Скачать 80.2 Kb.
|
Курганинский район МОУ СОШ № 31 Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Написание слов с парными согласными на конце слова» Учитель начальных классов Касьяненко Н.В. п. Светлая Заря, 2008год Тема: Написание слов с парными согласными на конце слова Цель: закрепить знания учащихся о звонких и глухих парных согласных о способе проверки написания парных звонких и глухих согласных на конце слова; развивать орфографическую зоркость; способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления; воспитывать любовь к природе. Ход урока I. Организационный момент. Вот звонок нам дал сигнал. Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. II. Сообщение темы и цели. Сегодня на уроке, ребята, мы с вами будем повторять правила, с которыми познакомились недавно на уроках русского языка . Что это за правила? Сегодня на уроке прямо пойдём – К словам словарным попадем. Направо пойдём – в гости К парным согласным зайдём. Заодно, ребята, мы будем с вами говорить и об изменениях в природе. III. Работа по теме урока. 1. Беседа о зиме. Какое же время года наступило? Отгадайте загадку: Дел у меня не мало – Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лёд руки убираю, Белю поля, дома – Зовут меня - …. (зима) Какие же изменения произошли в природе с приходом зимы? Зима – самое холодное время года. Солнце зимой светит, но не греет. Дни стали короткие, а ночи длинные. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. К образу зимы обращались и поэты, и писатели, и композиторы, и художники. Каждый из них по – своему представлял красоту и своеобразие зимней природы. (Рассматривание репродукций) В произведениях поэтов и писателей часто рисуется картина наступления зимы, первого снега, который одевает землю «точно пеленою», расстелив «блистательный ковёр» на земле. (На фоне музыки дети читают стихи И.З. Суриков – «Зима», А. Шаталов - «Первый приход зимы») 2. Упражнение для глаз «Снежинка» Пришла зима … С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой. Вот снежинка плавно полетела вправо, повернула, гонимая ветром, влево, повертелась, покружилась и тихонько опустилась на землю 3. Пальчиковая гимнастика. А теперь, ребята, подготовим руку к письму. Возьмите палочку, покатайте её между ладонями. Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. Наши пальчики сплетём И соединим ладошки. А потом как только можем Крепко-накрепко сожмём Пальцы в гости приходили, Тук, тук, тук – стучали в дверь. Только дверь им не открыли: Думали: там страшный зверь. 4. Работа в тетрадях. А сейчас приготовьте свои тетради. Я сейчас тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою: Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь – За работу я возьмусь. Запишите в тетрадях дату. На страничку нашей тетради тоже упадут первые снежинки. Это наше чистописание. Возьмём ручку с синей пастой, нарисуем снежинки. Они похожи на звёздочки. А сейчас мы сделаем узор, который составляет на окнах мороз. А помогут нам в этом буквы и их элементы. У зимы есть три верных помощника. Как вы думаете, кто они? Это зимние месяцы: декабрь, январь, февраль. А какие пословицы об этих месяцах вы знаете? Декабрь – зиме начало, а году конец. Январь – году начало, зиме середина. Февраль – вьюги да метели в феврале налетели. В феврале зима с весною встречается. А сколько букв и сколько звуков в этих словах? Декабрь – 7б., 6 зв. Январь - 6 б., 6 зв. Февраль – 7 б., 6 зв. 6. Словарная работа. Ребята, скажите, а как зимуют птицы? (улетают в теплые края, а к нам прилетают северные птицы) Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей… Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей. Кто там ловко и упорно Лазит острым клювом вниз? Это поползень проворный Перед стайкою синиц. У опушки в старых елках От зари и до зари Разговор ведет чечётки, Громко вторят снегири. Пёстрый дятел крикнет громко, Разогнав лесную тишь. А на вырубках, на липах, Отзовётся бойкий чиж. Я б могла ещё так много Про лесных сказать певцов. Как средь стужи и морозов Вывел клёст своих птенцов. Как с утра и до заката На репьях гостят щеглы, И торопятся куда-то Ярко-красные щуры. Каких птиц я назвала в стихотворении? А какие ещё птицы зимуют в наших краях? (На доске картинки: сорока, ворона, воробей) Какие это слова? (Словарные). Как их нужно писать? (во всех словах сочетание –оро –) Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Как вы можете помочь птицам пережить это трудное время? (Сделать кормушки) Эй, зимующие птицы, Дятлы, воробьи, синицы, Вы не бойтесь зимовать, Мы вам будем помогать. У вас на партах, ребята, лежат карточки, на которых нарисованы зимующие птицы. Соедините линиями рисунки и названия птиц. Но чтобы помочь птицам добраться до кормушки, нужно нам с вами заглянуть в гости к парным согласным звукам. 7. Упражнение в правописании парных согласных звуков. Назовите парные согласные звуки. (б-п; в-ф; г-к; д-т; ж-ш; з-с) Как нужно проверять правописание парного согласного звука в конце слова? Подберите проверочные слова к данным на карточках слова Сне… Медве…ь Моро… Сугро… Пру… Холо… Лё… Ду… Прору…ь Сапо… А теперь откройте учебник на стр. 115. Вверху страницы возле звоночка найдите упр. № 145. Запишите в тетрадь. (объяснение правописания пропущенных букв, запись упр. в тетрадь) А сейчас немножко отдохнём и устно поупражняемся в подборе проверочных слов. Свекла, где растёт? На грядке. Буквы пишут где? В тетрадке. Любим мы играть… В снежки. Есть на праздник… Пирожки. Грядка. Нет чего? Грядок. А тетрадка? Нет тетрадок. Что мы утром чистим? Зубки. Одеваем в холод? Шубки. Зубки. Изменяем: Зубы. Шубки? Изменяем: Шубы. А снежинки? Идёт Снежок. Пирожки. Съел Пирожок А теперь посмотрите на таблицу. Здесь написаны слова: Снег…, моро…, холо…, корму…ки, зёрны…ки, кро…ки, ребяти…ки. Используя эти слова, составьте предложение. Молодцы, ребята. Я думаю, что птицы теперь обязательно прилетят к вам в кормушку. Физминутка Солнце землю греет слабо. По ночам трещит мороз. Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда. Вьюга злиться, снег кружиться, Заметает все кругом Белоснежным серебром. 8. Продолжение работы по теме. Ребята, зимушка-зима прислала нам письмо. Что же в нём? Получите же, друзья, От меня задания. Выполняйте без каприз – Впереди вас ждёт сюрприз. (каждому уч-ся выдается листок с заданием: списать текст, выставляя пропущенные буквы. Сне… укутал деревья. Ду… стоит в мохнатой шапке. На ветках берё… белый шар… . Молодая ёлочка спряталась в сугро… . не страшен деревьям холо… и моро… .) IV. Итог урока. Какое правило, ребята, нам помогло выполнять задания и писать без ошибок? Звуки согласные Бывают такие опасные! Звук слышится, А буква другая пишется. Поэтому нужно быть очень внимательными, чтобы не ошибки не смогли забраться к вам в тетради. V. Домашнее задание. Стр. 116, упр. № 147 VI. Рефлексия. Подошёл к концу наш урок. На доске остались скучать зимняя тучка. У вас на партах есть снежинки – голубая, белая, фиолетовая. Если урок вам понравился – возьмите голубую снежинку, кому было почему-то неуютно – белую, а тем, кому урок совсем не понравился – фиолетовую. Прикрепите свои снежинки к тучке. (Ученик прилепил снежинку к тучке) Сюрпризный момент. Ой, ребята, что это у нас в классе? Давайте попробуем потянуть за верёвочку. (появляется шкатулка со снежинками, дети берут снежинки, а под ними – конфеты.) Ребята, а снежинки – то волшебные. Посмотрите, на них написаны буквы. Составьте из этих букв слова. (Дед Мороз) Скоро Новый год и Дед Мороз напомнил о себе. Вы должны учить стихи, песни, готовить костюмы, чтобы всем вместе весело встретить Новый год. |