Тема: «Глобус и карта».
Цели:
1)Обучающие: создать условия для формирования представлений о глобусе и карте, меридианах и параллелях; расширять кругозор учащихся;
2) Развивающие: развивать познавательную активность; память, внимание, речь, мышление; мыслительные операции: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
3) Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру; нравственные качества: доброжелательность, толерантность; волевые качества: организованность, дисциплинированность, целеустремленность. Тип урока: урок новых знаний КСО:
иллюстрация «Земля – наш дом»
карта полушарий
глобусы
видеофильм «Старик Хоттабыч»
телевизор, видеомагнитофон
макеты глобуса
ножницы
правила работы в группе
апельсин
колокольчик
конверты, жетоны для рефлексии настроения.
Структура и содержание урока:
Методы,
приёмы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
1) Наглядный метод (работа с иллюстрацией).
2) Словесный метод (эвристическая беседа). 3) Наглядный метод (видеопоказ). 4) «Сокращенный» метод постановки учебной проблемы. Подводящий диалог.
| I. Подготовка к изучению нового материала:
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; актуализировать знания; определить тему урока.
Эмоциональный настрой:
- Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх.
Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.
- Внимательно рассмотрите иллюстрацию.
Что она обозначает?
Вывод: Земля – наш дом. Она полна загадок. Каждый урок вы делаете открытия, отвечаете на вопросы о нашей планете. - Вы уже много знаете. Посмотрите отрывок из сказки «Старик Хоттабыч». Три тысячи лет он лежал в кувшине на дне реки, пока его не вытащил мальчик Волька Костыльков. В благодарность за свое освобождение Хоттабыч решил подсказать мальчику на экзамене по географии.
- Какие нашли ошибки в подсказках ?
- Представьте, что Хоттабыч оказался в нашем классе. Где показали бы ему изображение земли?
- Определите тему урока.
- Цели: 1. Узнать что такое глобус и карта.
2. Найти признаки сходства и отличия.
|
Ответы учащихся.
Просмотр отрывка видеофильма. Ответы учащихся.
Глобус и карта.
|
5) Частично-поисковый метод.
6) Словесный метод (учебный диалог).
7) Классический метод постановки учебной проблемы (проблемный вопрос).
8) Исследовательский метод.
9) Наглядный метод (демонстрация разложения кожуры апельсина по долькам на плоскости; демонстрация развертывания макета глобуса).
10) Словесный метод (учебный диалог).
| II. Изучение нового материала:
1. Определение понятий «глобус», «карта».
- Сегодня на уроке вы будете работать в группах.
Назовите главное правило, по вашему мнению, работы в группе.
Начало и окончание работы по звонку колокольчика.
Задание №1.
- Внимательно рассмотрите глобус и карту.
Дайте определения понятиям «глобус», «карта».
Проверка.
Вывод:
- Сравните ваши определения с определениями, данными авторами учебника (с. 64). 2. Слово учителя.
- Первый глобус создал 500 лет назад немецкий ученый Бейхайм.
- Для чего нужен глобус?
- Для чего нужна карта?
- Представьте, что вы отправляетесь в путешествие. Что возьмете с собой: глобус или карту? Почему?
3. Создание проблемной ситуации.
- У ученых возникла проблема:
Как изображение с глобуса перенести на плоскость? Задание №2
- У вас на парте лежит макет глобуса. Разложите глобус на плоскость, чтобы получилась карта. Можно пользоваться карандашами для разметки, ножницами.
Проверка: Получилась карта? Почему?
- Ученые картографы нашли выход.
- Какие предметы по форме похожи на глобус?
- Также и изображение с глобуса перенесли на плоскость. При этом в одних участках изображение пришлось сжать, а в других – растянуть. Вывод: Какое изображение более точное?
4. Определение понятий
«меридианы» и «параллели».
- Рассмотрите глобус и карту. Представьте, что исчезло изображение всех географических объектов. Что останется?
- Кто знает, как называются эти линии?
- Как узнать?
- Найдите названия этих линий на с. 65.
- Покажите на карте.
- Можно увидеть меридианы и параллели во время путешествия? III. Закрепление изученного материала:
Задания №4,5 с. 66. Проверка.
IV. Итог урока:
- Что общего между глобусом и картой, в чем различия?
Рефлексия настроения:
- Если у вас на уроке было хорошее настроение – положите жетон в конверт, на котором изображено солнышко; если плохое – в конверт, на котором изображены солнышко и туча.
Домашнее задание: склеить глобус.
|
Групповая работа. Работа с учебником. Ответы учащихся.
Групповая работа. Апельсин, арбуз, мяч, воздушный шар.
На глобусе, так как на карте есть искажения.
Черные линии, которые образуют сетку.
Спросить у учителя, обратиться к учебнику.
Работа с учебником.
Групповая работа.
| |