Урок № 4 (35) Тема :Гидросфера, части гидросферы
Цели урока :
Образовательная: учащиеся устанавливают, что гидросфера-это водная оболочка Земли и она включает в себя основные части: Мировой океан, воды суши, воды атмосферы, подземные воды, ледники.
Развивающая: учащиеся описывают основные свойства воды
Выявляют, какие воды образуют гидросферу и где сосредоточена данная вода;
определяют положение водоёмов на физической карте мира
Воспитательная: учащиеся убеждаются в том, что: вода находится везде и играет важную роль в природе и жизни человека;
пресной воды на Земле 4%и нужно бережно относиться к воде, таяние ледников грозит глобальной катастрофой
Планируемые результаты: учащиеся должны:
по памяти давать определение понятий гидросфера и Мировой круговорот воды в природе
заполнять схему: «Состав гидросферы»
уметь описывать мировой круговорот воды, называя процессы в нём происходящие и оболочки Земли
приводить примеры значения воды для жизни на Земле и для человека.
Оборудование: физическая карта мира, мультимедиа проектор, глобус, карточки
Оформление доски: на доске записаны слова: «Вода! У тебя нет ни цвета, ни запаха, ни вкуса, тебя невозможно описать, ты сама жизнь, ты самое большое богатство на свете.»
Ход урока
Мотивационно- операционный этап
Мы начинаем урок с хорошим настроением и настраиваем себя на плодотворную работу. Оценивать вашу работу будем совместно.
1. вспомним название оболочек Земли? «литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера»
2. какую оболочку мы с вами уже изучили ? «гидросферу»
давайте вспомним, что мы о ней узнали ( с помощью плана открыть на доске:
название оболочки
из чего она состоит, чем сложена
толщина
процессы
явления)
Сегодня мы с вами познакомимся с другой оболочкой
( демонстрация 1 слайда-озвучивание темы и цели урока)
открыть тетради и записать число и тему урока
Гидросфера и её части
Операционно-исполнительский этап
Слайд №2-читает ученик
Но мы уже знаем что это за оболочка-
Давайте проверим верно ли дано определение ? слайд №3
О чём же пойдёт речь в этой теме-? –о воде. Мы должны вспомнить что такое вода и какими свойствами она обладает ( если не вспомнят обратиться к доске ), а какие свойства воды мы можем узнать из слайда?- подсказка- «я и туча, и туман,
я ручей и океан,
я летаю и бегу,
и стеклянной быть могу»
записать эти свойства (газообразное, жидкое, твёрдое ) кто затрудняется учебник стр. 68
приведите примеры, где встречается такая вода ( откроем атлас- реки, озёра, океаны; ледники- Гренландия , Антарктида, острова, и атмосфера)
слайд №4 ,чем отличается эта вода ( пресная и солёная, см. % ), пробовали класть в воду
сахар, соль – что происходит? Это ещё одно свойство воды – растворитель. Какие свойства мы записали-без вкуса, без запаха, без цвета, состояния- жидкое, твёрдое, газообразное, растворитель.
Используя учебник стр. 68-69 составить в тетради «схему состав гидросферы» для помощи на доске подсказка, открыть, время 4 минуты.
А теперь давайте проверим -слайд № 5, кто правильно сделал?
Какая вода больше используется человеком?-пресная.
Солёной больше, а человеку нужна пресная и он её использует многие тысячи лет, и воды надо всё больше так как население Земли с каждым годом увеличивается всё больше. ( о бережном отношении к воде- закрытые краны, напрасно не тратить, беречь)
Почему же пресная вода не кончается, кто же её всё время пополняет?- послушайте рассказ может он вам поможет ответить на вопрос: « Жила я когда-то в большом океане. Но жила я не одна, вместе со мной жили мои братья и сёстры, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что, я оторвалась от своих братьев и сестёр, стала невесомой, лёгкой и полетела вверх. Летела я летела вверх, так интересно было рассматривать Землю сверху, но было скучно одной, а ветер относил меня всё дальше, и на своём пути я всё чаще стала встречать своих братьев и сестёр. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мёрзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы согреться. Мы превратились в большую тяжёлую каплю и уже не могли удержаться высоко над Землёй и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я ещё побываю и что нового увижу. Приземлилась я в речку и снова встретилась там со своими братьями и сёстрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я всё время ждала, когда же такой момент настанет вновь.»
Какой важный процесс гидросферы описан в этой сказке? – Круговорот воды в природе.
Работа с учебником. Страница 69, слайд №6. Определение круговорота воды в учебнике и на слайде. Есть ли разница? – В учебнике дано описание круговорота, а на слайде – почему этот путь происходит? Постарайтесь запомнить схему круговорота воды, так как вам предстоит работа с карточками.
Слайд №7- знакомлю учащихся с большим и малым круговоротом воды. Вопрос: «Какое значение имеет каждый из них?» (Пополняют пресные воды суши, объединяют части гидросферы и связывают все оболочки Земли между собой. Учебник стр. 70)
Слайд №8. Под шум моря подумайте над таким вопросом: «Какое значение имеет вода для жизни на земле и для человека?» (Обобщение изученного)
Домашнее задание §23, пересказывать.
Рефлексивно-оценочный этап.
Задание: ручкой вписать ответы на 1-3 вопросы карточек, в 4вопросе – тесте напротив верного ответа поставьте галочку. (время 7 минут)
Проверка. Задание №1и №2 – один из учеников читает ответы, остальные отмечают карандашом правильные ответы, вносят карандашом дополнения и исправляют.
Задание №3 – сравним с учебником стр.70.
Задание №4 – проверяем устно.
(Задание №5 резервное)
Листочки собрать. Поблагодарить за работу.
|