Скачать 165.49 Kb.
|
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30» г. Калуги «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю Руководитель методического Заместитель директора по Директор МБОУ «СОШ №30» объединения учителей истории, УВР МБОУ «СОШ №30» биологии, химии, географии _______/С.Л. Шебаршинова/ МБОУ «СОШ №30» ФИО _________/_______________/ _________/______________/ ФИО ФИО Протокол №____ Приказ №____ от «____»__________2013 г от «____»__________2013 г от «____»__________2013 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ__ (наименование учебного курса, предмета) ДЛЯ 5 КЛАССА НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Составитель программы: Шпенева Наталья Ивановна, учитель биологии высшая квалификационная категория 2013 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Природоведение» является пропедевтическим курсом для дисциплин предметной области «Естествознание», изучаемых в основной общеобразовательной школе. Этот курс обладает мощным образовательным и воспитательным потенциалом, интегрирующим начальные знания по биологии, географии, физике, астрономии, химии и экологии. Данная программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Цели курса: Обучающие цели: - развитие у учащихся основных знаний о многообразии природных объектов и явлений, о взаимосвязи живой и неживой природы, о влиянии деятельности человека на природу; - формирование начальных знаний о методах науки; - развитие умений по применению усвоенных знаний и полученных навыков при решении учебных и практических задач; - формирование начальных исследовательских умений: проводить наблюдения, ставить простейшие опыты, осуществлять измерения, описывать полученные результаты, формулировать выводы; - формирование элементарных умений по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи. Развивающие цели: - развитие у учащихся интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, давать определение понятий, делать выводы; - развитие интереса к изучению природы, умственных и творческих способностей учащихся в процессе изучения курса. Воспитательные цели: - развитие у учащихся ценностного и бережного отношения к природе и своему здоровью; - воспитание эстетического восприятия природы; - формирование у школьников понимания необходимости согласовывать поведение и деятельность человека в природе с экологическими нормами и правилами; - развитие ответственного отношения к собственному здоровью и формирование здорового образа жизни. Курс «Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс» является естественным продолжением природоведческого курса начальной школы. На данный курс отводится 70 часов (2 часа в неделю). В 5 классе обучающиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6 – 9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении вещества, их физических и химических свойств, о физических и химических явлениях в неживой природе. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях их жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Особое внимание уделяется человеку, его здоровью и безопасности жизнедеятельности. Изложенный в программе материал соответствует трём основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению: «Как человек изучает природу», «Многоообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни». Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей и т. д. Программа конкретизирует содержание тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей. Программа включает три раздела: - пояснительную записку; - содержание программы с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы; - перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий. Лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков. В программе приведён перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение (2 ч) Природа. Живая и неживая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу. Вселенная (5 ч) Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звёзды на небе, размеры звёзд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большой и Малой медведицы. Расстояние до звёзд, их яркость и движение. Солнце – раскалённое небесное тело, источник света и тепла.на Земле. Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет. Их движение. Освоение космоса. Демонстрация наблюдения за изменением высоты полуденного Солнца в 20-х числах каждого месяца. Лабораторные работы
Практическая работа
Строение и свойства вещества (11 ч) Тела и вещества. Строение твёрдых, жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твёрдых, жидких и газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические, химические явления. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни. Демонстрация электризации тел путём трения. Лабораторная работа
Воздух (7 ч) Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разрежённость воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказания погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. Демонстрация модели флюгера, определение направления ветра с помощью модели флюгера. Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья в неблагоприятные дни. Лабораторная работа
Практическая работа 2. Описание погоды за месяц и сезон. Вода (3 ч) Три состояния воды. Изменение объёма воды при нагревании. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды. Экскурсия «Изучение работы текущих вод и ветра». Горные породы (3 ч) Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых. Лабораторные работы 4. Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств. 5. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами. Почва (4 ч) Почва, её образование. Разнообразие почв. Структура почв. Состав и свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, её виды. Охрана почв. Демонстрация опытов по определению состава и свойства почвы, почв своей местности, почв с разной структурой. Организмы (6 ч) Организм. Свойства живых организмов, биологические явления. Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды и между собой. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения количества видов организмов. Демонстрация микропрепаратов растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала. Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану. Экскурсия «Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды». Растения (7 ч) Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. Наблюдения за растениями в природе, на Учебно-опытном участке, за приспособлениями к различным способам размножения. Лабораторные работы 6. Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах. 7. Постановка опыта по выявлению влияния температуры воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений. 8. Определение названия растений с помощью атласа определителя. Экскурсия «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности». Грибы (2 ч) Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей. Лабораторные работы 9. Узнавание наиболее распространённых съедобных и ядовитых грибов. Животные (5 ч) Характерные признаки животных, сходства с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной среде обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных. Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушной, наземной среде обитания. Лабораторные работы 10. Узнавание наиболее распространенных животных своей местности. Ваши любимые растения и животные (3 ч) Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними. Демонстрация комнатных растений, животных-любимцев. Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях. Лабораторные работы 11. Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными. Природа едина (2 ч) Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. Человек, его здоровье и безопасность жизни (3 ч) Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровья. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливня, под градом и др.). Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной нагрузки. Лабораторные работы 12. Определение показателей развития своего организма. 13. Овладение простейшими способами первой помощи при травмах. Летние задания. Наблюдения за растениями и животными в природе. Дневник наблюдений ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА Учащиеся должны знать/понимать: - отличия живой природы от неживой; - строение, свойства тел неживой и живой природы; - о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; об отдельных методах изучения природы; - состав воздуха, его свойства и значение для живых тел природы; - образование ветра и осадков; - состав воды, её свойства и значение для живых тел природы; - основные признаки рудных и нерудных полезных ископаемых, их использование человеком; - состав и свойства почвы; - многообразие растений и животных; - место и роль человека в природе; - меры по охране неживой и живой природы; - общий обзор строения человека, его здоровье и безопасность жизни. Учащиеся должны уметь: - вести фенологические наблюдения, проводить измерения температуры воздуха; определять направление ветра и облачность, виды осадков; делать записи условными обозначениями в дневниках; - определять высоту полуденного солнца над горизонтам; - ориентироваться по солнцу, по местным признакам; - самостоятельно объяснять явления неживой и живой природы; - выращивать растения, животных и ухаживать за ними; - узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; определять названия растений и животных, используя атлас-определитель; - приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, различных способов размножения растений; приспособлений животных и растений к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека; - указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе; - находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; - описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты; - сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам; - описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; - ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы. - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - находить значение указанных терминов в справочной литературе; - кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль; - использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2—3 минуты); - пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; - следовать правилам безопасности при проведении практических работ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков; - измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами; - определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде; - составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными; - оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СПИСОК УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебник для общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Изд. Дрофа М, 2011г.
3. Л. Л. Тимофеева. Уроки природоведения в 5 классе. М, Изд. Дрофа 2007г. 4. В. С. Рохлов. Н. И. Сонин. Тестовые задания. Природоведение 5 класс. М. Изд. Дрофа 2004г. 5. Л. Г. Котова. Дидактические материалы. Природоведение 5 класс. М, Изд. Школьная Пресса 2004г. 6. В.В. Пасечник. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5 – 11 классы. – М. Дрофа, 2010. 7. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс.: рабочая тетрадь. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. – М.: Дрофа, 2013.
|