Вербицкая Галина Ивановна, учитель географии ГБОУ ЦО № 1881
Жирадкова Лариса Ивановна,
Учитель географии МБОУ «СОШ №20 с УИОП»
Класс 5
Тема урока Географические координаты.
Базовый учебник География. Планета Земля. Автор : А.А. Лобжанидзе. Просвещение.
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий о способах определения географической широты и географической долготы, географических координат, измерения расстояний с помощью градусной сетки.
Способствовать осознанию учащимися практической значимости данного учебного материала.
Предполагаемые результаты обучения:
Предметные;
Метапредметные:
Личностные:
Ознакомление учащихся с составом обобщенного приема определения географической широты и географической долготы объекта и объекта по его координатам;
определения географических координат объекта;
способствовать формированию умения измерять расстояния с помощью градусной сетки.
развивать пространственные представления учащихся;
развивать познавательный интерес к изучению географии;
развивать способность применять умения, навыки в поисках решения проблемной ситуации, анализировать, делать выводы;
выявлять причинно-следственные связи
Способствовать формированию компетенций - учебно-познавательных, коммуникативных, информационных.
Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, показав пути самостоятельного освоения материала.
Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения
Воспитывать коммуникативные компетенции, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.
Тип урока: Изучение нового материала и первичного применения знаний
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, парная (практическая работа с картой); рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа с самопроверкой и последующим обсуждением.
Ключевые слова по теме урока (термины, понятия, персоналии, номенклатура): географическая широта, географическая долгота, географические координаты, древнегреческий учёный-астроном Гиппарх.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
| Этап урока
| Основной вид деятельности со средствами ИКТ
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Время (в мин)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
| Актуализация знаний и умений учащихся
|
| Выявление степени сформированности УУД по предыдущей теме. Фронтальная беседа учителя по вопросам предыдущего урока «Параллели и меридианы».
Подготовлен раздаточный материал - карточки-трафареты для ведения опроса :
на знания понятий;
на проверку понимания связей между объектами;
на проверку осознания структуры приема;
на проверку применения знаний.
| Делают опорные записи в карточке-трафарете:
Что называется – «полюсом, параллелью, меридианом».
Выделяют существенные признаки меридианов и параллелей. Сравнивают изображения параллелей и меридианов на глобусе и карте.
Определяют сколько километров в одном градусе по (меридиану); на каком расстоянии находится северный полюс от экватора.
Работают с картой: определяют какие континенты находятся и в северном и южном полушариях;
Участвуют в обсуждении правильности выполнения задания.
| 4-5 мин
| 2.
| Изучение нового материала
2.1.
|
| Чтение отрывка стихотворения:
На карте – огромная планета Земля:
Реки и горы, равнины, моря.
Точка на карте зовётся «объект» -
Такое понятие ввёл человек.
Сегодня мы с вами узнаем о том,
Что каждая точка имеет свой дом,
Чтобы её отыскать в целом мире,
Ей указали этаж и квартиру.
Сложно найти этот адрес ребятам,
Если не следовать координатам.
Этаж называется широтой,
Номер квартиры – её долготой.
Как отыскать в дом заветный ключик?
Карта и глобус нас этому учат.
Нам остаётся припомнить немного,
Какие ведут к каждой точке дороги.
Как только дороги пересекутся,
Искомые точки сразу найдутся.
И так, как вы думаете, изучением чего мы займемся?
Корректирует формулировку темы урока.
Акцентирование учителем внимания учащихся на значимости данной темы, ее практическом применении.
| Формулировка темы урока.
| 3 мин
|
| 2.2.
| Электронное приложение к теме. Определение координат точек. Географическая широта (а).
| Рассказ учителя: Система географических координат основана на том, что через любую точку на Земле может проходить только одна параллель и один меридиан. Географические координаты – это своего рода «адрес» объекта на земном шаре. Координаты определяются двумя числами – широтой и долготой. Чтобы установить точное положение любой точки земной поверхности, необходимо определить широту и долготу данного пункта. Географические координаты ввёл древнегреческий учёный-астроном Гиппарх (около 190-125 гг. до н.э.). Он жил и работал в Александрии.
Введение понятия –
географическая широта – это расстояние от экватора до заданного объекта, выраженное в градусах от 0° до 90°.
Все точки экватора имеют широту 0 градусов.
Широта Северного полюса – 90° с. ш.
Широта Южного полюса – 90° ю. ш.
Все объекты, расположенные в Северном полушарии, имеют северную широту (сокращенно с. ш.), расположенные в Южном полушарии – южную широту (ю. ш.).
Организация работы учащихся по определению географической широты.
| Анализируют информацию, отрабатывают приемы определения географической широты.
Записывают определение географической широты в тетрадь.
| 10 мин
|
| 2.3.
2.4.
3.0
Закрепление изученного материала
4.0 Итоги урока и выдача домашнего задания.
| Электронное приложение к теме. Определение координат точек. Географическая долгота (б).
Электронное приложение к учебнику.
Тренажер (по теме) – выводиться на доску.
Видеофрагмент из Художественного фильма «Дети капитана Гранда»
| Введение понятия:
Географическая долгота – это расстояние от нулевого меридиана до заданного объекта, выраженное в градусах от 0° до 180°.
Долгота всех точек на нулевом меридиане равна 0 градусов.
Северный и Южный полюса не имеют долготы, так как пересекаются всеми меридианами.
Все объекты, расположенные в Западном полушарии, имеют западную долготу (сокращенно з. д.), расположенные в Восточном полушарии – восточную долготу (в. д.).
Долгота всегда подписывается после широты.
Организация работы учащихся по определению географической долготы.
Ознакомление учащихся с составом обобщенного приема определения географической широты и географической долготы объекта и объекта по его координатам;
Организация проведения работы по карте.
Организует обсуждение ответов учащихся.
Демонстрация видеофрагмента
Постановка проблемы:
Почему невозможно было определить место крушения корабля капитана Гранда?
Постановка вопросов:
Представителям каких профессий необходимо знать точное местоположение объектов?
Организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке. Организует фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели. Организует проведение самооценки учениками работы на уроке; обсуждение и запись домашнего задания:
| Записывают определение географической долготы в тетрадь.
Анализируют информацию, отрабатывают приемы определения географической долготы.
Работа с электронным приложением.
Работа с тетрадью –тренажером стр.27 зад.12.(а.б,в,г,д.). Определение объектов по координатам и координат объектов.
Делаются записи в рабочую тетрадь и наносят объекты на к/карту.
Учащиеся делают вывод об отсутствии координаты и невозможности по этой причине определения место положения объекта.
Комментарии учащихся о практическом применении полученных знаний и приобретенных умениях.
Проводят самооценку своей деятельности на уроке, записывают домашнее задание
| 10 мин
9 мин.
6 мин.
2 мин.
| ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bfd65176-f416-4ea2-aa68-8958a801031a/Coordinates.html
Упражнение "Определение местоположения единой точки" - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6532edea-c4ac-4aaf-b79c-623b795d54eb/?from=9c670e79-6925-406e-90bf-c6d0ef2b400a&interface=pupil&class[]=48&class[]=49&subject=28
Упражнение "Определение точного местоположения точки в пространстве" (N 142592) - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/94df11c5-5901-4a81-9205-4719bd867c43/?from=9c670e79-6925-406e-90bf-c6d0ef2b400a&interface=pupil&class[]=48&class[]=49&subject=28
Википедия:
Меридиан - http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F0%E8%E4%E8%E0%ED
Параллель - http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F0%E0%EB%EB%E5%EB%FC
Географические координаты – http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E5%EE%E3%F0%E0%F4%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5_%EA%EE%EE%F0%E4%E8%ED%E0%F2%FB
Дети капитана Гранта - http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%F2%E8_%EA%E0%EF%E8%F2%E0%ED%E0_%C3%F0%E0%ED%F2%E0
Загрузите сюда методическую разработку урока для 5 класса, с учетом требований ФГОС ООО. Технические требования: Разработка оформляется в текстовом редакторе Microsoft Word 2003-2007. Максимальный объем – до 5 страниц (все поля страницы – по 2 см, междустрочный интервал – 1,5, шрифт Times New Roman, 14 кегль). Работа может содержать рисунки и таблицы,имеет следующую структуру. Первая строка – ГАОУ ВПО МИОО Вторая строка – фамилии и инициалы автора. Третья строка (либо количество строк по необходимости) – название работы . Четвертая строка – название ОУ. Остальные строки – текст статьи. В конце приводится список литературы . Если Вы хотите приложить еще и презентацию, тогда Вам надо создать и заархивировать папку, в которую войдут: методическая разработка и презентация.В презентации 1-й слайд-название, автор и №ОУ.Количество слайдов не более 10. Общий максимальный размер архивной папки не более 10 Мбайт |