Рабочая программа по биологии (5 класс) по теме: Рабочая программа по природоведению 5 класс.А.А Плешакова,Н.Сонин.
1.Пояснительная записка.
Природоведение
5 класс.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования(базовый уровень) и Программы основного общего образования по природоведению 5 класса, А.А Плешакова,Н. И.Сонина (5-ое издание, стереотип.М: Дрофа,2000).Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение природоведения 2 часов в неделю.(70 часов.)
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы .Курс «Природоведения» является пропедевтическим по отношению к естественным наукам. Содержание курса интегрировано и включает понятия по основам биологии, физики, химии, географии.
Именно курс «Природоведение» формирует первоначальные элементарные научные знания. Изучение материала направлено на решение его главной задачи- формировании знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку как уникальному и неповторимому .Обучение природоведению необходимо проводить с учетом психологических особенностей детей 10-11-летнего возраста, которые воспринимают природу как нерасчлененное единое целое. Следует исходить из того, что учащиеся данного возраста наряду с присущим им образно-практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия.
Курс «Природоведение» является пропедевтическим по отношению к естественнонаучному циклу дисциплин: биологии, химии, физике, географии в последующих классах. В настоящее время наиболее актуальным является обучение детей навыкам работы с различными источниками знаний и умению извлекать из них нужную информацию. В связи с этим в программу включены такие формы работы, как самостоятельное осмысление текста учебника и дополнительной литературы, рекомендованной учителем и самостоятельно подобранной учениками; составление школьниками докладов, сообщений, рефератов и свободное изложение их содержания своим одноклассникам; формулирование вопросов слушателям и ответы на них последними(своеобразный диалог с целью более глубокого понимания материала).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачиизучения природоведения на ступени основного общего образования:
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
ü освоение знанийо многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
ü овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
ü развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
ü воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
ü применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ.
Роль учебного предмета в формировании компетенций;
Реальным объектом в сфере формирования компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии.
1. Ценностно-смысловые компетенции- обеспечить механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От этого зависит индивидуальная образовательная траектория ученика.
2. Общекультурные компетенции- обеспечить механизм освоения учеником культурологического и всечеловеческого понимания мира.
3. Учебно-познавательные компетенции- обеспечитьсовокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
4. Информационные компетенции- при помощи реальных объектов (компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формировать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; учить умению ориентироваться в потоке информации и способах поиска информации, находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать
5. Коммуникативные компетенции – включение необходимых способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
6. Компетенции личностного самосовершенствования- умение применять полученные знания в отношении собственного здоровья, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни .
Новизна программы
В основу программы положен принцип личностно - деятельного подхода в обучении.
- определены методические условия формирования основных биологических понятий на основе дополнения содержания федерального компонента региональным материалом;
:
Предметные компетенции по природоведению:
на базовом уровне:
Стандарт по природоведению нацелен на приобретение учащимися элементов природоведческой, здоровьесберегающей и экологической компетенций: умение ориентироваться в окружающей среде (определение стороны горизонта с помощью компаса, полярной звезды и местных признаков); следовать нормам экологического поведения в местной природной среде; действовать в опасных природных условиях (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными и т.п.); владеть простейшими способами оказания первой медицинской помощи; применять полученные знания в повседневной деятельности (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений); следить за своим рационом питания; основными показателями своего развития по сравнению с возрастными нормами.
Требования к уровню подготовки – установленные стандартом результаты освоениявыпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
Требования к уровню подготовки учащихся по природоведению ориентированы на овладение наиболее значимыми для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук элементами знаний, приемами практической и интеллектуальной деятельности. Три рубрики: «Знать/понимать», «Уметь» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» включают как требования репродуктивного уровня, нацеленные на воспроизведение основного содержания предмета и требования продуктивного характера. К ним можно отнести формирование приемов исследовательской деятельности, коммуникативных умений, а также способов деятельности, связанных с соблюдением норм экологического поведения в природной среде, сохранением здоровья и обеспечением безопасности жизни.
3. Учебно-тематический план.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 5 класс
Программа:программа основного общего образования по природоведению. 5 класс. Авторы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин., М., «Дрофа», 2008г.
Учебник:Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. М., «Дрофа», 2010г.
№ урока
| Содержание
| Кол-во
часов
| 1.
2
3
4
5.
| Тема 1. Изучение природы.
Тема 2. Вселенная.
Тема 3. Земля.
Тема 4. Жизнь на Земле.
Тема 5. Человек на Земле.
| 4 часа.
14 часов.
18часов.
15часов.
19часов.
|
Итого 70 часов.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов:
§ Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
§ Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
§ Примерная программа основного общего образования по природоведению для 5 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.
§ Авторская программадля общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.
§ Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-12 учебном году (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.2008 № 379).
4.Содержание учебного предмета
Приложение 2
№ п/п
| Тема урока.
| Кол-во часов.
| Дата.
| Виды и формы контроля.
| Оснащение
| Примечания
| 1.
| Науки о природе.
| 1час.
| 3.09.11г.
|
| Таблицы и картины с изображением явлений природы (извержение вулкана, землетрясение );
| Можно завести альбом,в который в течение года наклеивать интересные статьи из газет и журналов по теме охраны природы.
| 2.
| Методы изучения природы.
| 1 час.
| 6.09.11г.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». Раздел методы изучения природы.
|
| 3.
| Наблюдение, эксперимент, измерение.
| 1 час.
| 10.09.11.г.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».т-3
Примеры лабораторного оборудования(пробирки, колбы и т.д.).
|
| 4.
| Оборудование для научных исследований.
| 1 час.
| 13.09.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».
Примеры лабораторного оборудования(пробирки, колбы и т.д.).тема-4
|
| 5.
| Как древние люди представляли себе Вселенную.
| 1 час.
| 17.09.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
Письменный
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».тема-5
|
| 6.
| От Коперника до наших дней.
| 1 час.
| 20.09.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».
Тема-6
|
| 7.
| Соседи Солнца.
| 1 час.
| 24.09.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».
Тема-7
|
| 8.
| Планеты-гиганты и маленький Плутон.
| 1 час.
| 27.09.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».тема-8
|
| 9.
| Спутники планет.
| 1 час.
| 1.10.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение» .тема-9
|
| 10.
| Астероиды. Кометы.
| 1 час.
| 4.10.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
Письменный(тест)
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».
Тема-10
|
| 11.
| Метеоры. Метеориты.
| 1 час.
| 8.10.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение» .тема-11
|
| 12.
| Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда.
| 1 час.
| 11.10.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
Письменный
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение» .тема-12
|
| 13.
| Многообразие звезд.
| 1 час.
| 15.10.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».тема-13
|
| 14.
| Созвездия.
| 1 час.
| 18.10.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
Письменный
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».тема-14
|
| 15.
| Галактики. Световой год.
| 1 час.
| 22.10.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».тема-15
|
| 16.
| Многообразие галактик.
| 1 час.
| 25.10.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
Письменный
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».тема-16
|
| 17.
| Обобщающий урок по теме «Вселенная»
| 1 час.
| 29.10.11
| Итоговый ;
Устный,
Индивидуальный,
Письменный
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».тема-17
|
| 18.
| Контрольная работа.
| 1 час.
| 1.11.11.
| Итоговый ;
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».тема-18
|
| 19.
| Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.
| 1 час.
| 14.11.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
Письменный
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».тема-19
|
| 20.
| Современные представления о возникновении Земли.
| 1 час.
| 17.11.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».тема-20
|
| 21.
| Что у Земли внутри.
| 1 час.
| 21.11.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
Письменный
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».тема-21
|
| 22.
| Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
| 1 час.
| 24.11.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».тема-22
Карта « Полезные ископаемые Бурятии».
|
| 23.
| Вещества и явления в окружающем мире.
| 1 час.
| 28.11.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
Письменный
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».тема-23
|
| 24.
| Многообразие явлений природы.
| 1 час.
| 1.12.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
Письменный
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».т-23
|
| 25.
| Землетрясения. Вулканы.
| 1 час.
| 5.12.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
Письменный
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».т.-25
|
| 26.
| Суша планеты.
| 1 час.
| 8.12.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
Письменный
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».т-26
|
| 27.
| Характеристика природных условий материков.
| 1 час.
| 12.12.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».т-27
Физическая карта мира.
|
| 28.
| Воздушная одежда Земли.
| 1 час.
| 15.12.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
Письменный
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».т-28
|
| 29.
| Погода.
| 1 час.
| 19.12.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
Письменный
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».т-29
|
| 30.
| Климат.
| 1 час.
| 22.12.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».т-30
|
| 31.
| Ураганы. Смерчи.
| 1 час.
| 26.12.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
Письменный
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».т-31
|
| 32.
| Гидросфера Земли, ее части.
| 1 час.
| 29.12.11.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
Письменный
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».т-32
|
| 33.
| Мировой океан.
| 1 час.
| 11.01.12.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».т-33
|
| 34.
| Воды суши.
| 1 час.
| 13.01.12.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
Письменный
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».т-34
Физическая карта мира.
|
| 35.
| Неповторимая планета.
| 1 час.
| 16.01.12.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
Письменный
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».т-35
|
| 36.
| Обобщающий урок по теме «Земля»
| 1 час.
| 19.01.12.
| Итоговый .
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».т-36
|
| 37.
| Развитие жизни на Земле.
| 1 час.
| 23.01.12.
| Текущий;
Устный,
Индивидуальный,
| Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».т-37
|
| |