Скачать 69.34 Kb.
|
При организации работы на уроке основу педагогической дифференциации составляет деление детей на группы в зависимости от способности усвоения учебного материала. Определены 4 типологические группы (классификация В.В. Воронковой). К первой группе относятся учащиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Большинство заданий ими выполняются самостоятельно, умеют переносить знания в новые условия, в основном правильно используют имеющийся опыт. При выполнении сложных заданий нуждаются в активизирующей помощи учителя. Во вторую группу входят дети, достаточно успешно обучающиеся в классе. Однако они испытывают больше затруднений, чем учащиеся первой группы. В основном понимают фронтальное объяснение, запоминают изученный материал, но без помощи учителя обобщения и выводы делать не могут. Умеют переносить знания в новые условия, но при этом темп работы снижается, допускают ошибки, которые исправляют сами, с незначительной помощью учителя. К третьей группе относятся учащиеся, с трудом усваивающие программный материал, которые нуждаются в разнообразной помощи учителя. Им трудно определить главное, установить логическую связь между частями, причино-следственные связи на уроках географии. Нуждаются в конкретных дополнительных разъяснениях, мало самостоятельны. Их действия необходимо постоянно корректировать. К четвертой группе относятся учащиеся, овладевающие учебным материалом на самом низком уровне. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнении, в ведении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказке. Поэтому индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей учащихся составляет основу методики проведения уроков географии. Работу с учащимися строю в системе развивающего обучения. Мною разработана технология внутриклассной дифференциации, которая выполняет задачу обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития. Применяя эту технологию , я исхожу из методической системы преподавания географии для специальной коррекционной школы:
Своеобразным паспортом в технологии выступает технологическая карта, которая позволяет методически видеть основные компоненты учебного процесса. Технологические карты разработала по многим темам программы по курсу географии в 6-9-ых классах. Привожу описание технологической карты по теме « Географическое положение России на карте мира». (Приложение 1). Технологическая карта позволяет мне:
На уроках использую одну из форм внутриклассной дифференциации: групповую работу или парную. При организации групповой работы учитываю деление учащихся по классификации В.В. Воронковой С помощью такой формы обучения решаю важную задачу: воспитание социальных и коммуникативных навыков, умение строить взаимоотношения между детьми. Работу в группах организую на всех этапах урока. Это весьма эффективно, так как на этапе актуализации знаний ученики отвечают на вопросы, на этапе изучения знании они учатся мыслить, на этапе самостоятельной работы - по-своему применяют знания. При планировании групповой работы включаю в систему те задания, которые соответствуют уровню развития учащихся. Заранее предусматриваю те затруднения, с которыми встретятся школьники на уроке и ту меру помощи, которую следует им оказать, не снижая их познавательной активности. При конструировании уроков, с применением группового обучения, руководствуюсь следующими правилами:
Количество вопросов и заданий репродуктивного и творческого характера, их сочетания изменяются в зависимости от цели содержания урока, уровня познавательной возможности учащегося, его дифференциации по классификации В.В. Воронковой. Примеры заданий для групповой работы в 6 классе. 1.Дополнить рассказ или дописать предложение 2.Подготовить вопросы для взаимопроверки. 3.Пользуясь рисунком, описать круговорот воды в природе или составить рассказ «Капелька-путешественница». 4.Заполнить перфокарту. 5.Разгадать ребусы , решить кроссворд или отгадать загадку. 6.Заполнить таблицу. 7.Дополнить схему. 8.Ответить на вопросы учителя. 9.Подписать названия океанов. 10.Нарисовать плакат на тему «Охрана воды» и придумать ему название. Модуль групповой работы состоит из четырех блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся и их способность к усвоению учебного материала. Последовательность блоков предполагает изменения характера взаимодействия школьников внутри группы. I.блок. Основная задача - научить учащихся разнообразным приемам работы с текстом учебной статьи. Учащиеся работают в разноуровневых группах постоянного состава. Моделируя урок, учитываю следующие положения:
Задания для групп: Прочитать статью «Животный мир Австралии» (8 кл.) и выполнить следующие действия: 1.Выписать названия животных Австралии. ( IV группа) 2.Из предложенных вариантов выбрать правильный ответ на вопрос. Какое самое крупное сумчатое животное обитает в Австралии? ( III группа). 3.Составить четыре вопроса к тексту (II группа). 4.Составить план статьи (I группа). II блок Основная задача – научить учащихся планировать свою работу, развивать коммуникативные способности. При моделировании уроков учитываю следующие положения:
Задания для групп: Прочитать параграф «Родник и его образование» (6кл.) выполнить следующие действия: 1.Нарисуй выход родника на поверхность.(IV группа) 2.По схеме «Образование родника» назвать слои почвы, где проходит вода и где задерживается (III группа). 3.По схеме «Образование родника» рассказать как собирается вода под землей (II группа). 4. Рассказать об особенностях и значении родниковой воды (I группа). III блок Основная задача – научить учащихся самостоятельной работе в парах. Учитель координирует действия пар, консультирует и оценивает работу каждого ученика, каждой пары. Задания для работы в парах: Практическая работа по контурным картам: подписать названия островов и полуостровов России. Оформление плаката «Контуры материков». IV блок Основная задача – самостоятельное дифференцированное изучение учащимися части материала. В ходе урока школьники выполняют систему заданий для самостоятельной работы. Задания для самостоятельной работы: 1. Выписать названия рек и озер Северной Америки (IV группа) 2.Вставить в тексте пропущенные слова (III группа). 3.Рассмотреть рисунок и указать названия Великих озер в Северной Америке, обозначенных цифрами 1-5 (II группа). 4.Заполнить таблицу (I группа). По данной технологии работаю три года. Для отслеживания результативности усвоения учащимися учебного материала по географии использую, разработанные мною, тестовые задания. Они предназначены для проверки знаний по данному курсу и помогут выявить знания основного теоретического, фактического и номенклатурного материала, а также дадут возможность ребенку почувствовать себя компетентным в географии. Учащиеся с проблемами интеллектуального развития не всегда владеют речью в такой степени, чтобы без затруднений излагать свои знания. Поэтому выявление знаний только через устную речь нельзя признать полным и объективным. Учитывая это, необходимо организовать различные виды проверочных работ, а также применять различные способы проверки знаний учащихся. Опыт работы с такими учащимися, привел меня к выводу о возможности успешного применения тестовых заданий на уроках географии. (Приложение 2 ) Проводимая мною работа носит систематический, последовательный, целенаправленный характер. |