Рабочая программа по географии 6 класс.
Преподаватель: Кисленко С.А.
| автор
| название
| Издательство/ год издания
| Утверждено/рекомендовано
| программа
| Т.П. Герасимова
| География. Начальный курс
| М.:Дрофа, 2010
| Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
| учебник
| Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова
| Начальный курс географии. 6 класс
| М.:Дрофа, 2007
| Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
| Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса:
заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Используемая литература:
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс, 6 класс, М.,Дрофа, 2008
Атлас по географии с комплектом контурных карт. 6 класс. 2011
Петрова Н.П. Школьный практикум. 6 класс, М., Дрофа,1999
Яковлева Н.В., Моргунова А.Б. и др. География 6-11 классы. Уроки учительского мастерства. Волгоград, Издательство: «Учитель» 2009
География. Тесты. 6-9 классы. Волгоград, Издательство: «Учитель» 2009
Практические работы по географии 6 класс
| 1
| оценочная
| Наблюдение за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями водоемов, растительности и животного мира.
| 2
|
| Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоемов.
| 3
|
| Нанесение на контурную карту географических объектов
| 4
| оценочная
| Нанести маршруты путешествий Магеллана, Колумба
| 5
|
| Ориентирование на местности
| 6
|
| Глазомерная съемка небольшого участка местности
| 7
|
| Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними
| 8
|
| Обучение приемам: показ объектов на карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов.
| 9
|
| Обучение определению направлений по карте, определение географических координат по карте и глобусу.
| 10
| оценочная
| Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через свою местность.
| 11
|
| Характеристика карты своей местности.
| 12
| оценочная
| Изучение свойств горных пород и минералов.
| 13
|
| Определение по карте географического положения и высоты гор и равнин, географических координат и высот отдельных вершин
| 14
| оценочная
| Изучение рельефа своей местности.
| 15
|
| Обозначение на контурной карте объектов рельефа. Описание земной коры.
| 16
| оценочная
| Характеристика карты океанов.
| 17
| оценочная
| Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища, обозначение их на контурной карте.
| 18
| оценочная
| Определение по карте расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря.
| 19
|
| Изучение подземных и поверхностных вод своей местности.
| 20
| оценочная
| Наблюдение погоды и обработка собранных материалов. Построение графиков суточного и годового хода температур. Установление их особенностей. Работа с календарем погоды
| 21
| оценочная
| Описание климата своей местности
| 22
|
| Выявление причин изменения погоды
| 23
|
| Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности
| 24
| оценочная
| Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года
| 25
| оценочная
| Работа по плану местности. Найти природные комплексы и и комплексы созданные человеком
| 26
| оценочная
| Составление полного описания географического комплекса своей местности
|
Календарно-тематическое планирование по географии. 6 класс
№ урока
| № в теме
| Дата
| Тема урока
| Практические работы
| Введение (3 часа)
| 1
| 1
|
| Что изучает география. Источники географических знаний.
| Практическая работа №1- 3 - 4
| 2
| 2
|
| Развитие географических знаний о Земле.
| Практическая работа №2
| 3
| 3
|
| Земля-планета Солнечной системы.
|
| План местности (8 часов)
| 4
| 1
|
| План местности. Условные знаки.
|
| 5
| 2
|
| Масштаб плана
|
| 6
| 3
|
| Ориентирование на местности и по плану
| Практическая работа №5
| 7
| 4
|
| Изображение неровностей земной поверхности на плане.
|
| 8
| 5
|
| Съемка местности
|
| 9
| 6
|
| Способы глазомерной съемки.
| Практическая работа №6
| 10
| 7
|
| Составление схематического плана участка местности.
|
| 11
| 8
|
| Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояния между ними.
| Практическая работа №7
| Географическая карта(6 часов)
| 12
| 1
|
| Глобус – модель Земли. Географическая карта.
| Практическая работа №8
| 13
| 2
|
| Градусная сетка. Географическая широта. Географическая долгота
| Практическая работа №10
| 14
| 3
|
| Географические координаты
| Практическая работа №9
| 15
| 4
|
| Изображение высот и глубин на физических картах
|
| 16
| 5
|
| Планы местности и географические карты в жизни человека
| Практическая работа №11
| 17
| 6
|
| Итоговый урок по теме
|
| Литосфера (12 часов)
| 18
| 1
|
| Строение Земли
|
| 19
| 2
|
| Породы, слагающие земную кору
| Практическая работа №12
| 20
| 3
|
| Движения земной коры. Землетрясения.
|
| 21
| 4
|
| Вулканы. Горячие источники
|
| 22
| 5
|
| Основные формы рельефа земной поверхности
|
| 23
| 6
|
| Горы суши.
| Практическая работа №13
| 24
| 7
|
| Влияние человека. Значение гор.
|
| 25
| 8
|
| Равнины суши.
|
| 26
| 9
|
| Влияние человека. Значение равнин.
|
| 27
| 10
|
| Рельеф дна Океана
|
| 28
| 11
|
| Особенности рельефа своей местности
| Практическая работа №14
| 29
| 12
|
| Итоговый урок по теме
| Практическая работа №15
| Гидросфера(11 часов)
| 30
| 1
|
| Гидросфера Земли
|
| 31
| 2
|
| Круговорот воды.
|
| 32
| 3
|
| Мировой океан и его части
| Практическая работа №16-17
| 33
| 4
|
| Свойства вод Мирового океана
|
| 34
| 5
|
| Движения вод в океане
|
| 35
| 6
|
| Изучение и охрана океана
| Практическая работа №18
| 36
| 7
|
| Подземные воды
|
| 37
| 8
|
| Реки. Озера
|
| 38
| 9
|
| Ледники. Искусственные водоемы
|
| 39
| 10
|
| Использование и охрана поверхностных вод.
| Практическая работа №19
| 40
| 11
|
| Итоговый урок по теме
|
| Атмосфера (12 часов)
| 41
| 1
|
| Атмосфера, ее строение
|
| 42
| 2
|
| Температура воздуха
|
| 43
| 3
|
| Годовой ход температуры воздуха
| Практическая работа №20
| 44
| 4
|
| Атмосферное давление
|
| 45
| 5
|
| Ветер
|
| 46
| 6
|
| Водяной пар и облака
|
| 47
| 7
|
| Атмосферные осадки
|
| 48
| 8
|
| Погода
|
| 49
| 9
|
| Климат
|
| 50
| 10
|
| Распределение солнечного света и тепла на Земле
|
| 51
| 11
|
| Причины от которых зависит климат. Описание климата своей местности.
| Практическая работа №21- 22
| 52
| 12
|
| Итоговый урок по теме
|
| Разнообразие и распространение организмов на Земле(6 часов)
| 53
| 1
|
| Разнообразие организмов.
|
| 54
| 2
|
| Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения организмов на Земле
|
| 55
| 3
|
| Воздействие организмов на земные оболочки.
|
| 56
| 4
|
| Почва, ее плодородие
|
| 57
| 5
|
| Растения и животные своей местности.
| Практическая работа№23
| 58
| 6
|
| Итоговый урок по теме
|
| Взаимосвязи компонентов природы. Природные комплексы (5 часов)
| 59
| 1
|
| Географическая оболочка
| Практическая работа №24
| 60
| 2
|
| Биосфера
|
| 61
| 3
|
| Природные комплексы своей местности.
|
| 62
| 4
|
| Воздействие человека на природные комплексы
|
| 63
| 5
|
| Итоговый урок по теме
| Практическая работа №25
| Население Земли (3 часа)
| 64
| 1
|
| Численность населения Земли. Расовый состав.
|
| 65
| 2
|
| Населенные пункты
|
| 66
| 3
|
| Человек – часть биосферы.
|
| Влияние природы на жизнь и здоровье человека(2 часа)
| 67
| 1
|
| Стихийные природные явления.
|
| 68
| 2
|
| Главные особенности географических комплексов своей местности.
|
| 69
| 1
|
| Повторение курса 6 класса
|
| 70
| 2
|
| Итоговый урок
| Практическая работа №26
|
|