Муниципальное казённое образовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Новоцарицынская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока географии в 6 классе Тема «Годовой ход температуры воздуха»
Подготовила:
Василенко Росица Яновна,
учитель географии
ТЕМА: «Годовой ход температуры воздуха»
ТИП УРОКА: комбинированный
ЦЕЛИ: 1. Сформировать представление о причинах закономерности изменения температуры воздуха в течение года.
2. Развить умения:
- применять опорные знания для их углубления;
- анализировать графики;
- делать выводы, сравнивать;
- строить графики годового хода температуры воздуха. МЕТОДЫ: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: парно-групповая, индивидуальная.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебники, рабочие тетради, атласы, полевые дневники, инструкция для работы по уровням, оценочные листы.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЦЕЛИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
На «3» - усвоить важнейшие понятия темы: годовой ход температуры; годовая амплитуда температуры; средняя многолетняя и средняя годовая температура.
На «4» - уметь самостоятельно по графику определять среднюю годовую и годовую амплитуду температур воздуха; определять причину разницы нагрева воздуха.
На «5» - усвоить понятие «годовой ход температуры воздуха» в полном объеме; строить и сравнивать графики годового хода температуры воздуха; объяснять зависимость нагревания воздуха от солнечных лучей на различных широтах.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие.
Проверка готовности к уроку и психологического настроя учащихся на урок.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
Прибор для измерения температуры воздуха.
Воздушная оболочка Земли.
Разница между высокой и низкой температурой воздуха.
От него зависит нагревание воздуха.
Нижний слой атмосферы.
Защищает от ультрафиолетового излучения Солнца.
Объемная доля этого газа в воздухе составляет 78%.
КЛЮЧ К ДИКТАНТУ: 2, 5, 4, 6, 7, 1, 3
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК: «5» - без ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2-3 ошибки
(Взаимопроверка и выставление оценок в тетради и в оценочном листе)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Ребята, над какой темой мы работали на прошлом уроке?
Что мы должны вспомнить? (показываю на цель на доске)
Так от чего же зависит изменение температуры воздуха в течение суток?
Что мы должны еще узнать?
Что должны уметь?
Записываем тему и цели урока.
1) Знакомлю учащихся с работой по картам-инструкциям. (Приложение I)
2) Ребята работают и сдают работу по уровням учителю или консультантам. (С консультантами работа по теме проводится предварительно).
3) Оценки за работу выставляются в оценочные листы. (Приложение II)
ИТОГ УРОКА
Оцениваю работу учащихся.
Отмечаю работу консультантов.
Даю оценку урока в целом.
Домашнее задание: предлагается соответственно сделанной на уроке работе (см. приложение I).
РЕФЛЕКСИЯ
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
В чем еще испытываете трудности?
Понравился ли вам урок? Что не понравилось?
ПРИЛОЖЕНИЕ I
ТЕМА: «Годовой ход температуры воздуха» ЦЕЛЬ УРОКА:
Вспомни! Узнай! Умей!
Суточный ход t Годовой ход t Чертить графики годового хода t
I уровень «3»
Прочитайте текст §37 (учебник, стр.111). Подготовьте устные ответы (по желанию – письменно) на вопросы под рубрикой «Проверь себя!». Задание сдаете учителю или консультанту устно.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ !
От чего зависят колебания температуры воздуха в течение года?
Какой месяц является самым теплым месяцем в Северном полушарии, а какой – самым холодным?
Как подсчитать годовую амплитуду температуры воздуха?
Как определяют среднюю многолетнюю t за месяц и среднюю годовую t пункта?
Выпиши в словарь (в конце рабочей тетради) новые понятия темы из §37.
Поработайте в парах – проверьте друг у друга знание новых понятий темы §37.
Проверяет учитель или консультант.
II уровень «4»
АЛГОРИТМ РАБОТЫ:
Перечертите в тетрадь таблицу и заполните ее, используя данные собственных наблюдений за t воздуха в течение суток – 20 апреля (воскресенье). Подсчитайте среднюю суточную температуру (ССt) и суточную амплитуду температуры (А). Заполните соответствующие колонки таблицы.
Часы наблюдений
| 6 ч
| 10 ч
| 14 ч
| 18 ч
| 22 ч
| ССt
| А
| Температура
Сº
|
|
|
|
|
|
|
| Проверяет учитель.
Пользуясь графиком годового хода температуры в Москве (учебник, стр.112, рис.71), определите и запишите в тетради: а) среднюю температуру самого теплого и самого холодного месяца в Москве; б) годовую амплитуду температуры воздуха для Москвы.
Самопроверка (ключ возьми у учителя).
Объясните, почему на экваторе теплее, чем в вашей местности? Отвечаете устно учителю или консультанту.
III уровень «5»
ПОДУМАЙТЕ !
Используя данные таблицы 8 (учебник, стр.113), постройте в тетради график годового хода температуры воздуха в Сингапуре и Стокгольме.
По вертикали откладываете температуру (5 мм - 1º).
По горизонтали – месяцы (1 см – 1 месяц).
Положительная температура показывается красным цветом, а отрицательная – синим.
Подсчитайте среднюю годовую температуру воздуха для каждого города и запишите в тетрадь. Найдите указанные города на политической карте полушарий в атласе (стр. 33) и сделайте письменный вывод: почему в одном из них средняя годовая температура выше, чем в другом?
Проверяет учитель или консультант.
Температура воздуха, которую передают в прогнозе погоды – это температура воздуха в тени. Следовательно, выражение «температура на солнце» лишено смысла. Почему?
Дайте полный письменный ответ. Тетради вместе с оценочными листами сдайте на проверку учителю!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Прочитать §37; выучить понятия §37; задания 1,2 – стр.111
(если выполнен уровень I)
Прочитать §37; выучить понятия §37; задания 3,4 – стр.111
(если выполнен уровень II)
Прочитать §37; выучить понятия §37; задание 2 – стр. 113
(если выполнен уровень III)
ПРИЛОЖЕНИЕ II ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ФАМИЛИЯ, ИМЯ
Географический диктант
| оценка
|
| I уровень
| II уровень
| III уровень
|
|
|
| |