Скачать 69.88 Kb.
|
МОУ Пахотно-Угловская средняя общеобразовательная школа Бондарского района Тамбовской области Урок - соревнование по окружающему миру в 3 классе Тема урока: «Изображение Земли на карте и глобусе. Ориентирование на местности». Учитель начальных классов: Кудрявцева В. В. 2008 год Задачи урока: * проверить знания учащихся по основным вопросам изученных тем: изображение Земли на карте и глобусе, ориентирование на местности, продолжить формирование практических умений, поддержать активную познавательную деятельность учащихся и их интерес к предмету. * воспитывать дружбу, взаимопомощь, аккуратность, умение работать в коллективе, следовать правилам умственного труда, доводить начатое дело до конца, интерес к окружающему миру, литературным произведениям. Оборудование и наглядные пособия: карточки с номерами, которые прикрепляются к одежде школьников, листочки для диктанта, кроссворда с сеткой для ответов приготавливаются заранее для каждого ученика, задания-рисунки выполняются на больших листах и прикрепляются к классной доске. Структура урока. 1.Мотивационный компонент. Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вас видеть. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! 2. Организационные моменты Урок-соревнование включает несколько чередующихся заданий, которые проводятся в быстром темпе, создавая полную иллюзию игры. В начале урока учащиеся делятся на группы. Учащиеся каждой группы сидят за отдельными столами. У каждого школьника свой номер. Члены жюри, в состав которого могут входить зам. директора по учебной работе школы, родители, ученики старших классов - оценивают работу группы в целом и каждого ученика в отдельности. В процессе работы они заполняют таблицу и ведут учет баллов учащихся. В конце урока по полученным баллам учитель выставляет оценки и называет победителей.
Высшая оценка - «5» - 41-43 баллов, «4» - 35-40 баллов, «3»- 22-34 балла. 3. Вопросы к различным этапам соревнования. Примечание. Листочки для диктанта, кроссворда с сеткой для ответов приготавливаются заранее для каждого ученика. Задания-рисунки выполняются на больших листах и прикрепляются к классной доске. Задание 1. «Отгадай». Учитель в быстром темпе читает загадки, а дети вписывают отгадки в сетку кроссворда. За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимальное число баллов за задание - 6. По вертикали: 1. Виден край, да не дойдешь. (Горизонт) 2. На Земле живут две точки, обе в беленьких платочках. (Полюс) 3. Вокруг нее Земля вращается, а утро с ночью не встречается. (Ось) По горизонтали: 1. Он Земли изображение и не любит искажения. (Глобус) 2. Под стеклом сижу, во все стороны гляжу. В лес со мною заберешься - и с пути ты не собьешься. (Компас) 3. Моря есть - плавать нельзя, дороги есть - ездить нельзя, Земля есть - пахать нельзя. Что это? (Карта) Задание 2. «Слово за словом». Ученикам предлагается географический диктант, в ходе которого они должны показать знания основных понятий темы. Учитель читает начало предложений, а школьники на листочках дописывают пропущенные слова. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл. Максимальное число баллов - 20. 1. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью специальных знаков называют... (географической картой). 2. Изображениё на плоскости небольшого участка земной поверхности называют... (планом местности). 3. Очень большой участок суши с ровной или почти ровной поверхностью называют... (равниной). 4. Линии, указывающие направление север-юг, называют... (меридианами). 5. Шкалу на карте, используя которую можно узнать глубины морей и океанов, называют... (шкалой глубин). 6. Самая большая параллель Земли... (экватор). 7. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют... (параллелями). 8. Точки на земной поверхности, где пересекаются все меридианы, называют... (полюсами географическими). 9. Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют... (материками). 10. Часть земной поверхности, видимую человеком на открытой местности, называют... (горизонтом). 11. Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют... (горами). 12. Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют... (океанами). 13. Небольшие возвышения земной поверхности... (холмы). 14. На ней обозначены, но не написаны географические объекты, расположенные на земной поверхности ... (контурная карта). 15. Самое высокое место холма... (вершина). 16. Место, где как бы сходятся небо с земной поверхностью... (линия горизонта). 17. Самая низкая часть оврага называется... (дно). 18. Прибор, с помощью которого можно ориентироваться на местности... (компас). 19. Направление, которое показывает окрашенная в синий цвет стрелка прибора для ориентирования... (север). 20. Сколько основных сторон горизонта тебе известно... (4). 4. Музыкальная физкультминутка Задание 3. «Немые рисунки». Учащиеся рассматривают прикрепленные на классной доске рисунки географических объектов: 1- контур материка Австралия; 2- контур материка Африка; 3- контур материка Южная Америка; 4- контур материка Северная Америка; 5- контур материка Антарктида; 6- контур материка Евразия. Дети должны узнать материки и на листочках под номерами записать ответы. За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимальное число баллов - 6. Примечание. При подготовке наглядного материала к заданию учитель может разрезать одну из контурных карт. Задание 4. «Путешествие по глобусу и географической карте» (практическая работа). Учащиеся с помощью глобуса и географической карты устанавливают: 1. Какой материк имеет только северные берега? (Антарктида) 2. Какой океан омывает только два материка? (Северный Ледовитый) 3. Какие материки целиком лежат в Западном полушарии? (Северная и Южная Америка) 4. Какой океан имеет только южные берега? (Северный Ледовитый) 5. Какой океан омывает Африку с западной стороны? (Атлантический) 6. На каком материке находятся Уральские горы? (Евразия) Максимальное число баллов - 6. Задание 5. «Укажите направление по карте». Инструкция для учащихся: возьмите стрелки, вырезанные из плотной бумаги. Обозначьте каждую стрелку одной из букв - С, Ю, В, 3. Наложите на физическую карту России стрелку С так, чтобы она показывала направление на север от города Москвы. Стрелку Ю положите так, чтобы она показывала направление на юг от города Владивостока. Положите стрелку 3 так, чтобы она показывала направление на запад от города Магадан, а стрелка В на восток от города Санкт-Петербург С какими линиями на карте совпало направление стрелок С и Ю, 3 и В? Максимальное число баллов - 4. Задание 6. Тетради с печатной основой. Учитель просит показать учащихся, как они выполняли задания N 20 и N21 в Тетради для самостоятельной работы. За выполненные задания ученики получают по одному дополнительному баллу. 5. Самостоятельная работа Учитель обращает внимание учащихся на вопросы рубрики «Готовимся к школьной олимпиаде!» на с. 42 в учебнике. Школьникам предлагается ответить на 10 вопросов. 6. Подведение итогов Пока жюри подводят итоги соревнования, можно провести «Минутку любознательных» и попросить желающих учащихся рассказать, что нового по теме они узнали из дополнительной литературы. |