
| 2
|
|
| |