Вопросы по теории и методике преподавания географии.
Предмет и задачи изучения методики преподавания географии. Связь методики с другими науками и практикой школы.
Современные цели школьного географического образования, их взаимосвязь с общими целями общеобразовательной школы. Взаимозависимость целей обучения и содержания школьного географического образования
Содержание и структура базового географического образования в школе.
Формирование основных компонентов содержания географического образования.
Методы обучения географии: понятие, классификация, характеристика отдельных методов
Учебник географии – главный компонент комплекса средств обучения, его роль в учебном процессе. Методика работы с учебником.
Географическая карта как источник знаний и средство наглядности. Типы карт, применяемых в школе. Методы и приемы работы с картой, обеспечивающие чтение, понимание и знание карты
Глобус, его особенности как учебного средства и познавательные возможности. Приемы работы с глобусом в разных классах.
Формы организации обучения географии. Урок – основная форма организации обучения. Требования к современному уроку.
Типология уроков географии: по дидактическим целям, месту проведения, характеру познавательной деятельности; особенности их структуры.
Основные этапы урока. Конструирование современного урока географии
Виды и формы проверки знаний учащихся. Оценка знаний
Подготовка учителя к проведению урока географии. Оценка качества и результативности урока
Педагогические технологии и возможности их использования в процессе обучения географии
Наблюдения и практические работы на местности при изучении географии
Географические представления, их особенности. Приемы формирования представлений.
Понятия, особенности географических понятий. Пути формирования понятий
Внеклассная работа по географии – составная часть учебно-воспитательного процесса по предмету. Ее цели и содержание. Формы организации
Суть краеведческого принципа обучения географии, его отражение в программе, учебниках. Пути осуществления в учебном процессе.
Значение и пути дифференцированного обучения географии с учетом интересов и склонностей учащихся.
Практические работы в курсе географии. Требования к проведению. Оценка качества выполнения практических работ
Особенности методики изучения «География. Землеведение» 6 класс: цели и задачи курса, его структура и содержание, средства обучения по курсу, различные подходы к изучению основных вопросов курса.
Особенности методики изучения курса «Географии материков и океанов»: цели и задачи курса, его структура и содержание, средства обучения по курсу, различные подходы к изучению основных вопросов курса.
Особенности методики изучения курса «География России. Природа» 8 класс: цели и задачи курса, его структура и содержание, средства обучения по курсу, различные подходы к изучению основных вопросов курса.
Особенности методики изучения курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» 9 класс: цели и задачи курса, его структура и содержание, средства обучения по курсу, различные подходы к изучению основных вопросов курса.
Особенности методики изучения курса «Экономическая и социальная география мира»: цели и задачи курса, его структура и содержание, средства обучения по курсу, различные подходы к изучению основных вопросов курса.
Система знаний о населении в школьной географии: цели изучения, содержание, средства, методы и различные подходы к изучению основных вопросов курса.
Наблюдения и практические работы на местности при изучении «Географии Мурманской области» 6 класс.
Возможности и использование компьютерных технологий на уроках географии.
Приемы работы с контурной картой.
Вопросы по географии:
Определение географии. География в системе наук о Земле и ее роль в жизни общества.
Форма, размеры, осевое и орбитальное вращение Земли и их географические следствия. Внутреннее строение Земли.
Рельеф Земли и рельефообразующие процессы.
Гидросфера: составные части, происхождение кругоооборот воды в природе.
Мировой океан: рельеф океанического дна, химический состав и физические свойства морских вод, циркуляция вод океана, морские льды.
Атмосфера: газовый состав, вертикальное строение, термический режим. Воздушные массы, фронты, циклоны и антициклоны. Общая циркуляция атмосферы.
Европа: географическое положение, геологическое строение, современный рельеф, климат, внутренние воды, ландшафтные зоны.
Азия: географическое положение, геологическое строение, современный рельеф, климат, внутренние воды, ландшафтные зоны.
Северная Америка: географическое положение, геологическое строение, современный рельеф, климат, внутренние воды, ландшафтные зоны.
Южная Америка: географическое положение, геологическое строение, современный рельеф, климат, внутренние воды, ландшафтные зоны.
Африка: географическое положение, геологическое строение, современный рельеф, климат, внутренние воды, ландшафтные зоны.
Австралия: географическое положение, геологическое строение, современный рельеф, климат, внутренние воды, ландшафтные зоны.
Антарктида: географическое положение, геологическое строение, ледяной покров, морские и береговые биоценозы.
География мировых природных ресурсов и проблемы их рационального использования. Размещение основных отраслей добывающей промышленности.
Население мира: численность, воспроизводство, демографическая политика, расселение, виды населенных пунктов. Урбанизация: главные черты, формы, проблемы.
География обрабатывающей промышленности. Размещение основных отраслей. Особенности современного этапа индустриализации.
Общая экономико-географическая характеристика США.
Общая экономико-географическая Китая.
География мирового сельского хозяйства. Основные отрасли растениеводства и животноводства, их размещение.
Общая экономико-географическая характеристика одной из стран ЕС (Германия, Великобритания, Франция, Италия – по выбору преподавателя).
Общая экономико-географическая характеристика одной из стран СНГ (Украина, Белоруссия, Казахстан – по выбору преподавателя).
Русская равнина, Западно-Сибирская равнина, средняя Сибирь (по выбору преподавателя): географическое положение, геологическое строение, рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны.
Урал, Большой Кавказ, Байкальская горная физико-географическая страна (по выбору преподавателя): географическое положение, геологическое строение, рельеф, климат, внутренние воды, высотная поясность.
Отраслевая и территориальная структура хозяйства России, изменения в последние десятилетия.
Северный, Северо-Западный экономические районы России: состав, население, трудовые ресурсы, природно-ресурсный потенциал, размещение ведущих отраслей хозяйства, экологические проблемы.
Центральный, Центрально-Черноземный экономические районы России: состав, население, трудовые ресурсы, природно-ресурсный потенциал, размещение ведущих отраслей хозяйства, экологические проблемы.
Поволжский, Северо-Кавказский экономические районы России: состав, население, трудовые ресурсы, природно-ресурсный потенциал, размещение ведущих отраслей хозяйства, экологические проблемы.
Волго-Вятский, Уральский экономические районы России: состав, население, трудовые ресурсы, природно-ресурсный потенциал, размещение ведущих отраслей хозяйства, экологические проблемы.
Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный экономические районы России: состав, население, трудовые ресурсы, природно-ресурсный потенциал, размещение ведущих отраслей хозяйства, экологические проблемы.
Мурманская область: географическое положение, геологическое строение, рельеф, климат, внутренние воды, ландшафтные зоны, высотная поясность.
Комплексные задания
Объясните последовательность изучения темы «Природа» в курсе «География России». Назовите принципы дидактики, используемые при отборе содержания темы.
Объясните последовательность изучения темы «Население» в курсе «География России». Назовите принципы дидактики, используемые при отборе содержания темы.
Объясните последовательность изучения темы «Африка» в курсе 7 класса. Назовите принципы дидактики, используемые при отборе содержания темы.
Объясните последовательность изучения темы «Австралия» в курсе 7 класса. Назовите принципы дидактики, используемые при отборе содержания темы.
Объясните последовательность изучения темы «Северная Америка» в курсе 7 класса. Назовите принципы дидактики, используемые при отборе содержания темы.
Объясните последовательность изучения темы «Южная Америка» в курсе 7 класса. Назовите принципы дидактики, используемые при отборе содержания темы.
Объясните последовательность изучения темы «Строение земли» в курсе 6 класса. Назовите принципы дидактики, используемые при отборе содержания темы.
Объясните последовательность изучения темы «Топливно-энергетический комплекс» в курсе 9 класса. Назовите принципы дидактики, используемые при отборе содержания темы.
Объясните последовательность изучения темы «Металлургия» в курсе 9 класса. Назовите принципы дидактики, используемые при отборе содержания темы.
Объясните последовательность изучения темы «Машиностроение» в курсе 9 класса. Назовите принципы дидактики, используемые при отборе содержания темы.
Составьте план урока по теме: «Аграрно-промышленный комплекс России» с использованием технологии проблемного обучения.
Предложите варианты проблемного обучения, определите пути и ход решения проблемных ситуаций по теме «Атмосфера» в курсе география 6 класса.
Раскройте объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения при изучении темы «Мировые природные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности»
Обоснуйте методы и приемы мотивации учебной деятельности учащихся по теме «Население мира»
Укажите необходимое оборудование для проведения практических работ по географии на местности в 6 классе. Какие воспитательные цели могут быть реализованы в процессе применеия этих средств обучения?
Обоснуйте возможность формирования социально-значимых качеств личности при изучении темы «Хозяйство России» в 9 классе.
Составьте план внеклассного мероприятия по географии для 10 класса.
Расскажите о связи средств обучения с содержанием и методами на примере педагогической практики.
Объясните формирование географической картины мира при изучении темы «План и карта» в 6 классе.
Раскройте возможность экологизации географических знаний на примере изучения курса материков и океанов.
Применение личностно-ориентированных технологий обучения географии как условие обеспечения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями и реализации его творческого потенциала.
Рассмотрите возможность применения здоровьесберегающей технологии в 6 классе (тема по выбору).
Объясните применение информационно-коммуникативных технологий в 7 классе (тема по выбору).
Рассмотрите возможность применения технологий модульного обучения в 8 классе (тема по выбору).
Объясните применение технологий проектного обучения в 9 классе (тема по выбору).
|