Тема, класс
| Проблемные вопросы и задания
| Место постановки в учебном процессе
| Деятельность учащихся
|
Литосфера 6 класс
| 1. Как можно объяснить многообразие горных пород и минералов?
| В процессе изучения темы «Породы, слагающие земную кору». Учитель организует работу учащихся с образцами горных пород и минералов, подводит к самостоятельному выводу и формулирует перед ними проблему
| 1. На основе работы с минералами и горными породами приходят к выводу о разнообразии горных пород и минералов.
2. Осознают поставленный вопрос.
3. под руководством учителя ищут причины, объясняющие многообразие горных пород, усваивают приём их классификации
|
2.Каковы причины разнообразия залегания горных пород?
| Перед изучением темы «Движения земной коры».
Учитель организует работу учащихся с картинами, фотографиями и подводит их к выводу о разнообразии залегания горных пород. Формулирует проблему
| Целенаправленное восприятие нового материала.
Решение основного и частных вопросов темы.
Осознание причин и следствий изучаемых явлений
|
Рельеф Земли 7 класс
| 3. Чем объясняется разнообразие рельефа Земли?
| В качестве основной познавательной задачи уроков, посвящённых изучению рельефа поверхности суши
| 1. Просматривают д/ф «Формы поверхности суши».
2. Работают с контурной картой, на которую наносят крупнейшие горы и равнины Земли.
3. Самостоятельно делают вывод о разнообразии Земли и формулируют вопрос: чем объясняется разнообразие рельефа Земли?
4. Анализируют проблемную ситуацию, в основе которой лежит противоречие между прежними знаниями и новыми фактами и явлениями.
|
Африка 7 класс
| 4. Какие особенности рельефа Африки вы можете выявить на основе работы с картой? Попытайтесь объяснить их
| Перед изложением учителем нового материала по теме «Рельеф материка»
| Анализируют физическую карту Африки и выявляют следующие особенности рельефа материка:
А) преобладание равнинного рельефа,
Б) среди равнин преобладают возвышенности и плоскогорья;
В) резкие различия в рельефе отдельных частей материка.
|
5. Сравните рельеф Северной и южной Африки (Западной и Восточной). Какие причины объясняют выделенные вами различия?
| В процессе изучения нового материала «Рельеф Африки»
| Работают с картами атласа, в процессе самостоятельной работы составляют характеристику рельефа отдельных частей материка, проводят сравнение, объясняют причины различий
|
| 6. Почему в Южной Африке в пределах тропического климатического пояса выделяются две климатические области, а в Северной – одна?
| При закреплении материала
| Отвечают на вопрос самостоятельно или с помощью учителя
|
7. Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадет меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары?
| В качестве домашнего задания
| Выполняют самостоятельно этапы решения проблемы (см. таблицу 1)
|
8. Сравните почвенные разрезы экваториальных лесов и саванн. Почему в красно-жёлтых ферраллитных почвах мало перегноя, при всём богатстве растительного мира?
| В процессе изучения нового материала
| Самостоятельно отвечают на вопрос, делают вывод об условиях образования почв, их мощности и плодородии
|
9. Пустыня – закономерность или аномалия?
| Постановка познавательной задачи перед изучением новой темы
| Осознают задачу, участвуют в эвристической беседе:
Докажите, что природа пустыни разнообразна.
Покажите, что пустыня Калахари представляет собой своеобразный природный комплекс. Какие условия привели к её образованию?
Почему на побережье Атлантического океана образовалась пустыня Намиб?
|
Австралия 7 класс
| 10. Как вы думаете, почему рельеф Австралии сравнительно прост?
| В процессе изучения нового материала
| Работают с картой, выявляют характерные черты рельефа Австралии, осознают вопрос учителя, по картам ищут ответ на него, выполняют задания учителя, например:1. Сравните рельеф Африки и Австралии. Почему в Австралии низменности занимают большие площади, чем в Африке?
2. Австралия единственный материк на котором нет действующих вулканов и оледенения. Почему?
|
11. В чём причина своеобразия органического мира Австралии? Почему именно в Австралии много эндемиков?
| При закреплении темы «Природные зоны»
| Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос, учитель задаёт наводящие вопросы.
|
Южная Америка 7 класс
| 12. Объясните почему полезные ископаемые Анд и восточной части материка различного происхождения. С помощью каких карт атласа вы обоснуете свою точку зрения?
| В процессе изучения нового материала
| По карте изучают полезные ископаемые Южной Америки, делают вывод о различиях состава полезных ископаемых западной и восточной частей материка, самостоятельно формулируют вопрос и отвечают на него.
|
13. В чём заключается основное различие между экваториальным и тропическим влажным климатом?
| При закреплении пройденного материала
| Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос
|
14. Сравните экваториальный климат Африик и Южной Америки. Чем объясняется, что в экваториальном климатическом поясе Южной Америки осадков выпадает больше, чем в экваториальном поясе Африки?
| В ходе изучения темы «Климат Южной Америки»
| Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос
|
15. Как бы изменился климат Южной Америки, если бы Анды находились бы на востоке материка?
| При проверке уровня усвоения материала
| Участвуют в эвристической беседе, в ходе которой высказывают свои предположения и обосновывают их
|
Северная Америка
7 класс
| 16. Установите черты сходства между Кордильерами и Андами. Объясните их
| При закреплении изученного на уроке материала
| Самостоятельно проводят сравнение, выявляют черты сходства и различия и объясняют их
|
17.Изменился бы климат Северной Америки, если бы Кордильеры находились на востоке материка?
| При проверке уровня усвоения материала
| Участвуют в эвристической беседе, в ходе которой отвечают на вопрос
|
18. Как изменяется температура января на территории Северной Америки при движении с запада на восток по параллели 500 с.ш.? Объясните эти изменения
| В качестве домашнего задания
| Самостоятельно отвечают на вопрос, применяя знания, полученные при изучении климата Северной Америки
|
| 19. В чём особенности расположения природных зон в Северной Америке?
| Постановка познавательного вопроса перед изучением новой темы
| Осознают познавательный вопрос, что способствует целенаправленному восприятию нового материала; работают с картами атласа, картинами
|
Евразия 7ласс
| 20. Какими причинами объясняется разнообразие рельефа материка?
| Постановка познавательного вопроса перед изучением новой темы
| Осознают познавательный вопрос, что способствует целенаправленному восприятию нового материала; в ходе работы с картами атласа, в процессе беседы с учителем выявляют особенности рельефа материка и объясняют их
|
21. Сравните строение и рельеф Северной Америки и Евразии. Отберите признаки для сравнения. Определите, в чём сходство, а в чём различие рельефа двух материков. Объясните их
| В качестве домашнего задания
| Самостоятельно сравнивают, выявляют черты сходства и различия, объясняя их
|
22. Сравните Аппалачи и Тянь-Шань. Почему Тянь-.Шань относится к высочайшим горам мира?
| При повторении уровня усвоения материала
| Выполняют все этапы решения проблемы:
Осознание проблемы, вскрытие противоречия (Аппалачи и Тянь-Шань образовались примерно в одно время, но различаются строение м высотами);
Формулирование гипотезы;
Доказательство гипотезы;
4. Общий вывод
|
23. Пользуясь картами , объясните почему в Евразии и в Северной Америке на одних и тех же широтах формируются различные типы климата
| При обобщении знаний
| Применяют ранее полученные знания в новой ситуации, закрепляют умение решать проблемы (выявлять противоречия, формулировать гипотезу, делать обобщающий вывод)
|
Физическая география Казахстана 8 класс
| 24. Почему Алтай выше, чем Мугоджары, хотя образовались они в герцинскую эпоху горообразования?
| При изучении повой темы
| Применяют ранее полученные знания в новой ситуации, закрепляют умение решать проблемы
|
25. Каждый из нас знает, что такое листопад, а известно ли вам, что в Казахстане вы можете видеть не только листопад, но и «веткопад»?
| При повторении уровня усвоения материала
| Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос
|
26. Объясните климатические различия на восточных и Западных склонах горных хребтов Алтая
| При изучении нового материала
| Применяют ранее полученные знания в новой ситуации, закрепляют умение решать проблемы
|
27. Каким был бы климат Казахстана, если бы высокие горы располагались не юге, а на севере республики?
| В качестве домашнего задания
| Самостоятельно отвечают на вопрос, применяя знания, полученные ранее
|
Экономическая и социальная география Казахстана 9 класс
| 28. Как изменялось во времени экономико-географическое положение Казахстана?
| При изучении новой темы
| Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос
|
29. Обнаружено крупное месторождение высококачественной нефти. При каких условиях вы начнёте его эксплуатацию?
| При закреплении темы «ТЭК»
| Применяют ранее полученные знания в новой ситуации, закрепляют умение решать проблемы
|
30. Меняется ли по-вашему мнению хозяйственное использование природных ресурсов? Приведите примеры.
| При повторении уровня усвоения материала
| Осознают познавательный вопрос, что способствует целенаправленному восприятию нового материала; работают с картами атласа, картинами
|
31. Как изменяется квалификация трудовых ресурсов?
| В качестве познавательной задачи при изучении темы «Трудовые ресурсы»
| Работают с текстом учебника, выявляют основные признаки понятия «трудовые ресурсы»;
Выполняют задания учителя, отвечают на его вопросы: существует ли связь между показателями «производительность труда» и «качество трудовых ресурсов»? Дайте качественную оценку трудовых ресурсов страны.
|
Экономическая и социальная география Казахстана 9 класс
| 32. На основе анализа карт атласа, схем, раскрывающих процесс производства металлов, текста учебника определяют особенности металлургии, влияющие на её географию
| В процессе изучения новой темы «Металлургический комплекс»
| 1. На основе анализа указанных в задании источников выявляют особенности металлургического комплекса: а) концентрация и комбинирование производства; б) большая материалоёмкость; в) большая трудоёмкость; г) крупный загрязнитель окружающей среды.
|
2. Отвечают на вопрос: как эти особенности отражаются на размещении комплекса.
|
3. Отмечают на контурной карте металлургические базы.
|
4. отвечают на вопросы учителя:
1) подумайте, в каком направлении будет осуществляться в перспективе развитие основных металлургических баз.
2) какие экологические проблемы возникают при производстве чёрных и цветных металлов? Какие способы их решения вы могли бы предложить?
|
33. Объясните причины отставания в развитии лёгкой (пищевой) промышленности от тяжёлой?
| В процессе изучения темы «АПК»
| На основе объяснения формулируют проблему:
Зависимость экономики от экспорта товаров лёгкой (пищевой) отраслей? Какие трудности в развитии лёгкой промышленности вы знаете? Каковы перспективы развития?
|
34. Какую роль играет транспорт в экономике страны? Охарактеризуйте роль отдельных видов транспорта.
| В качестве познавательной задачи при изучении новой темы
| Самостоятельно в ходе беседы с учителем раскрывают роль транспорта в экономике страны, отвечая на вопросы: почему транспорт относиться к отраслям материальной сферы? Какая связь существует между транспортом и промышленностью, сельским хозяйством?
Выявляют трудности и противоречия в развития транспортного комплекса Казахстана.
|
35. Сравните специализацию и способы ведения сельского хозяйства в лесостепях и пустынях. Можно ли на основе карт и каких выявить проблемы сельскохозяйственного освоения территорий?
| При проверке знаний
По теме «АПК»
| 1. Сравнивают специализацию районов, самостоятельно отбирают признаки сравнения.
2. На основе карт формулируют проблемы, связанные с освоением этих зон, предлагают пути решения
|
| Охарактеризуйте сельское хозяйство Южного Казахстана. В чём заключаются его отличия от других районов и в чём вы видите сходство с республиками Средней Азии?
| При изучении новой темы «Южный Казахстан»
| Работаю с картами атласа, составляют характеристику, участвуют в обсуждении вопроса, учатся доказывать свою точку зрения. Экологическая проблема –Арал, показывают пути решения.
|
География населения мира 10 класс
| 36. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в мире? Какие тенденции вы можете выявить?
| В процессе изучения новой темы для организации самостоятельной работы учащихся, для организации дискуссии при изучении новой темы
| Класс делится на группы; каждая из групп анализирует статистический материал, подобранный учителем, работают с текстом учебника и картами атласа, а затем выступаю с результатами проделанной работы. Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе дискуссии.
|
37. Как вы думаете зависит ли уровень, темпы и характер урбанизации от социально-экономических условий страны?
|
38. 6 млрд. – это много для нашей планеты или нет? Какова ваша позиция? Грозит ли нашей планете перенаселение?
|
39. Какое влияние оказывают миграции на состав и размещение населения? Имеют ли миграции значение для развития экономики страны? Как вы оцениваете это явление – как положительное или отрицательное? Почему «утечка умов» Превратилась в одну из форм эксплуатации развивающихся стран?
|
40. Как вы оцениваете развитие крупных городов – как положительное или отрицательное?
|
41. Наличие трудовых ресурсов – важный фактор развития хозяйства. Почему же в развивающихся странах стоит проблема ограничения рождаемости?
|
42. Как определяют степень использования трудовых ресурсов? сравните по этому показателю страны с разными социально-экономическими условиями.
|
43. Уровень урбанизации обычно соответствует уровню экономического развития страны. Чем же объясняется высокий уровень урбанизации в некоторых развивающихся странах?
|
44. Правильно ли сводить многообразные демографические проблемы к узкому кругу вопросов роста населения в мире и мер по его сокращению? Что является основой для действенного решения проблем народонаселения?
|
География мирового хозяйства
| 45. Какие факторы определяют размещение отраслей промышленности? Может ли измениться их значение? Обоснуйте своё мнение.
| При изучении новой темы
| Работаю с картами атласа, составляют характеристику, участвуют в обсуждении вопроса, учатся доказывать свою точку зрения.
|
46. Как вы оцениваете НТР – как положительное или как отрицательное явление?
|
47. Какие изменения произошли в структуре мирового хозяйства под влиянием НТР?
|
48. Как НТР влияет на размещение отраслей сельского хозяйства?
|
Развитые капиталистические страны 11 класс
| 49. Сравните экономическое и политическое развитие США и Японии после второй мировой войны. Как проявляется действие закона неравномерности развития капитализма на примере Японии?
| При выполнении домашнего задания, закреплении , проверке усвоенных знаний.
| Применяют ранее полученные знания в новой ситуации, закрепляют умение решать проблемы
|
50. Почему для экономического развития Великобритании исключительное значение имеют её внешнеэкономические связи?
|
51. Почему Норвегия, не имея собственного сырья, производит алюминий на экспорт?
|
52. Почему Японии удаётся успешно конкурировать со своими соперниками в борьбе за рынки сбыта и сферу приложения капитала?
|
53. Сравните регионы мира по обеспеченности транспортом. Отражает ли этот показатель уровень экономического развития страны? Обоснуйте свою точку зрения.
|
Развивающиеся страны
| 54. Объясните, в чём вы видите различия географии населения и хозяйства развивающихся и развитых стран?
| В ходе изучения новой темы
| Усваивают объяснение учителя, поставленную познавательную задачу, участвуют в беседе с учителем, выполняют его задание, составляют схемоконспект
|
55. Объясните, почему ряд развивающихся стран, несмотря на аграрный характер экономики, не обеспечены собственными продуктами питания и вынуждены импортировать зерно и муку?
|
|
56. Какие факты свидетельствуют о сдвигах в размещении и структуре хозяйства Индии, об углублении международного географического разделения труда?
|
57. как можно преодолеть хозяйственную разобщённость стран Африки? Какие факторы, на ваш взгляд, тормозят развитие интеграционных процессов?
| При проверке усвоения знаний, обобщении изученного
|
58. Сравните уровень развития сельского хозяйства развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки? В чём вы видите перспективу сельского хозяйства в развивающихся странах?
|
|
География мировых природных ресурсов 10 класс
| 59. Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и анализ карт минеральных, земельных и водных ресурсов в атласе, назовите страны и районы, бедные природными ресурсами, но достигшие высокого уровня экономического и социального развития. Сделайте вывод о роли ресурсообеспеченности в жизни общества. Является ли она определяющей? Приведите доказательства.
| В процессе изучения темы
| 1. Работаю в группах.
2. Делают вывод о роли ресурсообеспеченности в жизни общества.
3. Отвечают на вопрос.
4. Самостоятельно формулируют новую проблему: какие факторы способствуют достижению страной высокого уровня экономического и социального развития?
|
60. Обсудите на конкретных примерах отрицательные последствия хозяйственной деятельности человека, если она ведётся без достаточной опоры на географические знания и прогноз?
| При обобщении знаний
| 1. Самостоятельно находят пример из дополнительной литературы или периодической печати.
2. Анализируют последствия деятельности человека 3. Высказывают свои предположения, направленные на исправление этих последствий; обосновывают свою точку зрения.
4. Учатся организовывать дискуссию в классе, формулируют ряд вопросов.
|