№ п/п
|
Содержание
(раздел, темы)
|
Содержание урока
|
кол-во
часов
|
Дата
|
Результаты обучения УУД
|
Оборудование урока
|
план
| факт
|
ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 5-6 класс
|
5-й класс (1ч в неделю, всего 35 ч, из них 1ч – резервное время)
|
Введение (1ч)
|
1.
| Что изучает география
| География как наука. Многообра-зие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
|
1ч.
|
|
| Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира (Л)
Формирование представления о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком. ( П)
| Карта полушарий, атласы, интернет-ресурсы,
ПК, м\м, электронное приложение к учебнику
|
еРаздел 1. Накопление знаний о Земле (5 ч)
|
2.
| Познание Земли в древности
| Древняя география и географы. География в Средние века
|
1ч.
|
|
| Создавать историко-географические образы о территориях и границах. (Л) Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации.Овладение основами картографической грамотности Анализировать и обобщать географическую информацию (П)
| Карта древних государств Европы и Востока, атлас, карта Великих географических открытий
атласы, мультимедийная программа: электронное приложение к учебнику
|
3.
| Великие географические открытия
| Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.
| 1ч.
|
|
| Создавать историко-географические образы о территориях и границах. (Л) Анализировать и обобщать географическую информацию Поиск информации (в Интернете и других источниках) (П). Обсуждение значения географических открытий (К)
| Карта Великих географических открытий, атласы, мультимедийная , электронное приложение к учебнику
|
4.
| Открытие Австралии и Антарктиды
| Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.
| 1ч.
|
|
| Создавать историко-географические образы о территориях и границах. (Л) Анализировать и обобщать географическую информацию .Поиск информации (в Интернете и других источниках) (П) Обсуждать значения путешествий (К)
| Карта Великих географических открытий атласы, электронное приложение к учебнику
|
5.
| Современная география.
| Практическая работа №1. Работа с электронными картами.
Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.
| 1ч.
|
|
| Осознание целостности географического знания (Л) Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации.(П).Высказывать мнения об их значении, возможности использования (К)
| космические снимки, электронные карты, атласы, электронное приложение к учебнику класс
|
6.
| Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»
| Обобщение знаний по разделу «Накопление знаний о Земле»
|
1ч.
|
|
| Осознание целостности географического знания(Л)
Работать с учебником, атласом Анализировать и обобщать географическую информацию .(П)
| Учебник,атласы.
|
Раздел 2. Земля во Вселенной (7 ч)
|
7.
| Земля и космос
| Земля – часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам
| 1ч
|
|
| Осознание целостности географического знания(Л) Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.(П)
| Картины звездного неба, созвездий, атласы, электронное приложение к учебнику
|
8.
| Земля-часть Солнечной системы
| Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля-уникальная планета
| 1ч.
|
|
| Осознание ценности географического знания(Л) ) Анализировать и обобщать географическую информацию (П).Определять и сравнивать качественные и количественные показатели географических объектов(Р).
| Картины Солнечной системы, физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику
|
9.
| Влияние космоса на Землю и жизнь людей
| Земля и космос. Земля и Луна
| 1ч.
|
|
| Создавать географичесиий образа(Л) Анализировать и обобщать географическую информацию Формирование географических знаний в повседневной жизни. (П).
| Картины Солнечной системы, физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику
|
10
| Осевое вращение Земли
| Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
| 1 ч.
|
|
| Овладение практическими умениями использования приборов .(П) Моделирование географических объектов и явлений при помощи компьютерных программ. (К) Анализировать. обобщать и интерптретировать географическую информацию (Р)
| Теллурий, электронная модель, таблица «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси», электронное приложение к учебнику
|
11.
| Обращение Земли вокруг Солнца
| Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.
Практическая работа 2. Характеристика видов движений Земли и их географических следствий
| 1 ч.
|
|
| Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов.(П) Моделирование географических объектов и явлений при помощи компьютерных программ. (К) Анализировать. обобщать и интерпретировать географическую информацию (Р)
| теллурий, электронная модель, атласы, электронное приложение к учебнику
|
12.
| Форма и размеры Земли
| Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты
| 1 ч.
|
|
| Поиск информации (в Интернете, других источниках) и подготовка сообщений на тему «Представление о форме и размерах Земли в древности». Составление и анализ схемы «Географические следствия размеров и формы Земли»
| атласы,. электронное приложение к учебнику
|
13.
| Итоговый урок «Земля во Вселенной»
| Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».
| 1 ч.
|
|
| Работа с итоговыми вопросами по разделу«Земля во Вселенной» в учебнике. Погдготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) и обсуждение проблемы современных космических исследований Земли или других планет Солнечной системы
| Карта звездного неба, атласы, электронное приложение к учебнику
|
Раздел 3. Географические модели Земли (10 ч)
|
14.
| Ориентирование на земной поверхности
| Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
| 1 ч.
|
|
| Определение по компасу направлений на сто#
роны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью
компаса
| Топографическая карта, компасы,
атласы, электронное приложение к учебнику
|
15.
| Изображение земной поверхности
| Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.
| 1 ч.
|
|
| Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
| Топографическая карта, компасы,
атласы, электронное приложение к учебнику
|
16.
| Масштаб и его виды
| Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.
| 1ч.
|
|
| Определение по топографической карте (или плану местности) расстояний между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.
| Топографическая карта, компасы,
атласы, электронное приложение к учебнику
|
17.
| Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах
| Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.
| 1ч.
|
|
| Работа с картой и планом местности: анализ выпуклых и вогнутых форм рельефа, способов их изображения. Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин. Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков (их высот) и самой глубокой впадины Мирового океана (ее глубины). Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек.
| Топографическая карта, физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику
|
18.
| Планы местности и их чтение
| План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений
| 1ч.
|
|
| Поиск на плане местности топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. Описание маршрута по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определение направлений по сторонам горизонта. Определение на плане азимутов направлений на объекты
| Топографическая карта, физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику
|
19.
| Составление плана местности
| Практическая работа 3.
Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки
| 1ч.
|
|
| Ориентирование на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Составление простейшего плана небольшого участка местности
| атласы, электронное приложение к учебнику
|
20.
| Параллели и меридианы
| Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.
| 1ч.
|
|
| Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. Определение по картам сторон горизонта и направлений движения
| Глобус, физическая карта полушарий,
атласы, мультимедийная программа: География 6-10 класс; электронное приложение к учебнику
|
21.
| Градусная сеть. Географические координаты
| Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение расстояний на градусной сетке. Практические работы. 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки
| 1 ч.
|
|
| Определение по картам географической широты и долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнение местоположения объектов с разными географическими координатами. Определение расстояний с помощью градусной сети, используя длину дуг одного градуса мередианов и параллелей.
| Глобус, физическая карта полушарий,
атласы, мультимедийная программа: География 6-10 класс; электронное приложение к учебнику
|
22.
| Географические карты
| Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Использование планов и карт.
| 1 ч.
|
|
| Чтение карт различных видов. Определение зависимости подробности карты от ее масштаба. Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории. Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений и изображений крупных географических объектов
| Глобус, физическая карта полушарий,
атласы, мультимедийная программа: География 6-10 класс; электронное приложение к учебнику
|
23.
| Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»
| Обобщение знаний по разделу
«Географические модели Земли»
| 1 ч.
|
|
| Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географические модели Земли»
| Глобус, физическая карта полушарий,
Атласы.
|
Раздел 4. Земная кора (11 ч)
|
24.
| Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры
| Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
| 1 ч.
|
|
| Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнения оболочек между собой
| Таблицы «Строение земной коры» и «Состав земной коры» атласы, мультимедийная программа: География 6-10 класс; электронное приложение к учебнику
|
25.
| Разнообразие горных пород
| Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Практические работы. 5 Определение горных пород и описание их свойств
| 1 ч.
|
|
| Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализ схемы преобразования горных пород
| Коллекция горных пород, схема преобразования горных пород, атласы, мультимедийная программа: География 6-10 класс; электронное приложение к учебнику
|
26.
| Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли
| Земная кора и ее устройство. Литосфера.
| 1 ч.
|
|
| Сравнение типов земной коры. Анализ схем (моделей) строения земной коры и литосферы. Установление по иллюстрациям и картам границ столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит
| Карта «Строение земной коры» атласы, мультимедийная программа: География 6-10 класс; электронное приложение к учебнику
|
27.
| Разнообразие форм рельефа
| Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.
| 1 ч.
|
|
| Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа. Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение по географическим картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения
| Глобус, физическая карта полушарий,
атласы, мультимедийная программа: География 6-10 класс; электронное приложение к учебнику
|
28.
| Движение земной коры.
| Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.
| 1 ч.
|
|
| Установление с помощью географических карт крупнейших горных областей. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры.
| Глобус, физическая карта полушарий,
атласы, мультимедийная программа: География 6-10 класс; электронное приложение к учебнику
|
29.
| Землетрясения. Вулканизм.
| Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.
Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
| 1 ч.
|
|
| Выявление при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма
| Карта «Строение земной коры» атласы, мультимедийная программа: География 6-10 кл; электронное приложение к учебнику
|
30.
| Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра.
| Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.
Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.
| 1 ч.
|
|
| Описание облика создаваемых внешними силами форм рельефа. Составление и анализ схемы, демонстрирующей внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду. Поиск дополнительной информации (в интернете и других источниках) о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием
| Таблица «Внешние силы природы», атласы, мультимедийная программа: География 6-10 кл; электронное приложение к учебнику
|
31.
| Главные формы рельефа суши
| Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.
| 1 ч.
|
|
| Распознание на физических картах гор с разной абсолютной высотой. Выполнение практических заданий по определению средней и максимальной абсолютной высоты горных стран и крупных равнин, их географического положения. Составление по картам атласа описания рельефа одного из материков. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши, горных вершин.
| Глобус, физическая карта полушарий,
атласы, мультимедийная программа: География 6-10 класс; электронное приложение к учебнику
|
32.
| Рельеф дна океана
| Неровности океанического дна.
| 1 ч.
|
|
| Выявление особенностей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставление расположения крупных форм рельефа дна океана, с границами литосферных плит
| Карта мирового океана, карта «Строения земной коры», атласы, мультимедийная программа: География 6-10 класс; электронное приложение к учебнику
|
33.
| Человек и земная кора
| Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
| 1 ч.
|
|
| Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых. Поиск дополнительной информации (в интернете и других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору
| иллюстрации способов добычи полезных ископаемых, атласы, электронное приложение к учебнику
|
34.
| Итоговый урок по разделу «Земная кора»
| Обобщение знаний по разделу «Земная кора»
| 1 ч.
|
|
| Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов интернета) обсуждения проблемы воздействия хозяйственной деятельности людей на земную кору
| Глобус, физическая карта полушарий,
Атласы.
|
итого
|
| 34 ч
|
|
|