Скачать 79.85 Kb.
|
МБОУ«Татарско-Ямалинская основная общеобразовательная школа»Актанышского муниципального района Республики Татарстан Поурочный план по теме 6 класс Учитель географии Гильманова Ильуза Рахимовна 2013г. Тема урока: Градусная сеть на глобусе и картах Цель урока: -дать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте, о различии изображения на них меридианов и параллелей. -развить умение работы с картами; -сформировать представление о параллелях и меридианах; -обобщить материалы изученные в ходе прошлых уроков; -развить интерес изучаемого предмета. Оборудование: атласы, физическая карта мира и России, глобус, презентация. Ход урока.
Устный опрос. -Что такое географическая карта? Объясните существенные признаки этого понятия. -Какое значение имеют план и карта в практической деятельности человека? -На карте какого масштаба территория уменьшена в большее количество раз: 1:5000 или 1:10 000? -Объясните свою точку зрения, исходя из определения понятия «масштаб». Остальным учащимся предлагается задание по отгадыванию кроссворда «Глобус и географическая карта». (в карточках) По вертикали: 1. Модель земного шара с очертаниями суши и водных пространств. 2. Окружность, условно проводимая по поверхности Земли параллельно экватору. 4. Параллель, проводимая на земном шаре на одинаковых расстояниях от обоих полюсов. По горизонтали:
5. Условно принятая линия на поверхности земного шара, проводимая от полюса к полюсу и пересекающая экватор под прямым углом.
III. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя. - Когда мы впервые идем к кому-то в гости, мы узнаем адрес: улицу, номер дома, номер квартиры. А вот для того чтобы узнать адрес любого географического объекта, необходимо научиться определять его географическую координату. -Посмотрите внимательно на глобус и географическую карту, вы увидите, что они покрыты пересекающимися линиями: меридианами и параллелями. Меридианом называют кратчайшую линию, условно проведенную на поверхности от одного полюса к другому. От Северного полюса до Южного проходят линии все равные - окружности. Меридианы прочертили этот круг и направленье указали: север—юг. Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору. Параллели уменьшаясь к северу и югу, Форму круга сохранить сумели. Параллельны все они друг другу, Потому зовутся параллелями. Самую большая параллель это - экватор, Маленькая точка это - полюс. Все с востока тянутся на запад, И по ним к широтам ведут поиск. Анализируя карту полушарий, учащиеся отвечают на следующие вопросы: -Какое направление на земной поверхности показывает меридиан? -Какие точки соединяют меридианы? -Одинакова ли длина всех меридианов? -Покажите на глобусах нулевой меридиан. Нулевой меридиан делит Землю на два полушария. Какие, покажите их на глобусах. -В переводе на русский язык слово «меридиан» означает «полуденная линия». Как можно объяснить такое название? (Отвечая на эти вопросы, учащиеся используют рис.17, 28 стр.) -Можно ли провести меридиан в классе? Как определить направления? С.П. С.П. Ю.П. Ю.П. Определение направлений по меридианам и параллелям. Параллели, как и меридиан можно провести через любую точку земной поверхности. В каждой точке параллель перпендикулярна меридиану. Поэтому, если вы станете на местности лицом к северу, в направлении меридиана, и разведете в стороны руки, то они укажут направление на параллелей, т.е. запад-восток. (рис 17). По меридианам и параллелям определяют основные и промежуточные стороны горизонта. Анализируя карту полушарий, учащиеся отвечают на следующие вопросы:
Экватор делит Землю на два полушария.
Длина экватора 40 000км, а так как это окружность, то содержится в ней …..(360)градусов. Длина меридиана составляет половину длины экватора, сколько километров и градусов составляет дуга меридиана?(20000км или 1800 ) Градусная сетка на глобусе и картах. На глобусах и картах меридианы и параллели проводят через одинаковое число градусов, например через 100 или 150. Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы, называют градусной сеткой. IV Закрепление. 1)Устно заполняем таблицу. Свойство линий градусной сетки.
2. Работа с глобусом. Покажите на глобусах и укажите, в каких полушариях находятся:
3. Можно ли, выйдя на местность, увидеть на поверхности Земли меридиан и параллель? Итог урок. Выставление оценки. V. Домашнее задание. П. 11прочитать , выучить определения, задание 5. |