Муниципальное образовательное учреждение гимназия №15
Степанова Е.П.
Учитель географии
Кострома, 2008 год
Степанова Е.П.
Методическая разработка «Методические рекомендации к проведению уроков географии» составлена для курса 6 класса Начальный курс географии по теме Литосфера. Данная разработка составлена на основании обязательного минимума содержания основного общего образования по географии и программы по географии для общеобразовательных учреждений (Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. География 6-11 класс. Москва, Дрофа, 2002г.)
©МОУ гимназия №15 города Костромы, 2008
Оглавление Оглавление 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ. ЛИТОСФЕРА 6
Урок № 1. Строение Земли 6
Урок № 2. Горные породы и минералы 10
Урок №3. Движения земной коры Землетрясения 15
Урок №4. Вулканы, горячие источники, гейзеры 22
Урок №5. Горы суши 26
Урок №6. Равнины суши 30
Урок №7. Рельеф дна мирового океана 33
Урок №8. Обобщение по теме «Литосфера» 38
Литература 46
ВВЕДЕНИЕ
Традиционная подача материала на уроках географии исключает возможность развивать общеучебные знания учащихся.
Цель методической разработки уроков - развивать общеучебные умения учащихся на различных этапах урока, обучать корректным способам мышления, отрабатывать навыки коллективной мыслительной работы через активную познавательную деятельность учащихся посредством работы с различными источниками информации.
Формы работы на уроке могут быть разнообразными: индивидуальная, работа в микрогруппах, работа в группе по выбору учащихся, коллективная работа.
Методическая разработка составлена по одной теме: «Литосфера».
Каждая разработка урока включает в себя его общую цель и задачи, способствующие реализации поставленной цели (для учителя). Задания составлены на разных уровнях сложности. Многие задания являются частично-поисковыми, творческими.
Формы контроля могут быть разнообразными: самопроверка, взаимопроверка, первым троим выполнившим – «5» и т.д.
В конце изучения темы приведены примерные вопросы для контроля знаний учащихся.
Данная методическая разработка уроков позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении. Такая форма работы позволяет изучить необходимый объем информации на уроке и уменьшить время подготовки домашних заданий. Предложенное методическое пособие позволит учителю сэкономить время, необходимое для подготовки к уроку.
ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ. ЛИТОСФЕРА
Урок № 1. Строение Земли
Цель: сформировать представление о внутреннем строении Земли, ознакомиться с ее внутренними слоями (земная кора, океаническая кора, мантия, ядро) через активную познавательную деятельность учащихся посредством индивидуальной и групповой работы. Оборудование: атласы, учебники, демонстрационная таблица «Внутреннее строение Земли», видеофрагмент. Ход урока:
Задача 1: (для учителя): обратить внимание учащихся на схему изучения географии в 6 классе, сформулировать следующую изучаемую тему. Задание 1. Используя содержание учебника (стр.173-174) дополните схему и предположите название новой темы: ПЛАН И КАРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Задача 2: изучить внутреннее строение земли посредством работы с демонстрационной таблицей и учебником. Задание 1. Используя учебник (стр.38), постепенно углубившись в недра Земли, познакомиться с внутренним строением ее первой составляющей. Свои наблюдения занесите в таблицу:
Внутренние оболочки Земли
| Характеристика оболочек Земли
| состояние
| температура
| давление
| 1.Земная кора
|
|
|
| Задание 2. Решите задачу:
Вы спустились на экскурсию в угольную шахту, которая находится на глубине 1600 метров. Рассчитайте примерную температуру горных пород в этой шахте, если температура на поверхности, составляет 5C. Задание 3. Прослушав газетную статью, заполните таблицу:
«В 19909г. На Балканском полуострове, около г. Загреба, произошло сильное землетрясение. Хорватский геофизик Андрия Мохоровичич, изучая сейсмограмму, записанную в момент этого события, заметил, что на глубине примерно 30 км скорость волн существенно увеличивается. Данное наблюдение подтвердили и другие сейсмологи.» Значит, существует некий раздел, ограничивающий снизу земную кору. Для его обозначения ввели особый термин – поверхность Мохоровичича. Задание 4 . Используя учебник (стр.38-39), продолжите постепенное углубление в недра Земли и познакомьтесь с еще двумя важными оболочками, составив их характеристики, занеся их в таблицу:
Внутренние оболочки Земли
| Характеристика оболочек Земли
| состояние
| температура
| давление
| 1.Земная кора
| твердая
| Повышается на 3C на каждые 100м глубины
| С глубиной повышается
| 2. граница Мохоровичича
|
|
|
| 3. Мантия
(верхняя, нижняя - астеносфера)
| «густая мазь»
| 2000 C
| С глубиной повышается
| 4. Ядро
(внешнее, внутреннее)
| Внешнее – жидкое,
Внутреннее – твердое, хотя 1 см3 весит 12г.
| 2000 C – 5000 C
(до 10 000)
| С глубиной повышается
|
Задача 3: первичное закрепление изученного материала. Задание 1. Постройте круговую диаграмму «Внутреннее строение Земли», показав долю объема ядра(17%), мантии(82%) и земной коры(1%) в общем объеме планеты. Задание 2. Землю по ее внутреннему строению сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением? Задание 3. Выберите правильный ответ:
Литосфера – это …
А) твердая оболочка, образованная горными породами;
Б) оболочка, состоящая из земной коры и верхней части мантии;
В) разнообразные минералы и горные породы, распространенные на поверхности земли. Задача 4: ввести представление о материковой и океанической земной коре. Задание 1. Используя рисунки 23, 24, стр.40 и текст учебника, стр.39-40, заполните недостающие строки таблицы «Виды земной коры» и заполните таблицу:
Вид земной коры
| толщина
| Состав (слои)
| А) материковая
| 30-40 (до 70)км
| Осадочный, «гранитный», «базальтовый»
| Б) океаническая
| 3-7км
| Осадочный, «базальтовый»
|
Задача 5: рефлексия
(закрепление изученного материала): Задание 1:Найдите соответствия:
1. земная кора океанического типа
2. материковая земная кора
3. мантия
4. ядро
| А) состоит из гранита, базальта
Б) температура 2000, состояние вязкое, ближе к твердому
В) толщина 3-7км
Г) температура 2000-5000, твердое, состоит из двух слоев
|
Домашнее задание: п.16, приготовить устный рассказ: «Изучение земной коры».
|