Скачать 50.16 Kb.
|
УРОК ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ. ТЕМА: ВУЛКАНЫ. Цель урока: Сформировать у учащихся представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений. Сформировать новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава. Задачи урока:
Тип урока: изучение нового материала. Ход урока. I. Орг.момент. Начинается урок точно вовремя и в срок. Все готовы отвечать и пятерки получать? Сели правильно, красиво. Чтоб на урок хватило силы Работаем старательно, слушаем внимательно. –Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет необычный урок, урок-путешествие по литосфере. II. Активизация знаний учащихся. – Но до того как мы отправимся в путешествие, давайте проверим ваши географические знания. Ответьте на следующие вопросы: 1) Перечислите оболочки (геосферы) Земли. 2) Каково внутреннее строение Земли? 3) Что собой представляет ядро Земли? 4) Как называется оболочка, которая занимает 5/6 внутреннего объёма Земли? 5) Что мы знаем о мантии? 6) Что такое земная кора? 7) Везде ли толщина земной коры будет одинакова? 8)Чем материковая земная кора отличается от океанической? 9)Что называют литосферой? 10) Для чего нужно изучать внутреннее строение Земли? 11) Какими способами это можно сделать? III. Изучение нового материала. Как вы считаете: вулканы – это добро или зло? Давайте поразмышляем с вами. Ваши знания мы проверили и можем отправляться в путь. Вы совершенно правильно рассказали о внутреннем строении Земли, ведь именно с его особенностями связано природное явление, изучению которого мы посвятим сегодняшний урок. Вам предстоит совершить не мало открытий связанных с одним из грозных природных явлений – вулканизм. Учитель: Откуда произошло название «вулкан»? Как же образуются вулканы? Сообщение ученика. В греческой мифологии упоминается гора с отверстием на вершине, из которой время от времени поднимаются дым и огонь. Это выход, или дымовая труба кузницы Гефеста, греческого бога огня, ковавшего глубоко в недрах горы драгоценное оружие. Римляне называли его Вулканом и дали острову наименование Вулькано. Учитель: рассмотрим строение вулкана. http://www.calenda.ru/presentation/vulkany.files/frame.htm http://fcior.edu.ru/card/4953/praktikum-stroenie-zemli-i-zemnoy-kory-so-specialnymi-vozmozhnostyami.html Учитель: У верхней границы мантии, где давление меньше, чем на больших глубинах, местами вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Если в земной коре образуется трещина, которая доходит до очага магмы, давление уменьшается. Магма, насыщенная газами, как бы вскипает, превращаясь в огненно – жидкую массу, устремляется вверх, расширяя трещину, и изливается на поверхность. Её температура более +1000С. Излившуюся магму называют лавой. Опыт: Взять бутылку с газированной водой. Встряхнуть её и открыть пробку. Вода с газами резко поднимется вверх и выльется из бутылки. Как же устроен вулкан и почему происходит извержение? Рассмотрим с вами презентацию. Глубоко под землей очень высокая температура, настолько высокая, что вещество мантии находится в расплавленном состоянии, это вещество мантии называется магмой. Магма находится в особой камер в верхней части мантии, которая называется – очаг магмы. Извержение начинается тогда, когда расплавленная магма накапливается в очаге и устремляется вверх. Магма, вырываясь на поверхность, застывает, и образуется вулкан. Канал, по которому поднимается магма, называется жерло вулкана. Верхняя часть жерла называется кратером. Обычно это гигантская воронка на вершине конуса вулкана. Ширина кратера может достигать нескольких км. Во время извержения на поверхность выбрасывается пепел и лава. Как вы думаете, где больше будет вулканов на дне океанов или на материке? Ответ: Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных плит, т.е. в зоне разломов Области наибольшего распространения вулканов совпадают с сейсмически активными районами. Большинство вулканов Земли расположено на берегах Тихого океана. Классификация вулканов Работа с учебником (§19, п.3. стр.50). - Откройте учебники на стр. 50 пункт, внимательно прочитайте его и ответьте на вопрос: - В чём заключается отличие действующих вулканов от потухших? Дополните схему в рабочем листе. Физминутка. VI. Закрепление. Практическая работа «Самые большие и опасные вулканы мира». Извержение вулкана представляет для человека одну из самых серьезных опасностей. Помимо риска быть погребенным под потоками лавы вблизи вулкана, есть риск отравления вулканическим пеплом, а также полная изоляция от солнечного света. Для этого мы воспользуемся картами Google. Откроем карту http://maps.google.ru/maps/ms?msid=209435754578119712765.0004b79272d9633afbffd&msa=0&ll=66.231457,25.664063&spn=117.545681,316.054687. Задания: Цель:
План работы.
Мы с вами познакомились отнюдь не со всеми известными вулканами и узнали о них совсем немного, Я думаю, что сегодняшний урок вызвал у вас интерес к одному из самых грозных явлений природы — извержению вулкана, И вы уже самостоятельно сможете узнать о них еще больше. V. Рефлексия.
Домашнее задание. П. 17, выучить термины. В контурной карте отметить условными знаками вулканы. Уметь называть и показывать их на карте. Ответить на вопросы. Литература.
|