Скачать 78.42 Kb.
|
Автор: Ячменёва Галина Александровна Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 с. Омутинского Тюменской области Аннотация к уроку: урок повторения изученного материала, направленный на самостоятельную работу учащихся, с привлечением их к самооценке своей работы, включение в урок ресурсов Интернет на этапах закрепления, что позволяет эффективно отработать умения и навыки учащихся по данной теме. Предмет: русский язык Класс: 5 класс Тема урока: Простые и сложные предложения Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Простые и сложные предложения» Задачи урока: 1) образовательные: - повторение и обобщение знаний учащихся по теме; - формирование навыка различать простые и сложные предложения, постановки знаков препинания в простых осложнённых и сложных предложениях; различать набор предложений и текст; совершенствование навыков работы на компьютере, с ресурсами Интернет; 2) развивающие: развитие монологической речи; выполнение заданий творческого характера, отработка умения выделять главное, обобщать, делать выводы, 3) воспитательные: - воспитание навыков учебного труда, работать самостоятельно, в парах. Учебно-методическое обеспечение: Т.А. Ладыженская. Русский язык.- 26-е изд.-М.: Просвещение, 2004.- 319с.: ил. Время реализации урока: 45 минут Продолжительность работы с компьютером: 10 минут Целесообразность использования сети Интернет на занятии Использование сети Интернет при проведении урока повторения и обобщения знаний учащихся повышает его эффективность, позволяет выполнить несколько упражнений, так как не надо переписывать предложения, позволяет сразу учащимся увидеть свои ошибки, провести коррекцию знаний. Обучающиеся получают удовольствие от работы с ресурсами Интернет в очном режиме, что является стимулом для более глубокого изучения предмета – русский язык. Авторский медиапродукт: 1. Microsoft Office Power Point 2007, Word 2007 2. Наглядная презентация учебного материала Необходимое оборудование и материалы для урока:
План проведения урока:
Ход урока: 1.Организационный момент Учитель: Доброе утро всем. Начинаем урок с четверостишия, которое нам поможет настроиться на работу. Я начинаю, а вы, ребята, все дружно продолжаете. На уроке не скучай, Смело руку –поднимай. Быстро, чётко – отвечай, Время даром – не теряй. Откройте тетради и запишите число, тему урока. (Слайд № 1) Женя напомнит нам: как нужно сидеть за партой, как писать в тетради? (ученик напоминает о правилах) На предыдущих уроках мы работали с простыми предложениями, познакомились со сложными предложениями. Сегодня у нас урок повторения. Давайте определим цели урока. (Слайд № 2) Что мы должны повторить, закрепить на практике (ответы учащихся, учитель корректирует цели урока) (Слайд № 2) (повторить простое предложение, сложное предложение, виды сложных предложений, постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, отработать умения различать простые и сложные предложения, правильно ставить знаки препинания) 2.Актуализация знаний 1) Задание для самостоятельной работы. (слайд № 3) Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть основы предложений, составить схемы. Выразительно прочитать предложения.
2)Проверка выполнения работы (по одному ученику у доски, повторение орфограмм, определение вида предложения, выразительное чтение предложения). (ученики сами выставляют себе оценку, на основе правильности выполнения задания) 3) Повторение теоретического материала на примере предложений: (Слайд № 4) -Дать определение сложного предложения. - Какие виды сложных предложений вы знаете? - Дать определение простого предложения. - Чем осложнено 3 предложение? - Какие члены предложения называются однородными? - Расскажите о знаках препинания при однородных членах. ( слайд № 5 ) - Что мы должны помнить о знаках препинания перед союзом и? 3.Тренировочное упражнение Работа за компьютерами с ресурсом Интернет. «Предложения с однородными членами». Задание №7. Расставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. Проверка. Самоанализ выполненной работы. ( http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=predlozenia_s_odnorodnimi_chlenami) 4.Повторение теоретических знаний об обращении. Учитель: Чем простое предложение может ещё осложнено? Посмотрите на схемы. (слайд № 6 ) (ответы учащихся) Где в предложении может стоять обращение? Расскажите о знаках препинания при обращении. (слайд № 6 ) 5.Упражнение, совмещённое с физминуткой. Учитель: Выполним упражнение устно. Я читаю предложение, а вы выполняете действие. Если в предложении находится обращение, то вы встаёте и делаете руками хлопок над головой. Если в предложении однородные члены – встаёте и разводите руки в стороны. Будьте внимательны. 1.Листья падали на землю и устилали её разноцветным ковром. (встают и разводят руки в стороны) 2.Ребята, соберите листья для гербария.( встают и делают руками хлопок над головой) 3.Дует ветер, и листва шуршит. ( сложное, объяснить) 4.Престань, дождик, скорее! ( встают и делают руками хлопок над головой). (Рефлексия выполненного упражнения) 6.Творческое задание Учитель: А сейчас, ребята, вы составите простое предложение, где дадите совет. О чём совет? На улице поздняя осень: сыро, холодно, многие болеют. Дайте совет, что нужно делать, чтобы не болели ваши одноклассники. (Слайд № 7) Ребята 1 варианта – составляют предложение с обращением .Обращением может быть имя вашего одноклассника или слово «ребята». Ребята 2 варианта - составляют предложение с однородными членами. ( по 1 ученику от каждого варианта, закрытая доска, слайд со схемами Индивидуальная работа учителя со слабыми учениками 7.Проверка выполненного задания. Ученики сами оценивают свою работу 8. Тренировочное упражнение за компьютерами с ресурсом Интернет. Учитель: А теперь мы поработаем со сложными предложениями. Задание выполняем за компьютером, упражнение «Сложное предложение» №5. При выполнении задания обращайтесь к схемам. (Слайд № 8) Расставить знаки препинания в сложных предложениях. (http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=sloznoe_predlozenie) (Проверка. Самоанализ выполненной работы.) 9.Работа с текстом. Учитель. Следующее задание вы будете выполнять в паре. (Слайд № 9)Карточка на парте. (Работа с раздаточным материалом). Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним задание сами. Кто догадался? Какое задание надо выполнить? (Ответы учащихся) (Надо написать предложения в соответствии со схемами). Задание выполняйте на карточке. Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина. Наступила осень. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются. Лес обнажился, часто идут нудные дожди. Птицы улетают в теплые края. 1.[= -]. 2.[- =]. 3.[- =], и [= -]. 4.[- =],[= -]. 5.(Когда - =) , [- =]. Учитель: Давайте проверим. ( ученик выразительно читает). Есть варианты? Ответ на слайде. (слайд № 10 ) Самооценка отвечающего. Можно назвать эти предложения текстом? Озаглавьте текст, определите тему. (Осень. Текст об осени.) Каким чувством проникнут текст? ( чувством грусти, печали) Благодаря каким предложениям получился такой текст? (простым и сложным). Молодцы, ребята, всё повторили. А теперь проверим знания – выполним тест. Задание выполняем в тетради. 9.Проверочная работа по вариантам. Тест (Слайд №11) ( раздаточный материал) 1в Выписать номера простых предложений. Знаки препинания не расставлены. 1. Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту. 2. Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев. 3.Листья потемнели и шуршат при ветре. 2в Выписать номера сложных предложений. Знаки препинания не расставлены. 1. Наступила осень и птицы потянулись к югу. 2. Листья лежали на дороге на крышах домов. 3.Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака. (тетради ученики предают учителю на проверку, запомнив ответы) 10.Проверка выполнения теста.(Слайд № 11) Учитель: Проверьте свои ответы. Кто себе поставил - «5», «4», «3»? 11. Рефлексия. (слайд № 12 ) 13.Д/з Составить задание на карточке по теме «Простые и сложные предложения» Учитель: Урок окончен, всем спасибо за работу. Список литературы: 1.Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс.-М.: Издательство «Экзамен», 2013.- 126с. 2.Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 класе.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2003.-272с. 3.Савко И.Э. Синтаксис, пунктуация: разноуровневые задания для подготовки к тестированию и олимпиадам.-Минск: ТетраСистемс, 2012.-320с. Интернет-ресурсы: 1.Предложения с однородными членами: http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=predlozenia_s_odnorodnimi_chlenami 2. Сложные предложения: http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=sloznoe_predlozenie |