Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Сахалинской области»
Кафедра гуманитарного образования ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Актуальные вопросы содержания и методики преподавания географии при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт
Южно-Сахалинск, 2012
УТВЕРЖДЕНА
Ученым советом
ГБОУ ДПО ИРОСО
протокол № ________
от _________________
Актуальные вопросы содержания и методики преподавания географии в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях: программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации учителей географии /Т.И.Борисова. Южно-Сахалинск, 2012. 62 с.
Пояснительная записка Новые требования к педагогам определяются изложенными во ФГОС требованиями к результатам образования, структуре образовательных программ, а также к кадровым условиям реализации ФГОС. Стержнем всех изменений являются новые представления о результатах, а именно появление такой группы результатов как метапредметные результаты, которые подлежат оценке. Система повышения квалификации и переподготовки учителей будет эффективной только в том случае, если она будет четко ориентировать подготовку педагогов (и школы в целом) на создание условий для появления новых типов образовательных результатов.
Для подготовки учителя для работы в системе нового образовательного стандарта нужны совершенно конкретные обучающие программы, в которых будет не только представлены теоретические основания новых образовательных технологий, но и будет возможность включиться в соответствующие практики - и в ходе включенного наблюдения, и в ходе анализа и проектирования собственных образовательных ходов.
Основные требования к системе повышения квалификации:
1) Перспективный характер повышения квалификации. Повышение квалификации и переподготовка должны включать педагогов в становящиеся практики, соответствующие требованиям стандарта. Система повышения квалификации должна создать для педагогов пространство профессиональной пробы в новом, становящемся образовании, соответствующем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
2) Модельный характер повышения квалификации. Задача заключается в том, чтобы во время повышения квалификации создать условия для учебной деятельности самих педагогов. Суть учебной деятельности состоит в постановке задач собственного развития, в поиске средств решения задач, оценке найденных средств. Именно в этот цикл должны быть включены педагоги в ходе повышения квалификации.
Материалом для организации учебной деятельности педагогов в ходе повышения квалификации может стать как процесс овладения новыми технологиями, а также работа с методическими текстами, поскольку методический текст - это средство овладения новым содержанием. Способность продуктивно работать с методической литературой - важнейшее условия для самообразования педагогов. Проблема состоит в том, что чужой «прием» нельзя механически перенести на собственную работу, по отношению к чужому тексту-опыту надо выстроить свою позицию. Для этого текст необходимо понять (суметь выделить основную мысль, отделить главное от второстепенного), определить, те идеи, с которыми читатель согласен, выделить то, что вызывает возражение. Условием такой продуктивной работы является владение средствами понимания текстов, умение выделять ключевые понятия, сворачивать текст в тезисы, выстраивать защиту и возражения по отношению к утверждениям текста. Способом формирования такого культурного чтения текста может стать практика семинаров-обсуждений, на которых текст обсуждается с разных позиций: понятие, тезис, апология, оппозиция.
3) Практико-ориентированный характер повышения квалификации.
Повышение квалификации должно быть направлено на развитие профессиональных компетентностей, позволяющих не столько применять готовые методики работы, сколько решать профессиональные задачи:
- разрабатывать программу учебной дисциплины в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;
- конструировать учебные задания, направленные на формирование предметных грамотностей на трех уровнях: формальном, предметном и функциональном;
- создавать и использовать контрольно- измерительные материалы, позволяющие оценивать предметные грамотности учащихся на трех уровнях: формальном, предметно и функциональном;
- создавать и использовать контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценивать метапредметные умения учащихся;
- создавать и использовать контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценить индивидуальное продвижение учащихся;
- разрабатывать оценочные процедуры, позволяющие диагностировать метапредметные умения и личностные достижения учащихся.
Условием появления такой компетентности является возможность опробования новой деятельности, решения задач и получения обратной связи. Таким образом, практико-ориентированное повышение квалификации должно проходить внутри реального образовательного процесса, где педагоги могут, с одной стороны, наблюдать как коллега решает педагогические задачи, а во вторых, самостоятельно проектировать образовательные ходы (формирующие оценивающие метапредметные и предметные результаты).
Для того чтобы реализовать практико-ориентированный характер повышения квалификации, необходимо в ее рамках создать условия для апробации педагогической деятельности в ее рефлексивном, а не нормативном варианте. Рефлексивный характер учения и профессиональной пробы предполагает цикличное построение всего образовательного процесса: постановку задачи, поиск способов решения, планирование своих действий, контрольно-оценочную деятельность, постановку следующей задачи.
Схема прохождения всех блоков:
- включенное наблюдение занятия (события, урока, проектной работы и т.д.)
- задания трех уровней (описание, анализ-сравнение, конструирование собственного шага) В ходе освоение профессиональных умений в совместно-распределенной деятельности. В ходе повышения квалификации могут быть освоены следующие позиции:
• «пользователь» (заданий и оценочных процедур),
• «разработчик» (заданий и оценочных процедур).
Требования к уровню подготовки выпускников по географии– установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
Федеральный компонент по географии содержит три стандарта: для основной школы, старшей школы на базовом уровне и старшей школы на профильном уровне. Цели учебного предмета «География» структурированы путем выделения следующих направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Цель: повышение профессиональной компетентности учителей географии в соответствии с современными требованиями к преподаванию географии в соответствии с целевыми установками ФГОС ОО.
Задачами программы являются: - формирование новых профессиональных компетенций педагогов в сфере преподавания географии в общеобразовательных учреждениях;
- осмысление теоретико-методологических основ преподавания географии в общеобразовательных учреждениях (новые концептаульные основы построения курсов, технологии, методики);
- осмысление путей обновления преподавания географии в контексте принятия ФГОС второго поколения (ограниченность традиционного «зуновского» подхода, многофакторность, альтернативность, многоперспективность). Курс «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания географии» предназначен для преподавателей географии СОШ, НПО и СПО, рассчитан на 108 часов при очной форме обучения.
В результате изучения курса сдается текущий и итоговый зачеты. К зачету слушатели должны знать:
• Образовательные технологии, направленные на формирование предметных результатов разных уровней (формального, предметного и функционального),
• Образовательные технологии, направленные на формирование метапредметных результатов,
• Инструменты оценки, направленные на диагностику предметных результатов разных уровней (формального, предметного и функционального)
• Инструменты оценки, направленные на диагностику метапредметных результатов;
• Оценочные процедуры, направленные на диагностику метапредметных результатов.
Структура программы: Раздел I. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности.
Модуль 1. Общество и образование.
Модуль 2. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности.
Модуль 3. Правовые основы аттестации педагогических работников.
Раздел II. Психолого – педагогические и технологические основы профессиональной деятельности работников образования.
Модуль 4. Психолого – педагогические основы профессиональной деятельности.
Модуль 5. Современные педагогические технологии
Модуль 6. Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Раздел III. Частно-методические аспекты профессиональной педагогической деятельности
Модуль 7. Содержание, методика и технология реализации образовательных программ в предметной области «География»
Модуль 8. Использование ИКТ в профессиональной деятельности
| Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Сахалинской области»
СОГЛАСОВАНО
Проректор по УМР
_________
| УТВЕРЖДАЮ
Ректор института
________
| УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Актуальные вопросы содержания и методики преподавания географии при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт
Цель курса: повышение квалификации педагогов в области теоретических основ и практики реализации современных подходов к преподаванию географии в общеобразовательных учреждениях в условиях введения ФГОС ООО
Категория слушателей: учителя географии СОШ, НПО и СПО.
Срок обучения: 108 часов.
Форма обучения: очная, с отрывом от работы
Режим занятий: 8 часов
Место проведения: ГБОУ ДПО ИРОСО
Наименование разделов, модулей и тем
| Всего
(часов)
| В том числе
| Форма
контроля
| Лекции
| Практические занятия
| Раздел I. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности.
| 12
| 12
|
|
| Модуль 1. Общество и образование.
| 6
| 6
|
|
| Модуль 2. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности.
| 4
| 4
|
|
| Модуль 3. Правовые основы аттестации педагогических работников.
| 2
| 2
|
|
| Раздел II. Психолого – педагогические и технологические основы профессиональной деятельности работников образования.
| 36
| 18
| 18
| Зачет
| Модуль 4. Психолого – педагогические основы профессиональной деятельности работников образования
| 10
| 8
| 2
|
| Модуль 5. Современные педагогические технологии
| 18
| 8
| 10
| Зачет
| Модуль 6. Информационно-коммуникационные технологии в образовании
| 8
| 2
| 6
|
| Раздел III. Частно-методические аспекты профессиональной педагогической деятельности
| 58
| 28
| 30
| к/р
зачет
| Модуль 7. Содержание, методика и технология реализации образовательных программ в предметной области «География»
| 54
| 28
| 26
| к/р
зачет
| Модуль 8. Использование ИКТ в профессиональной деятельности
| 4
|
| 4
|
| Итоговый зачет
| 2
|
| 2
|
| Итого:
| 108
| 58
| 50
|
|
Заведующий кафедрой ______________ Скоробач И.Р.
Руководитель курсов _____________ Борисова Т.И.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Сахалинской области»
СОГЛАСОВАНО
Проректор по УМР
__________
| УТВЕРЖДАЮ
Ректор института
_________
| |